Posted 11 сентября 2020, 09:59

Published 11 сентября 2020, 09:59

Modified 18 октября 2022, 05:25

Updated 18 октября 2022, 05:25

Рейтинг регионов накануне выборов

Рейтинг регионов накануне выборов

11 сентября 2020, 09:59
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Уже через пару дней в 18 регионах России узнают новых глав. Голосование обещает быть напряженным: впервые губернаторские выборы продлятся три дня, что уже само по себе вызывает много вопросов, а кроме того, неясно, как пандемия скажется на предвыборных кампаниях и их результатах.

В теме разбирались «Новые Известия» вместе с экспертами – директором Центра развития региональной политики (ЦРРП) Ильей Гращенковым, политологом Константином Калачевым и главным научным сотрудником Института социальной политики НИУ ВШЭ Натальей Зубаревич.

Эксперты оценили социально-экономическое здоровье 18 российских регионов перед выборами, поскольку не все они одинаково пережили пандемию. В каком же состоянии они достанутся новым главам?

Эксперты оценивали только 18 субъектов, в которых 13 сентября пройдут выборы, ориентируясь на данные Росстата и Минфина.

Первое, с чем довелось столкнуться регионам – это закрытие предприятий из-за самоизоляции. Но в некоторых субъектах пошли на хитрости и уже в апреле стали выдавать особо важным предприятиям разрешения на работу. Причем выдавать тысячами. Иногда власть просто закрывала глаза на работу малых предприятий, несмотря на требования самоизоляции, осознавая пагубность ограничений для экономики.

Лучше всего степень изоляции региона в период пандемии показывает индекс промпроизводства. По данным Росстата – а другой точной информации в России просто нет – шесть регионов смогли даже увеличить прошлогодние показатели, а Тамбовская область прибавила сразу 10,6%.

Как? Очень просто: там почти не вводили коронавирусных ограничений. Предприятия, рынки и ярмарки продолжили работу. Не удивляет, что по заболеваемости Тамбовская область оказалась на 33-м месте с конца (673,2 заражения на 100 тыс. жителей). Чем беднее регион, тем он хуже заботится о здоровье населения в ущерб экономике. Умри, но сделай.

А вот в Севастополе промпроизводство рухнуло почти на 40%. Но, по мнению экспертов, об этом не стоит сильно переживать. Наталья Зубаревич поясняет: в Севастополе нет промышленности, его экономика на 60% дотационная. Имеет значение лишь то, сколько дали денег. И к выборам их добавили.

Но поддержка промышленности – не гарантия сохранения рабочих мест. Предприятия, чтобы выжить, сокращали работников. Не помогли даже обещанные пострадавшим компаниям невозвратные кредиты на оплату МРОТа.

Рост безработицы впечатляет куда больше, чем динамика промпроизводства.

Поразил экспертов контраст между Смоленской областью и Чувашией. Еще больше поразили цифры Смоленской области – неужто губернатору удалось сотворить чудо? Однако эксперты в этом сомневаются.

«Даже Лукашенко пугает белорусов Смоленщиной, мол, не хотите же вы так, как там? – говорит Илья Гращенков. – Хотя губернатор Островский действительно смог привлечь инвестиции. При сохранении позитивной динамики год обещает быть успешным, и объем вложений может существенно превысить 60 млрд. рублей. Речь идет о частных инвесторах, доля которых значительно выросла. Это и МИРАТОРГ, и несколько крупных тепличных комплексов, и распределительный центр ООО «ИКС 5 Ритейл Групп» (сеть «Пятерочка») и т. д.

А Константин Калачев считает область одной из самых «убитых». «Этот регион можно показывать иностранцам, чтобы они не мечтали попасть в Россию, - говорит он. – Это депрессивный регион. На самом деле там, кроме производства огранки алмазов, почти ничего нет. При этом регион глубоко дотационный. Даже с точки зрения использования его расположения, привлекательности для туристов, инвесторов, там еще много есть над чем работать».

Остро в регионах стоит и вопрос зарплат – многим, кого не уволили, сократили оплату труда. Урезать часть, выдаваемую в конвертах, вообще не проблема – никакие законы не помогут. Да и для уменьшения стимулирующих выплат и премий нет преград.

Но Росстат этой проблемы не видит: в номинальном выражении зарплаты выросли во всех 18 регионах, а инфляция съела прибавку лишь в 5 из них. Даже Чувашия, провалившаяся по росту безработицы, показала рост реальных зарплат.

Но прибавка зарплат в 3,62% при росте безработицы вряд ли способна изменить отношение жителей Чувашии к врио губернатора справедливороссу Олегу Николаеву, назначенному на этот пост в конце января 2020 года.

«Чувашия славится трудолюбивыми людьми. Вопрос в том, чтобы обеспечить их работой... Были шумные истории с попыткой китайских инвесторов войти в регион, но с места ничего не сдвинулось. Доходы у населения там низкие. Нужно в лепешку разбиться, чтобы в Чувашию пришли новые инвесторы», - говорит Константин Калачев.

«Чувашия в принципе проблемный регион, здесь мало рабочих мест, особенно на селе (только в хозяйствах), многие уезжают в другие регионы», - комментирует Илья Гращенков.

Зато Севастополь, по мнению Гращенкова, не похож ни на один другой регион: «Севастополь – особый город. Раньше он вообще был закрытым и к этой идее периодически возвращаются. Экономика на 90% зависит от госсектора, а частный бизнес – это либо туризм, либо остати бизнеса еще украинских олигархов».

Доходы, безработица – эти факторы ощущают в первую очередь сами избиратели. Но есть еще факторы, которые могут влиять на отношение губернаторов с Кремлем, что тоже немаловажно перед выборами.

Один из главных – уровень бюджетной обеспеченности и госдолг. Кому-то приходится решать финансовые проблемы (а они после пандемии есть у всех) самостоятельно, увеличивая госдолг и размер будущих проблем, а кто-то может рассчитывать на поддержку федеральных властей в виде субсидий и дотаций.

Так, Краснодарский край занимает 6-е место в ТОП-10 регионов по объему федеральных субсидий в первом полугодии 2020 года. 22% расходов краевого бюджета обеспечиваются федеральными деньгами.

А рост госдолга Иркутской области тесно связывают с назначением врио губернатора Игоря Кобзева в декабре 2019 года. До этого госдолг постепенно снижался, но с приходом Кобзева вырос почти в 2 раза. Похоже, он с самого начала понимал, что от Москвы ждать помощи ему не стоит (он сделал карьеру в МЧС в Воронежской области и был назначен врио губернатора как ликвидатор последствий наводнения, а не как финансист со связями). И его ожидания оправдались: в мае этого года при распределении дотаций на выравнивание региональных бюджетов Иркутская область не получила ничего.

Рейтинг посткоронавирусного экономического здоровья регионов

В итоге оказалось, что лучше всех остальных пандемию пережила Еврейская автономная область. Также в лидерах Калужская и Смоленская области. А в аутсайдерах – Татарстан, Костромская и Иркутская область.

Впрочем, эксперты считают, что экономика не так сильно влияет на грядущие выборы.

По мнению Константина Калачева, в благополучном регионе главное обеспечить преемственность, не ломать все, что было построено до этого, так как если регион был благополучный, значит, предыдущая власть работала хорошо. Что касается регионов, где можно отличиться – это глубоко дотационные, те, кто нуждается в драйверах развития и где вырос запрос на обновление и на перемены.

«Главное для губернатора – соответствовать ожиданиям. Очень часто бывает, что человек что-то реально делает, а люди его не воспринимают и наоборот. Бывают губернаторы, которые управляли хуже некуда, но люди его оправдывают «ну он же старался». Но лучше все же работать в благополучном регионе, ведь там, где все и так плохо, яркие обещания слишком быстро разобьются о реальность. А там, где что-то можно сделать, есть шанс, что улучшения понравятся избирателю», - говорит Илья Гращенков.

Интересно получается: если в депрессивном регионе народ выгонит старого губернатора (наверняка провластного) и выберет оппозиционера, то новому главе будет очень сложно проявить себя. Негативный фон, полагают эксперты, все равно будет преобладать, а это значит, что новому губернатору придется лететь в Москву на поклон и просить деньги. Других вариантов нет.

Подпишитесь