Posted 20 октября 2006,, 10:10

Published 20 октября 2006,, 10:10

Modified 17 октября 2022,, 14:22

Updated 17 октября 2022,, 14:22

Следующий этап российского капитализма

20 октября 2006, 10:10
Известный экономист и реформатор, глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс утверждает, что российской экономике уже не свернуть с рыночного пути.

Известный экономист и реформатор, глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс утверждает, что российской экономике уже не свернуть с рыночного пути. По его словам, энергетика – это лишь одна из отраслей, которая перешла к рынку. Остальные находятся в пути, но все они рано или поздно «там» будут. Анатолий Борисович доказал это в своем интервью редактору "Завтра" Александру Проханову. Приведем только отрывки.

- (Вопрос А.Проханова) Не могли бы вы - пусть очень приблизительно, кратко - описать образ страны, в которую Россия сложится, скажем, к 2020 году?

- На мой взгляд, российский капитализм завершает первый и, наверное, самый сложный этап своей жизни. Это был этап его создания и становления. Сегодня он создан и укореняется. Все то, что должно было отмереть, - уже умерло, а та основа, которая необходима для новой жизни экономики - уже создана. То, что в Америке потребовало ста пятидесяти лет с чикагскими "неприкасаемыми", нью-йоркской мафией, Великой депрессией тридцатых и выходом из нее, в России - вместе с "новым русским" на "мерседесе", дефолтом 98-го и выходом из него - заняло пятнадцать лет. Эра первоначального накопления завершилась, "малиновые пиджаки" вышли из моды, а дети их обладателей учатся в лондонской школе экономики или уже вернулись оттуда в Москву, где их с удовольствием взяли на работу новые российские компании или российские отделения крупнейших международных инвестбанков.

Что будет дальше. Если вы хотите услышать одно слово, которое вбирает в себя суть всего того, что будет делать российский капитализм дальше - то это слово: р-а-з-в-и-т-и-е. Российский капитализм будет строить и развивать новые технологии, создавать целые отрасли, в которых у нас есть конкурентные преимущества. Он будет инвестировать и осваивать наши регионы, в которых никогда по-настоящему не развивалась экономика. Это будут делать и так называемые олигархи, и средний бизнес, и начинающие - не скупать и захватывать, а производить и развивать. Да они, собственно, это уже начали делать. Я вижу это в десятках регионов, на сотнях примеров, в макроэкономических параметрах, в своей ежедневной работе, в действиях наших потребителей.

Расскажу на примере о нашей компании. Последние полгода РАО ЕЭС вкатывается в новую стадию своего существования, о которой раньше страшно было даже мечтать. Разработанная и утвержденная нами на днях инвестиционная программа - крупнейшая среди всех российских компаний. Осуществив до конца наши реформы, доведя их до логического результата, уже в будущем 2007 году мы получим колоссальные финансовые ресурсы, о которых раньше мечтать не могли. Конкретно по будущему году - точно будет более десяти миллиардов долларов прямых инвестиций.

Я понимаю как, какими механизмами и с каких рынков их привлеку. Эти деньги нужно эффективно потратить, а для этого нужно точно знать, что необходимо сделать в российской энергетике. И сегодня мы уже можем сказать, какие электростанции, где и на каком топливе должны быть построены, какие линии электропередачи должны быть синхронно с ними введены, чтобы обеспечить выдачу их мощности. Такое понимание есть. Эти миллиарды должны пойти - в российское энергомашиностроение, в российскую электротехническую промышленность. А это - колоссальные комплексы.

Дальше - российский энергостроительный комплекс. Это - тоже целая отрасль, колоссального объема, с десятками тысяч рабочих мест. Дальше - собственная научно-проектная база. Ведь нужны проекты этих станций, а для них - фундаментальный научный задел.

- (Вопрос А.Проханова) Все, что вы мне сейчас рассказали, касается все-таки исключительно вашей корпорации.

Страна и будет складываться из таких проектов. Остановившаяся наука для своего запуска требует спроса. Этот спрос мы в своей отрасли как раз и создаем. Только для этого потребовались годы и годы работы. Когда я говорю о строительстве новых технологических укладов - в газовой энергетике, в угольной энергетике, в гидроэнергетике, в коммуникационных устройствах, в электросетях,- они все появятся из частных денег.

Показательна Богучанская ГЭС. Она на 50% возводится за счет частных денег. И каждая следующая станция будет в еще большей степени частной. Интерес инвесторов колоссальный, и я как финансист просто уверен: они придут в отрасль со своими миллионами. Так вот, посмотрите - не страна, а всего лишь одна из многочисленных отраслей нашей российской экономики. Начали в девяносто восьмом, а сейчас на дворе две тысячи шестой. Но остались всего год-два - и все это будет в "железе", уверяю вас.

Все, что вы сейчас начинаете видеть, - результат того набора действий, который и был осуществлен в 90-е. Это не некое загадочное отклонение от стратегии, а прямой результат того, что делалось. Да, тогда гибли целые предприятия, гибли целые отрасли. Но они и не могли не погибнуть в ситуации, когда СССР стал банкротом не в фигуральном, а в точном финансовом смысле слова. Дальше у вас есть только одна стратегия. Первый шаг - попытаться минимизировать ущерб в процессе вот этих чудовищных и неизбежных трагедий, потому что трагедии уже заданы, они уже детерминированы. Второй шаг - внутри трагедии пытаться выращивать то, из чего потом возникнет неожиданно удивляющее чудо. Но оно не неожиданное! Оно создавалось тогда, когда в России была создана частная собственность, с законодательной базой, и, главное, с изменившимся сознанием сначала тысяч, потом сотен тысяч, а потом и миллионов людей.

Можно взять примеры из разных отраслей. Торговля. Технологически - одна из самых простых сфер, выходящая прямо на потребителя, на живой спрос. Что произошло в торговле за последние пятнадцать лет? Шаг номер один. Указ о свободе торговли. Февраль 92-го. Вы помните, бабушки с носочками возле метро? Им эти носочки разрешили продавать, и ни пожарная инспекция, ни санэпидемстанция не могли их изгнать. Стадия номер два. Ларьки. Целый класс лавочников. Между прочим - один действующий министр и несколько губернаторов - бывшие ларечники. Стадия номер три. "Антинародная приватизация" и продажа магазинов. Сейчас мы находимся в стадии, которая называется "инвестиционный бум", с масштабным строительством сетевых бизнесов торговли - всякие "меги", "перекрестки", причем уже дифференцированно по качеству спроса: это для низкодоходных, это для среднедоходных. Не просто московские, а российские сети. При этом - абсолютно мирового класса.

Заметьте - если в торговле все уже произошло, то в энергетике я вам предоставляю уникальную возможность - следите за событиями - все произойдет в ближайшие два-три года.

Что касается других отраслей, то кораблестроение точно возрождается. Ракетостроение - абсолютно очевидно. Оно имеет перспективу за счет того, что мы пошли в международные пуски. Пуск стал товаром. Мы сделали уникальный проект "Sea Launch" - это технология, которая позволяет запускать и наши и иностранные космические корабли в океане с платформы с идеальной географической точки, минимизирующей мощность и расход топлива ракеты. То есть мы нащупали нишу в рынке.

В то же время, к сожалению, легкая промышленность вся упала. Здесь, в моем понимании, другая причина – государство и его таможенная политика. Так что вся наша легкая промышленность будет восстанавливаться медленно и трудно.

Но экономическое развитие уже есть и, что еще более важно - для него заложена единственно верная основа. Почему в энергетике есть развитие, почему электростанции строятся, почему будут подниматься машиностроение и легкая промышленность? Потому что есть спрос. В этом смысле экономика так и будет жить: есть базовый спрос, от него развиваются сначала более простые отрасли, затем более сложные. Даже с помощью каких-то сверхъестественных способностей мы бы не сделали ничего в энергетике, если бы не было стартовой точки под названием "спрос".

Фотографии предоставлены Клубом региональной журналистики "Из первых уст"

"