Posted 23 декабря 2008,, 14:10

Published 23 декабря 2008,, 14:10

Modified 17 октября 2022,, 13:57

Updated 17 октября 2022,, 13:57

Михаил Добындо: новые задачи требуют новых решений

23 декабря 2008, 14:10
В ходе прямой линии гендиректор Ижевского автозавода рассказал о планах компании на 2009 г и проблеме кадров.

15 декабря в эфире телеканала «Моя Удмуртия» прошла уже ставшая традиционной прямая линия с генеральным директором Ижевского автозавода Михаилом Добындо. У нашей редакции появилась возможность опубликовать ответы зрителям руководителя предприятия.

- Каким станет для «ИжАвто» 2009 год?
- Прогнозы сегодня – дело неблагодарное. Особенно опасно строить воздушные замки. Поэтому мы очень скрупулезно оценили рынок и определили для себя минимальный уровень производства в 2009 году – 65-67 тысяч автомобилей (32,5 тысячи – KIA Spectra, почти 21 тысяча «четверок», около 6 тысяч KIA Sorento и 5 тысяч фургонов «ИЖ-27175»). Это – примерно то количество автомобилей, которые «ИжАвто» произведет по итогам 2008 года. И это - тот базовый уровень, который не может быть уменьшен, но может быть увеличен в случае, если нам удастся начать реализацию новых проектов или найти новые возможности для сбыта продукции. Понятно, что наступающий 2009 год не обещает быть простым – ни для страны в целом, ни для отдельно взятого завода. Но он даст нам работу, занятость. Поставит новые задачи. А значит, будем искать новые решения.

Перспективы
- Будут ли реализованы планы по сотрудничеству с компанией Renault-Nissan? Какие шансы у завода начать выпуск новых автомобилей? И когда?
- Спасибо за вопрос. Сегодня действительно ведутся активные переговоры с Группой «АвтоВАЗ-Рено-Ниссан». Переговоры находятся в заключительной стадии. На заводе почти постоянно присутствуют технические делегации с Волжского автозавода, представители Renault-Nissan. Наше производство получило очень высокие оценки – за уже достигнутый уровень технологических процессов, качества и культуры, а также – за потенциал роста. Масштабный прием персонала также связан с возможностью реализации новых проектов. Но более конкретно об этих планах можно будет вести речь после того, как собственниками будут приняты окончательные решения и подписаны официальные документы. В этих условиях задачи руководителей автозавода и всего нашего коллектива - сохранить достигнутое. Не растерять людей и быть готовыми, когда сделка совершится, идти дальше.

Производство
- В составе «ИжАвто» – крупнейшее штамповочное производство в Уральском регионе с уникальной техникой. Расскажите о перспективах его загрузки.
- Мы принимаем меры по загрузке прессового производства, забирая с «АвтоВАЗа» 38 позиций деталей крупной штамповки, и это – только проба пера. В дальнейшем внутреннее производство при освоении новых моделей будет доведено до 80%, и прессовое производство получит полную загрузку.

- Автомобиль KIA Spectra сходит с конвейера «ИжАвто» более 3-х лет. Парк – уже около 100 тыс. штук. Какая за это время есть динамика по качеству?
- Мы продолжаем работать с качеством лучшим, чем того требует корейская сторона. Норматив качества KIA Motors, установленный для модели KIA Spectra, 32 балла. «ИжАвто» же отработал 2008 год с уровнем 17-19 баллов. Также есть такое понятие: оптимальное соотношение «цена-качество», то есть уровень качества и издержки на его достижение. Так вот, ижевская Spectra как раз обладает качеством на уровне современных европейских и азиатских автомобилей и в то же время находится в самом низу ценовой планки. Поэтому этот автомобиль и сейчас продается хорошо, несмотря на застойные явления на рынке в целом.

-Загружены ли благодаря производству KIA Spectra на «ИжАвто» другие российские предприятия?
- Правительством несколько лет назад была принята не программа развития автомобилестроения, а программа «автомобилизации» населения. Поэтому компонентная отрасль остается довольно слабой, и 70% комплектующих для KIA Spectra до сих пор закупаются за рубежом. Тем не менее, у завода есть обязательства - в течение 5 лет локализовать (то есть освоить в России) 30% узлов и деталей для этого автомобиля. И мы работаем в этом направлении с некоторым опережением графика. За те три года, что автомобиль находится у нас на производстве, локализовано 22% комплектующих при нормативе в 20%. И на 30 % мы выйдем несомненно. Хотя это – капля в море. Надо бы, чтобы доля внутреннего производства составляла 80% и только 20% - покупалось со стороны. В таком случае можно будет говорить о полноценной национальной автомобильной промышленности, обеспечивающей рабочие места (одно рабочее место на автозаводе создает 7-10 в смежных отраслях), и об освоении современных технологий, которые гарантируют качество произведенных в России автокомпонентов.
На самом деле задача развития внутреннего производства в России автомобилей уже озвучена. Еще весной ее поставил В.В. Путин, на совещании в Елабуге заявивший, что нам необходимо на 80% обеспечить российский автомобильный рынок автомобилями, произведенными в России.

Авторынок
- Американские автопроизводители на грани банкротства. Как будут обстоять дела с нашим автопромом, в частности, «АвтоВАЗом» и «ИжАвто»? Кризис же, банки все меньше выдают кредитов. Справится ли российский автопром с ситуацией?

- Коротко на этот вопрос не ответишь. Вся наша экономика в последние годы переживала период «мнимого благополучия», когда деньги были легкими и доступными, и когда казалось, что места на рынке хватит для всех – для российских автопроизводителей и для импортеров. У российской власти было минимум пять лет, за которые можно было поднять промышленность и дать экономике «не рыбу, а удочку». Но, к сожалению, к потребительской модели общества страна перешла, минуя индустриальную. И кризис для России будет особенно глубоким. Но это в целом. Если же говорить о конкретных предприятиях отрасли, то «АвтоВАЗ» и «ИжАвто», пожалуй, находятся в лучшем положении, чем иностранные производители. Доллар в цене растет, импортные автомобили в рублевом эквиваленте становятся все более дорогими, а мы остаемся в ценовой нише, в которой наши автомобили доступны для населения. Поэтому часть трудностей кризиса будет нивелирована.

- Не кажется ли вам, что с возрастанием цен на топливо станут более актуальными компактные и экономичные автомобили?
- Право на существование имеют разные машины. В Америке автомобиль с объемом двигателя менее 3-х литров считается недоразумением. У нас в России автомобиль класса С наиболее востребован - составляет более половины от общего объема продаж. Россияне больше любят просторные автомобили. Поэтому Ижевский автозавод в своем развитии предусматривает платформу С (примерно – размеры KIA Spectra). Хотя класс А сейчас, действительно, очень перспективен. Может быть, в будущем можно будет говорить и о компактных автомобилях, произведенных в Ижевске.

Люди
- Сейчас, по ощущениям, большинство руководителей испытывают избыточность кадрового состава своих предприятий. А «ИжАвто» продолжает набирать людей?
- Это действительно так, мы ведем прием на работу. К сожалению, на предприятии велика текучесть. Это говорит о том, что разрушена система подготовки персонала, прежде всего рабочего. И приходится «перелопачивать» большую массу народа для того, чтобы найти в конце концов тех людей, которые способны работать на заводе. Заводская жизнь – особая. И людей к этому надо готовить. Сегодня государство переложило эту подготовку на плечи предприятий. Но работаем – и в результате этой постоянной работы сформировали сплоченный коллектив, способный решать серьезные задачи. В частности, поставить на производство любой современный легковой автомобиль или внедорожник в габаритах KIA Sorento.

- То есть сокращений не предвидится?
- Нет. Но надо знать, что «ИжАвто» работает всего на треть от своих возможностей, выпуская в год около 70 тысяч автомобилей. Поэтому в 2008 году мы работали в четырехдневном режиме и в одну смену, за исключением производства KIA Spectra. И на 2009 год у нас примерно соизмеримая программа, потому что будет идти подготовка к производству новых моделей, но это не увеличит фактический выпуск автомобилей. По крайней мере до сентября заводу предстоит работать в режиме неполной загрузки производства. Если дальше загрузка возрастет, будем работать в две и в три смены, а забыть, возможно, придется не только о простоях, но и о выходных.

- Какая зарплата на заводе?
- Средняя – 12 300 рублей, невысокая. Особенно с учетом того, что мы работаем не полную рабочую неделю, а значит, фактически работники получают меньше. Но даже и при этом автозавод по уровню зарплаты находится на четвертом-пятом месте среди промышленных предприятий Ижевска. Сегодня, когда лидер по зарплате, «Ижсталь», также работает не в полную силу, зарплата у нас стала выше «ижсталевской». При увеличении загрузки автозавода зарплата будет расти.

"