Posted 23 апреля 2015,, 08:43

Published 23 апреля 2015,, 08:43

Modified 11 ноября 2022,, 21:37

Updated 11 ноября 2022,, 21:37

ВС РФ объяснил причины отказа концерну «Ижмаш» во взыскании с Минобороны убытков от взрывов в Пугачево

23 апреля 2015, 08:43
Коллегия ВС ришла к выводу, что ОАО «Концерн «Ижмаш» не смогло доказать факт передачи имущества в войсковую часть и возникновение убытков.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ после рассмотрения кассации министерства обороны России по делу о взрывах в п. Пугачево (Малопургинский район, Удмуртия) пришла к выводу, что ОАО «Концерн «Ижмаш» не смогло доказать факт передачи имущества в войсковую часть и возникновение убытков. Об этом сообщается в полном тексте определения суда, размещенном 21 апреля в картотеке арбитражных дел.

Напомним, судебная коллегия 14 апреля, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства обороны России вынесла определение об отмене судебных решений, ранее обязавших оборонное ведомство выплатить ОАО «Концерн «Ижмаш» 246,4 млн рублей в счет погашения убытков от взрывов на арсенале в поселке Пугачево. Коллегия ВС РФ определила оставить без изменений решения Арбитражного суда Удмуртии от 28 сентября 2012 года и постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда (г. Пермь) от 26 ноября 2012 года, которые отказывали концерну «Ижмаш» в удовлетворении иска.

В своей кассационной жалобе Минобороны указывало, что не может выступать представителем войсковой части в Пугачево, потому что часть сама является действующим юрлицом. Оборонное ведомство также считает, что договор концерна «Ижмаш» с частью нельзя считать заключенным, потому что перечень имущества, подлежащего передаче на хранение в часть, сторонами не был согласован, а имущество не определено. В жалобе указывалось также, что полномочия заведующего хранилищем, принявшего изделия в часть, документально не подтверждены. Минобороны считает, что концерн «Ижмаш» не доказал и сам факт уничтожения переданного на хранения имущества.

Коллегия ВС РФ установила, что войсковая часть 86696 не является юрлицом, что подтверждено решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2008 года, в соответствии с которым запись о государственной регистрации части в качестве юридического лица признана недействительной. 24 декабря 2010 года часть поставлена на учет в качестве структурного подразделения Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области». «Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации», - приходит к выводу коллегия.

В основном же члены коллегии согласились с доводами Минобороны.

Судебная коллегия пришла к выводу, что документы, представленные концерном «Ижмаш», не подтверждают передачу войсковой части имущества по акту от 11 января 2011 года. Коллегия обратила внимание на то, что перечень имущества в приложении №1 к договору между концерном «Ижмаш» и войсковой частью не совпадает с перечнем имущества в акте приема-передачи.

«Имущество, указанное в приложении к договору, является составными частями изделий, а имущество, указанное в акте приема-передачи, является комплектующими, которые входят в состав составных частей изделий, указанных в приложении к договору», - отмечают члены коллегии. В деле также отсутствуют транспортные документы, подтверждающие перевозку имущества и его количество.

Судебная коллегия также пришла к выводу, что порядок сдачи-приемки материальных ценностей не был соблюден. Прием материальных средств должен производиться комиссией склада на основании нарядов по фактическому количеству и качеству груза. Приемщик должен указать в наряде, что «Груз принят» и заверить роспись мастичной гербовой печатью склада, а принятое им имущество передать на хранение начальнику хранилища под расписку в сопроводительных документах или актах приема. Акт же приема передачи между концерном «Ижмаш» и войсковой частью составлен и подписан только кладовщиком концерна и заведующим хранилищем с печатью «Для внутренних и хозяйственных документов».

Суд также обратил внимание на то, что хотя концерн «Ижмаш» в подтверждение уничтожения своего имущества при взрыве представил акт технического осмотра погрузочно-разгрузочной площадки №11 войсковой части от 16 июня 2011 года, в документах отсутствуют сведения о том, что переданное концерном имущество было помещено на эту площадку или в какое-либо иное хранилище.

Члены судебной коллегии посчитали необоснованными и расчет суммы убытков концерна «Ижмаш». Расчет был произведен на основе инвентаризационных описей концерна от 14-15 июня 2011 года, которые были подписаны в том числе представителем войсковой части, полномочия которого на участие в осмотре, инвентаризации и подписание инвентаризационных ведомостей не подтверждены. «Таким образом, обществом «Концерн «Ижмаш» не подтвержден размер убытков», - говорится в определении судебной коллегии.

Определение вступило в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

"