Posted 24 сентября 2018, 06:58
Published 24 сентября 2018, 06:58
Modified 17 октября 2022, 14:26
Updated 17 октября 2022, 14:26
Федеральная антимонопольная служба озаботилась возможным ростом цен на хлеб. Правда, свое беспокойство антимонопольщики выразили весьма странным способом. По их мнению, если кого и стоит винить в будущем подорожании хлеба, то исключительно аналитиков, которые, собственно, и предсказали рост цен. Нет, это не шутка и не троллинг, сообщает "Версия".
На прошлой неделе ФАС даже выпустила официальное предостережение исполнительному директору Руспродсоюза Дмитрию Вострикову и вице-президенту Российского зернового союза (РЗС) Александру Корбуту за их прогнозы о возможном подорожании хлеба. «Подобные публичные заявления должностных лиц о планируемом поведении на товарном рынке могут действительно привести к повышению цен на рынке хлебных продуктов, если хозяйствующие субъекты воспримут их как руководство к действию, – комментирует начальник управления контроля АПК ФАС Анна Мирочиненко. – Поэтому ФАС России решила выдать этим должностным лицам предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства».
Все «преступление» состояло лишь в том, что в последние недели в СМИ действительно муссировалась тема о росте цен на хлеб. По прогнозам некоторых аналитиков, до конца года хлеб может подорожать на 10% и более.
«Версия» попыталась разобраться, чего же в действительности стоит ждать потребителям. Главное – подорожанию быть. А вот прогнозы относительно роста цен в данном случае величина столь же бесполезная, как средняя температура по больнице. «За первые полгода цены на хлеб в целом по стране повысились на 2%. В прошлом году повышение составило 3%. По итогам этого года максимум будет 4-5%. Никаких скачков цен не предвидится», – считает ведущий аналитик Российской гильдии пекарей и кондитеров Максим Киселёв. Вроде выглядит не так уж и страшно. Но тут весь вопрос в том, как считать. По словам эксперта, в России были регионы, где хлеб даже дешевел. Но вместе с тем в некоторых областях наблюдалось подорожание главного продукта более чем на 10%. Так что какого-то единого прогноза быть не может.
Не стоит забывать и о том, что производители стараются сдерживать цены только на так называемые дешевые социальные сорта хлеба. Ценовых скачков в этом сегменте действительно не предвидится. Однако заплатить за это придется более состоятельным потребителям.
«Любой хлебозавод выпускает и массовые сорта хлеба, и сорта с большей добавленной стоимостью, – объясняет Максим Киселёв. – Вот подорожало у вас ЖКХ, но вы не хотите повышать цену на массовый продукт. Вы оставляете 20 рублей, хотя его себестоимость повысилась. Однако компенсируете сокращение рентабельности массовых сортов повышением цен в других сегментах».
Примечательно, что положение дел в тех самых других сегментах редко беспокоит ту же ФАС. Есть на прилавках батон «Нарезной» по 20 рублей, и этого достаточно. А тот факт, что цена того же батона так называемой несоциальной категории давно уже перевалила за 60 рублей, сегодня мало кого волнует. Сами участники рынка называют такое положение дел вполне закономерным: дескать, хлеб в России вообще неоправданно дешевый продукт. «Хлеб у нас чрезвычайно низкой стоимости, – подтверждает глава РЗС Аркадий Злочевский. – Дешевле только в Египте, но там египетское правительство субсидирует стоимость хлеба. А у нас никаких субсидий на хлебопечение не предусмотрено». Впрочем, нужны ли нашим хлебопекам субсидии – это еще большой вопрос. Более 40% цены на хлеб накручивают именно в ритейле. Так что, может быть, ФАС, прежде чем выпускать предостережения экспертам и аналитикам, стоило бы проконтролировать ценообразование в торговых сетях?
Максим Киселёв, ведущий аналитик Российской гильдии пекарей и кондитеров: «Основные факторы, влияющие на рост себестоимости хлеба, – это рост тарифов ЖКХ, а также рост расходов на транспорт из-за дорожающего бензина. То есть речь идет о затратах, не связанных напрямую с производством, не связанных с ценами на сырье. Сырье как раз практически не дорожает. Заявления экспертов и аналитиков на цены, я думаю, не очень-то влияют. Но зато это влияет на социум. Хлеб – это социальный продукт, и реакция на его подорожание может быть резкая. Никому не нужно раскачивать лодку».