Posted 20 августа 2009,, 09:13

Published 20 августа 2009,, 09:13

Modified 17 октября 2022,, 13:56

Updated 17 октября 2022,, 13:56

Новый антимонопольный пакет грозит немалыми штрафами чиновникам Удмуртии

20 августа 2009, 09:13
20 августа 2009 года, руководителя Удмуртского УФАС России Михаила Маренникова об изменениях антимонопольного законодательства в связи с вступлением в силу второго антимонопольного пакета. НГапомним, 21 июля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал второй антимонопольный пакет поправок к законам. С 23 августа поправки начинают действовать.

20 августа 2009 года, руководителя Удмуртского УФАС России Михаила Маренникова об изменениях антимонопольного законодательства в связи с вступлением в силу второго антимонопольного пакета. НГапомним, 21 июля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал второй антимонопольный пакет поправок к законам. С 23 августа поправки начинают действовать.

Поправки касаются понятий, таких как монопольно высокая цена и доминирующее положение на рынке; усилена ответственность должностных лиц, введено понятие уголовной ответственности за нарушение закона о конкуренции и др.

В целом, по мнению руководителя УФАС, новые поправки приведут к усилению ответственности чиновников и простимулируют их к соблюдению законодательства. Он также отметил, что, по его мнению, вступление в силу новых поправок неминуемо привлечет к увеличению, в первое время, сумм собираемых штрафов - "чиновники больше не смогут ограничиться устным замечанием в связи с малозначимостью дела, как это четырежды решал суд в отношении главы администрации Завьяловского района", - отметил г-н Маренников. Он также не исключает, что в Удмуртии дойдет до выявления злостных системных нарушений, которые караются лишением права занимать определенные должности.

Михаил Маренников также отметил, что готовится третий пакет поправок к антимонопольному законодательству. По его словам, он будет посвящен субъектам естественных монополий. Также в нем будут устранены недостатки новых поправок к закону. Пока о них не говорят - по словам руководителя УФАС, слабые места второго пакета будут выявлены в течение ближайшего года, когда появится правоприменительная практика.

"Второй антимонопольный пакет":

ФЗ «О защите конкуренции». Меняется понятие и условия монопольно высокой цены на товар. В новой редакции закона, монопольно высокой ценой товара признаётся цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли; цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара. Ранее Закон устанавливал необходимость определения указанных условий в совокупности, вне зависимости от наличия (отсутствия) сопоставимого и конкурентного рынка. Это создавало определённые сложности в доказывании монопольно высокой цены в тех ситуациях, когда отсутствуют сопоставимые и конкурентные рынки.

Также закон определяет, что монопольно высокой признаётся цена, установленная путём повышения ранее установленной цены товара, если при этом неизменными остались расходы; путём поддержания или неснижения цены, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились и др.

Новая редакция Закона позволяет признать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее чем 35 процентов.

Изменилось антимонопольное законодательство и в части государственного контроля за экономической концентрацией. Увеличены пороговые значения величины суммарной балансовой стоимости активов и выручки лиц, участвующих в сделках, на совершение которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа или последующее уведомление.

Изменение антимонопольного законодательства коснулось государственных преференций. Закон расширил с 7 до 15 перечень целей, для которых возможно предоставление таких преференций. К таким целям относятся развитие культуры, спорта, образования и т.д.

Так же в новой редакции Закона уточнён порядок заключения договоров в отношении передачи государственного или муниципального имущества: расширен перечень субъектов, с которыми договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться без проведения торгов.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). За действия (бездействие) должностных лиц органов власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством предусмотрена административная ответственность - на должностных лиц может быть наложен административный штраф от 15 до 30 тысяч рублей, а при повторном привлечении к административному наказанию за аналогичное правонарушение размер штрафа увеличивается до 50 тысяч. Также Закон позволяет дисквалифицировать чиновника любого уровня за неоднократные нарушения антимонопольного законодательства на срок до 3-х лет.

Изменена ответственность за нарушения законодательства в сфере размещения заказов. Вводятся штрафы исходя из начальной максимальной цены контракта, то есть сейчас ответственность напрямую будет зависеть от суммы заказа - 1 % от суммы заказа (не менее 5.000 рублей и не более 50.000 рублей (в зависимости от состава правонарушения)). Также, нарушения в сфере размещения заказов разделяются не только по составам правонарушения, но размер ответственности разбивается еще и по дням. Чем длительней период совершения правонарушения, тем больше штраф.

Внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ. Введена уголовная ответственность за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением (к примеру, установление монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам). Должностные лица будут привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

За недопущение, ограничение или устранение конкуренции лицом с использованием своего служебного положения, с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения, причинением особо крупного ущерба либо получения незаконного дохода в особо крупном размере (25 млн. рублей) – виновные лица наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Правонарушитель может быть освобождён от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию данного преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

"