Posted 1 февраля 2012,, 13:12

Published 1 февраля 2012,, 13:12

Modified 17 октября 2022,, 13:15

Updated 17 октября 2022,, 13:15

До 16 и старше

1 февраля 2012, 13:12
Сегодня, 1 февраля, в Удмуртии вступает в силу «комендантский час» для подростков. «Udm-Info» постаралось разобраться в ограничениях закона.

Сегодня, 1 февраля, в Удмуртии вступает в силу республиканский закон № 59 «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», так называемый «комендантский час» для подростков. Несмотря на то, что закон вступил в силу, к механизму его реализации по-прежнему остается немало вопросов. «Udm-Info» постаралось разобраться в ограничениях закона.

Введение ограничения на пребывание подростков на улице и в общественных местах в ночное время в республике обсуждалось давно. Всерьез о нем заговорили, и даже почти приняли, в 2009 году, однако реализация новой нормы несколько задержалась.

Отметим, что аналогичные законы уже действуют во всех субъектах ПФО – Удмуртия принимает его последним. Также подобные ограничения существуют, например, в ряде странах Европы. Эксперты отмечают, что они имеют положительный эффект и исполняют основную цель, для которой приняты – снижение числа преступлений, совершенных как несовершеннолетними, так и в отношении их.

По словам Светланы Селевой, начальника отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних МВД по УР, каждое третье преступление, совершаемое подростками, происходит именно в ночное время. И именно в ночные часы 40% детей становятся жертвами преступных деяний. «Если мы сократим каждый из этих показателей хотя бы на 10%, то за этим будут стоять реальные дети, которые не подвергнутся преступлению. В Удмуртии этот закон принят, опираясь на опыт других регионов, где после его введения было отмечено снижение подростковой преступности», - говорит специалист.

Как поясняет Ольга Лубнина, Председатель комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве УР, закон ограничивает пребывание несовершеннолетних в оговоренных местах в ночное время без сопровождения взрослых в зимнее время (с 1 октября по 30 апреля) - с 22:00 до 6:00 утра. В летнее (с 1 мая по 30 сентября) - с 23:00 до 6:00.

При этом перечень таких мест для подростков младше 16-ти и младше 18-ти лет несколько различаются. Так, пребывания детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время запрещено: на улицах, площадях, набережных, вокзалах, аэропортах, стадионах, в парках, скверах, местах общего пользования многоквартирных жилых домов (подъездах, лифтах, лифтовых и иных шахтах, коридорах, технических этажах, чердаках, подвалах, крышах), территориях (помещениях) бесхозяйных объектов, в транспортных средствах общего пользования, маршруты следования которых находятся в пределах Удмуртской Республики.

Подростки старше 16 лет могут находиться в вышеуказанных местах, однако до достижения 18-летнего возраста им запрещено пребывание в местах предназначенных для обеспечения доступа к сети Интернет; местах, предназначенных для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, а также для развлечений и досуга, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; иных общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (бани, сауны, солярии и т.д.).

Кроме того, в законе определены места, где запрещено находиться несовершеннолетним в любое время – это места, предназначенные для реализации товаров только сексуального характера, а также для реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Скоро должен появиться и конкретный перечень «опасных» мест – своеобразный «черный список» учреждений и заведений. Для создания такого перечня организованна специальная экспертная комиссия, - рассказала «Udm-Info» Светлана Кривилева, зам председателя Госсовета УР - председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике. «В Удмуртии создана экспертная комиссия для оценки предложений об определении общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей взрослых, - говорит она.

Данный перечень составляется по предложениям от органов местного самоуправления, которые представляют экспертам список учреждений. По результатам проверки эти заведения будут включены или не включены в «черный список» для несовершеннолетних».

Основной объем работы по исполнению закона ляжет на сотрудников органов внутренних дел. «Если ребенок находится в шаговой доступности от дома, при этом имея документы, то полицейский должен будет довести его до дома. В случае если он живет далеко от места обнаружения, полиция доставит его в РОВД, где в течение трех часов установит его личность и свяжется с родителями», - разъясняет действия полицейских Светлана Селева. Если ребенка невозможно передать родителям — по истечении трех часов он будет доставлен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка, а в случае его отсутствия — в ближайшее подобное заведение.

При этом в полиции обещают недопущения «перегибов»: «Мы сориентировали сотрудников на индивидуальный подход: одно дело – если ребенок идет из аптеки или с тренировки, а другое - если он без надзора. Мы будем следить за «перегибами» в действиях полицейских. Стоит отметить, что в данный момент массового нахождения несовершеннолетних в ночное время в Удмуртии нет», - комментирует Светлана Селева.

Закон предусматривает наказание в виде штрафов, как для родителей, чьё чадо находилось в неположенном месте в неположенное время, так и для заведений, если руководство допустило такое нарушение. Между тем размеры штрафов так до сих пор и не определены. «По данному закону ребенок не является правонарушителем. Нарушителями являются родители или должностные лица. На законодательном уровне пока еще их ответственность не определена», - говорит Селева, - Однако за нарушения закона родителей можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

К исполнению нового закона остается и множество других вопросов. В частности, как отмечает член Общественной палаты Ижевска, руководитель Центра социальных и образовательных инициативАлександр Радевич, спорным станет момент составления «черного списка» мест, где запрещено находиться детям, ведь критерии отбора весьма условны. Другая нечеткость касается определения сопровождающих лиц – «родственники или иные совершеннолетние лица, сопровождающие ребенка по поручению или с согласия родителей или иных законных представителей, выраженных в любой письменной форме». «Как это — в любой письменной форме? Это может совершенно по-разному трактоваться, а значит, давать возможность – как для нарушений, так и бездействия. И такие моменты, где каждый может увидеть свое, в законе присутствуют», - комментирует эксперт. Они касаются также вопроса соответствия инфраструктуры и отсутствия специально обученного персонала для реализации закона. «Все ли помещения органов внутренних дел приспособлены для пребывания детей в ночное время? Все ли полицейские достаточно подготовлены в психологическом и правом плане для работы с ними?», - спрашивает Александр Радевич.

Также он предостерегает от «обратных эффектов» - опасности, «когда выявленный ребенок может испортить «статистику» учебного учреждения или обозлить собственных родителей». «Нужно очень осторожное, если хотите, ювелирное, использование мер административного реагирования, которые бы не повредили ребенку, а способствовали бы его большей защищенности, носили бы воспитательный смысл и оздоравливали семейную среду».

При этом Александр Радевич обращает внимание на то, что и до вступления закона в силу у каждого гражданина и сотрудника правоохранительных органов, социальных служб были все правовые основания обращать внимание на одиноких детей в ночное время. «Почему же это в полной мере не срабатывало? Думаю, что проблема более серьезная и системная. И одним законом, который в большей степени носит ограничительный характер, проблему не решить. Одна из главных причин лежит в ответственности взрослых — родителей, специалистов, работающих с детьми и равнодушии общества. К сожалению, родительскую заботу, мораль, нравственность, гражданский долг и ответственность только лишь законами не утвердить», - говорит он.

«Работоспособность» закона становится своеобразным индикатором эффективной деятельности всех социальных и правоохранительных служб региона, - резюмирует эксперт, - И это покажет практика. Если же общество увидит, что закон «буксует» и не исполняется, то это станет еще одним шагом к неверию в нормы права, к укреплению правового нигилизма. И защита детей, и их поведение от этого лучше не станут».

Фото miass-online.ru

"