Posted 25 октября 2018, 12:15
Published 25 октября 2018, 12:15
Modified 17 октября 2022, 14:34
Updated 17 октября 2022, 14:34
"Сухие цифры инвестиционной статистики говорят сами за себя, - пишет в своём Живом Журнале экономист Андрей Нальгин. - И говорят они одно. За пределами нефтегазового и оборонного секторов у перерабатывающей промышленности жизни почти что уже нет.
Как и 20-30 лет назад, Россия реализует крайне скудный набор бизнес-идей. В первую очередь, это добыча и первичная переработка углеводородов и другого сырья с чёткой ориентацией на экспорт. За последние годы к ней добавились инфраструктурное строительство, также во многом экспортно-ориентированное, производство разных видов вооружений, в основном за казённый счёт, и торгашеский потребительский сегмент – розничная торговля + производство продуктов питания.
А вот обрабатывающая промышленность, не связанная с гособоронзаказом и госзакупками, неуклонно деградирует – медленно и верно. Собственных ресурсов на развитие у неё, по большому счёту, уже нет, на поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится: денег нет, а инвестиции от зарубежных спонсоров в нынешней геополитической обстановке, как минимум, проблематичны. Как максимум, иностранные инвесторы активно выводят вложенное, что проявляется в крайне высоких показателях оттока капитала.
В принципе, это катастрофа – особенно с точки зрения патриотических целей по импортозамещению и самостоятельному развитию. Очень выпукло эта удручающая картина видна по статистике капиталовложения 200 крупнейших отечественных компаний, скрупулёзно собранной журналом "Эксперт". По данным издания, их суммарные инвестиции за одну пятилетку составили всего лишь 33,5 трлн руб. – менее 500 млрд долл. по текущему курсу. В пересчёте на год столько же в среднем вкладывает один-единственный европейский концерн Airbus. А тут, напомню, это весь крупный российский бизнес.
Да и структура этих инвестиций говорит сама за себя. Как и тот факт, что крупнейшим инвестором является государство через подконтрольные ему компании. Оно, к сожалению, проявляет склонность к простым и подчас политически мотивированным инвестиционным решениям, экономическая эффективность которых зачастую невысока. И это лишь закрепляет структурные перекосы, отмеченные на диаграмме. А вот российская промышленность, судя по осуществляемым инвестициям, исчезающий вид деятельности, – грустно констатирует "Эксперт". И он, похоже, отчасти прав.
Конечно, промышленные гиганты типа АвтоВАЗа или ОАК совсем уж не исчезнут, хотя строительство "технопарка" на месте ЗИЛа весьма показательно. Однако нынешний уровень капиталовложений даже ведущих промышленных предприятий позволяет разве что латать дыры, компенсируя выбытие совсем уж древних основных фондов. Ни о какой глубокой модернизации, технологическом перевооружении, инновационном развитии речи в таких условиях быть не может. Отставание от развитых и даже от развивающихся стран тем самым закрепляется, соответственно, конкурентоспособность продукции будет и дальше снижаться.
Отсюда рождается соблазн пристрелить эту самую промышленность, чтобы не мучилась. И, возможно даже, это решение было бы рациональным с точки зрения неизбежного постиндустриального будущего. Но с чем-то высокотехнологичным или хотя бы просто технологичным в современной России совсем беда, что показывают кейсы с Телеграмом, а теперь ещё и с Яндексом. То есть, места ей в красивом мире постиндустриала не остаётся совсем".
Конкретно отставание России даже от развивающихся стран, бывших колоний Юго-Восточной Азии, выглядит так: уже в ближайшие годы Россию по суммарному ВВП обгонит Индонезия, а Малайзия - уже по ВВП на душу населения.