Из-за активных поставок зерна на экспорт по железной дороге Петербургу не хватает вагонов

Из-за активных поставок зерна на экспорт по железной дороге Петербургу не хватает вагонов

Из-за активных поставок зерна на экспорт по железной дороге Петербургу не хватает вагонов

25 октября 2017, 14:16
Экономика
Фото: echosar.ru
Власти северной столицы считают, что это может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен.

Нехватка вагонов может стать серьезной проблемой для снабжения мукомольных предприятий Санкт-Петербурга. Использование железнодорожного транспорта для поставок зерна на экспорт остается в приоритете, и местные переработчики остаются не у дел, пишут «Новые известия».

Власти северной столицы считают, что это может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен. Известно, что о трудностях ряда мукомольных предприятий Санкт-Петербурга, связанных с поставками вагонов, губернатор Георгий Полтавченко доложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В письме Г.Полтавченко отмечает, что в связи с активным экспортом зерна мукомольные предприятия города не могут получить вагоны для его транспортировки. Это создаёт риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства. При этом регионы, из которых в основном поступает в Петербург зерно, вошли в список приоритетных регионов при вывозе зерна на экспорт по железной дороге.

Между тем, в 2016 году государственное АО «Объединенная зерновая компания» приобрело почти 3000 вагонов для решения задач по «обеспечению продовольственной безопасности». Неизвестно, поступили ли они в Петербург.

В настоящее время на рынке железнодорожных перевозок работает «Русагротранс», который Федеральная антимонопольная служба считает доминирующим субъектом, и другие участники рынка, как, например, «Технотранс». Тарифы «Русагротранса» регулятор постоянно мониторит, остальные операторы пользуются свободным ценообразованием. Из-за ценового контроля стоимость предоставления вагонов у «Русагротранса» существенно ниже, чем у недоминирующих компаний, поэтому борьба идет именно за его вагоны, рассказывает собеседник «Коммерсанта» в отрасли.

Он же сообщает, что небольшие компании неохотно занимаются внутренними перевозками из-за их малой доходности, и государство может давать указания только компаниям, на которые у него есть влияние. У мелких участников рынка цены на перевозку могут доходить до 2500 рублей, в то время как у «контролируемых» участников цена составляет порядка 1500 рублей.

По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, замедление оборачиваемости вагонов связано с нехваткой локомотивной тяги и традиционно низкой скоростью отгрузки зерна с элеваторов в центре России и Поволжье. По подсчетам «Совэкона», в июле-сентябре объем железнодорожных перевозок зерна в РФ вырос на 88%, до 1,4 млн тонн.

Российский Минтранс предлагает внести поправки в закон, устанавливающие штрафы за простой вагонов для грузоотправителей и на станциях выгрузки. Обсуждается и необходимость мониторинга цен недоминирующих операторов. Пока неизвестно, попало ли в перечень поручений министерства привлечение вагонов ОЗК.

В администрации Петербурга добавили, что город также могут включить в перечень приоритетных направлений для отгрузки зерна и рассматривать заявку на подачу вагонов в этом направлении в первоочередном порядке.

Однако аграрные регионы страны страдают от переизбытка зерна. Рекордный урожай в 133 млн тонн, который собрали в 2017 году, оборачивается дефицитом мест на элеваторах и хлебоприемниках.

Вину за дефицит места на элеваторах и хлебоприемниках генеральный директор ООО «Соколово», председатель Ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области Анатолий Степанов возлагает на АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК)» сообщает газета РБК.

«Мы пошли в атаку, но патроны нам не подвезли. Начали кичиться с конца лета, что идем на очередной рекорд. А кто подумал о том, как обеспечить перевозчиков транспортом, кто подумал о том, где хранить лишний объем? Может просто отдать его голодающим, убрать его с рынка», - отметил он.

По словам А. Степанова, в начале весны все цены на оборудование повысились, а сегодня цена на конечную продукцию — упала.

Интересно, что максимальную прибыль от зерновых получают хозяйства юга России, которые приближены к портам Черного и Азовского морей, откуда идут поставки на экспорт.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter