Posted 22 сентября 2017,, 09:11
Published 22 сентября 2017,, 09:11
Modified 17 октября 2022,, 14:11
Updated 17 октября 2022,, 14:11
Российская нефтегазовая отрасль продолжит быть главным донором-налогоплательщиком, как минимум, в ближайшие три года. Об этом свидетельствует утверждённый проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Несмотря на заявления федеральных чиновников о необходимости скорейшей модернизации экономики РФ и сокращения зависимости от сырьевого фактора, ситуация существенным образом не изменится. Более того – теперь кроме нефтяников активнее пополнять госказну придется и рядовым россиянам, поскольку они будут из собственного кармана оплачивать предполагаемое повышение топливных акцизов, сообщает «Нефть и Капитал».
При составлении проекта бюджета в прогнозе бюджетных доходов Минфин учёл выплату госкомпаниями дивидендов не менее 50% чистой прибыли, то есть 400 млрд руб. ежегодно.
Кроме того предполагаются и дополнительные доходы бюджета от повышения акцизов на бензин, которые министр финансов Антон Силуанов оценил в 40 млрд руб. Они будут расти в два этапа – на 0,5 руб. с января 2018 года и еще на 0,5 руб. с июля 2018 года.
Рост цен на топливо при этом будет способствовать подорожанию товаров и услуг, и, как следствие, увеличению инфляции.
При этом пострадают и сами нефтяные компании: они либо потеряют часть прибыли, либо переложат налоговую нагрузку на плечи покупателей. Во втором случае они все равно столкнутся с сокращением доходов за счет уменьшения деловой активности и как следствие – спроса на моторное топливо.
Между тем, нефтяные компании столкнулись с необходимостью реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, и пока в стране сохраняется напряжённая обстановка с бензином.
«Старые установки глубокой переработки нефти были выведены из эксплуатации для замены, новые пока еще не пущены. Только в 2016 году началось восстановление этого производства. Если взять 2016 год, то дефицит бензинов в России составлял 7 млн тонн. При этом розничный рынок никак не страдал: АЗС снабжались на 100%», - сообщил «НиК» генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
По его словам, напряженная обстановка с бензином в стране пока сохраняется, но в ближайшие 2-3 года, все зависит от скорости ввода установок, объемы производства топлива в России возрастут до 60 млн тонн.
Однако это произойдет только в том случае, если компании смогут вовремя ввести в строй новые модернизированные мощности. Если произойдёт уменьшение прибыли от розничной продажи бензина, то этот момент опять будет отложен.
Кроме того, по мнению одного из собеседников издания – менеджера в одной из ведущих нефтегазовых компании России, повышение цен для конечного потребителя в России вряд ли положительно скажется на экономике страны. Он отметил, что в США смогли создать сильнейшую в мире экономику благодаря низким ценам на энергоносители внутри страны для рядовых потребителей. Дешевый бензин позволил развиваться транспорту и туризму, создав огромное количество рабочих мест.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил изданию, что принятое правительством решение по увеличению акцизов с 2018 года будет дополнительным фактором для роста цен на топливо, но не повлияет на спрос и развитие отрасли. Он напомнил, что регулятором рынка является Федеральная антимонопольная служба ФАС, и она продолжит следить и за розничными и за оптовыми ценами на топливо.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что один фактор повышения акцизов на топливо в 2018 году не может существенным образом повлиять на цену бензина. Однако рост цен для конечных потребителей будет, скорее всего, в общих планируемых параметрах.
Отметим, что в Удмуртии цена за литр бензина марок АИ-93 и АИ-95 и выше с начала года имеет тенденцию к росту.
Замдиректор аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева сообщила «НиК», что увеличение акцизов обязательно приведет к очередному увеличению цен на бензин и негативно скажется, в первую очередь, на розничном потреблении.
«Налоговая составляющая играет большую роль в формировании стоимости топлива, поэтому запланированное увеличение налогов приведет к очередному скачку цен. С учетом невысокой стоимости нефти и укреплением рубля, рост акцизов будет иметь негативный эффект для потребителя, в первую очередь – розничного. Повлияет он и на оптовых покупателей – производство, логистика. Все это приведет к росту цен на различные услуги, например, авиабилеты», – отметила эксперт.
Она подчеркнула, что нефтеперерабатывающие заводы постоянно должны переходить на новые экологические стандарты, что требует дополнительных затрат компаний и выливается в значительные суммы. В этой связи для А. Кокоревой остаётся непонятным, как государство может сдерживать рост стоимости топлива, повышая налоги.
Она отметила, что на отрасли повышение акцизов отразится только в случае серьезного падения спроса на бензин, однако спрос, вероятнее всего, серьезно не упадет, компаниям всё равно нужно будет покупать горючее. «Дизель и бензин останутся востребованными, поэтому ничего не изменится, просто вся налоговая нагрузка будет переложена на потребителя», - считает она.