Общественного Ума палата пока без кандидатов

Общественного Ума палата пока без кандидатов

Общественного Ума палата пока без кандидатов

11 апреля 2006, 14:07
Политика
Механизм работы Общественной Палаты Удмуртии оказался для большинства вполне понятным. А вот назвать людей, имеющих особые заслуги перед республикой, возьмется не каждый.

В конце 2005 года впервые появилась информация о создании собственной Общественной палаты в Удмуртии. На прошлой неделе законопроект, созданный по образу и подобию федерального, уже обсудили на круглых столах. И выявили интересную вещь. Механизм работы Палаты оказался для большинства относительно понятным. А вот процедура включения в ее состав граждан вызывает затруднения. Назвать людей, имеющих особые заслуги перед республикой, возьмется не каждый.

Принципы формирования общественной палаты Удмуртии самые демократичные на сегодня. Так считают разработчики законопроекта. По нему в Общественную Палату УР войдет 48 человек. Первых 16 определит президент Удмуртии. Он выберет из числа тех, кто имеет особые заслуги перед республикой. Вторые шестнадцать - это представители общественных объединений республиканского уровня. Последняя "тройка" формируется общественными объединениями муниципалитетов. Высока вероятность, что в состав Общественной палаты республики попадут и представители духовенства. Лишены права заседать в палате члены политических партий и общественных объединений, не зарегистрированных в установленном порядке, а также должностные лица.

Если посмотреть, то другие регионы не столь либеральны. В Татарстане, например, половину членов палаты назначает президент республики. Да и жители Перми, по словам участника рабочей группы по разработке законопроекта Инны Сергеенковой, нам просто завидуют.

Задачи Палаты Удмуртии не сильно отличаются от Российской Общественной палаты. Согласно законопроекту, ей предстоит проведение экспертизы принимаемых законов, поддержка гражданских инициатив, общественный контроль за деятельностью государственных органов и защита интересы российских граждан.

Однако упомянутой в начале статьи демократичности разработчики были готовы изменить несколько раз. Например, в пункте о сроке членства в палате. В ходе общественных заседаний стало ясно, что пятилетний срок избрания вряд ли будет способствовать эффективности работы. Два-три года – вот то время, за который члены палаты не закостенеют от общественной работы, считают политологи.

Бюрократизации палаты также пытались посодействовать некие представители общественности еще советской закалки. На третьем заседании круглого стола они сводили всю дискуссию к решению оргвопросов. А именно, к уточнению регламента проведения заседаний палаты и порядку переизбрания. По словам Ольги Пишковой, заместителя председателя Ижевского городского центра «социальных и образовательных инициатив», «обсуждение пытались сузить до процедурных вопросов. Заседание идет так, как будто эти люди знают, что уже будут сидеть в общественной палате. Мы попытались их в этом разубедить».

Реакционность некоторых присутствующих подтверждало и настойчивое желание включить в закон пункт об обязательном выводе из состава палаты ее участника, если он перестает быть членом общественного объединения, от которого прошел в палату. Но это противоречит самому духу общественной палаты. Она создается не для лоббирования интересов политических или общественных организаций. Принадлежность к ним только упрощает процедуру вхождения в ее состав.

Политологи и представители общественных организаций направляли обсуждение к более актуальным темам. Например, к механизмам функционирования палаты и ее задачам. В третий день слушаний впервые был поднят вопрос о выплате компенсаций членам палаты. Ведь им, среди всего прочего, придется приезжать на заседания из других районов республики в ущерб своей основной работе. В проекте закона пункт о выплате компенсаций есть, но очень размытый. Собравшиеся рекомендовали его уточнить.

В целом, как можно было понять из жарких дебатов, на Общественную палату возлагают большие надежды. Как убежден Михаил Малышев, декан исторического факультета Удмуртского госуниверситета, «мы до конца не осознаем, что сегодня создается структура, которая станет мембраной между властью и обществом. В эту структуру войдут люди, которые будут ответственны перед обществом за свои поступки. Общественная палата будет иметь влияние. Бурные обсуждения, свидетелями которых вы явились, говорят о том, что люди в ней заинтересованы. А механизм воздействия прост – через СМИ».

С такой верой в силу слова остается, чтобы представительность в палате была надлежащей. Но 16 заслуженных и всем известных людей, которых выбирает президент республики, найти трудно. Как сказала «Udm-Info» Ольга Пишкова, «В первые два заседания нам раздавали записки – какие кандидатуры вы можете предложить. Но так, сходу, не придумаешь. Кажется, что у нас нет социально значимых фигур. На самом деле, если поискать, то они есть – это и светила медицины, профессора, режиссеры театров, например, Федор Шевеков из театра кукол и другие люди. Политика местных СМИ такова, что о них не пишут, в результате население об этих людях не знает.»

Нехватка независимых кандидатур не помешает рассмотрению законопроекта, которое назначено на июньскую сессию Госсовета. Согласно президентским планам, осенью Общественная палата Удмуртии уже должна начать свою работу.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter