Posted 16 мая 2019, 08:51
Published 16 мая 2019, 08:51
Modified 17 октября 2022, 14:51
Updated 17 октября 2022, 14:51
О продаже крупнейших дорожных активов республики – АО «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское» - глава Удмуртии заговорил еще в ноябре 2017 года, через три месяца после выборов.
«У нас два дорожных предприятия в собственности республики. Вопрос: зачем? Наша задача привлечь через отчуждение части активов дополнительные средства для того, чтобы отремонтировать 61 участок непроезжих дорог в республике. Стыдно 2017 год у нас есть участки, по которым осенью и весной не проехать», - заявил Александр Бречалов.
Разговор, впрочем, тогда шел не об одних лишь дорожных активах, а о республиканских и муниципальных МУПах, ГУПах и АО в целом.
«Активы МУП, ГУП и АО, которые мы практически не используем. ДП «Ижевское» и ГУП «Удмуртавтодор» это же тысячи человек, материальные и нематериальные активы, основные средства подразделений в муниципальных районах. Дальше у нас в планах, естественно, мы внимательно смотрим «Ижводоканал», «Ижевские электрические сети» и многие другие активы, обо всех сейчас не буду рассказывать. В первую очередь, это, конечно, дорожные предприятия. Почему? Нам необходимы средства, чтобы в 2018 году постараться ликвидировать те непроезжие в распутицу участки дорог», - заявил глава республики.
Правда, очередность пришлось изменить. Сделкой 2018 года стала скандальная продаже Россетям 78% имущественного комплекса «Ижевских электрических сетей». Изначально оцененный в 5,4 млрд рублей, имущественный комплекс АО «ИЭС» стремительно «дешевел»: власти республики настояли на переоценке, и актив, находившийся в 100-процентной собственности столицы региона, стал стоить около 3 млрд.
За эти деньги его и предложили Россетям, но в итоге от продажи 78% имущества компании выручить удалось 2,2 млрд. Выплата оставшейся суммы до сих пор под вопросом: 22% имущества были сданы Россетям в аренду, балансовая же стоимость остатков, как заявил глава Ижевска Олег Бекмеметьев, составляет 361 млн. Удастся ли их продать, доведя сумму сделки до искомых 2,9 млрд, большой вопрос.
И далеко не единственный, если касаться этой сделки. Дело в том, что ежегодная прибыль АО «ИЭС» составляла больше 200 млн рублей. То есть, при грамотно поставленном менеджменте городской актив мог принести в городскую казну за 10 лет столько же, сколько отдали Россети за 78% имущественного комплекса компании. В интересах региона осуществлялась эта сделка или в чьих-то еще – вопрос риторический.
Что же касается дорожных активов, то к разговору о них глава Удмуртии вернулся в феврале 2018 года, подписав соглашение с «ВЭБ Капиталом» о взаимодействии по управлению имущественным комплексом региона. Тогда стало известно, что компания, активно участвовавшая в сделке по продаже АО «ИЭС», занимается также и созданием автодорожного холдинга на базе «Удмуртавтодора» и ДП «Ижевское».
Месяц спустя на презентации проекта «Год дорог» в присутствии тогда еще вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова глава Удмуртии заговорил о цифрах.
«Акционерное общество ДП «Ижевское» — 100% принадлежит правительству Удмуртии. Минимальная выручка в год у нас где-то около 2 млрд рублей — это первый элемент сделки. «Удмуртавтодор» занимается, собственно, тем же, поэтому мы с вами имеем два республиканских актива, первый вопрос — зачем», - интересовался Александр Бречалов.
Именно тогда было заявлено о том, что после слияния дорожных активов республика планирует реализовать 75% акций единого предприятия, выручив около 3 млрд рублей. Цифры озвучивались исходя из оценки, сделанной всем тем же «ВЭБ Капиталом».
А дальше с автодорожными активами республики, до сих пор так и не объединенными, начало происходить то же самое, что и с имуществом АО «ИЭС» - они начали стремительно «дешеветь». 15 мая глава Удмуртии заявил, что о конкретной стоимости активов «говорить сложно».
«Но точно оба актива стоят не больше 1 млрд руб.», - заявил Александр Бречалов.
Тем не менее, продать их власти республики хотят именно за 3 млрд – такая цена, по словам главы Удмуртии, их устраивает. До этого в правительстве региона полагали, что оба актива находятся в более привлекательном для потенциальных инвесторов состоянии, но это оказалось далеко не так.
«Масса дорог находится в жутком состоянии, - заявил Александр Бречалов, - необходимо 4,5 млрд рублей на их ремонт. И это не федеральные деньги. Если мы выведем актив на стоимость 3 млрд рублей и выше, есть смысл начать его продавать. Если нет, будем работать над качеством команды и управленческих процессов, сейчас там большой момент неэффективности».
На доведение актива до искомой стоимости уйдут два года – 2019 и 2020-й. Заниматься активами будет Евгений Родичкин, являвшийся антикризисным управляющим «Удмуртлеса» - предприятия, которое глава Удмуртии ставит в пример образцового менеджмента: работавший с ежегодными убытками «Удмуртлес» при Родичкине впервые с 2012 года вышел в прибыль и расплатился с долгами.
Увеличить стоимость еще не объединенного актива в три раза – задача, кажущаяся чрезвычайно тяжелой, если не принимать во внимание ежегодную прибыль АО «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское». А она, если суммировать, значительно больше 3 млрд рублей, за которые собираются продать 75% акций единого предприятия.
По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, выручка ДП «Ижевское» в 2017 году составила 1,795 млрд рублей, АО «Удмуртавтодор» - 2,838 млрд рублей. В 2018 году ДП «Ижевское» заключило контрактов на 3,323 млрд рублей, в 2019 году – на 2,488 млрд; АО «Удмуртавтодор» в прошлом году заключило контрактов на 3,110 млрд рублей, в 2019 году – на 1,538 млрд.
Отличные финансовые результаты автодорожных предприятий 2017 года связаны, скорее всего, с «тяжелым наследства» экс-главы Удмуртии Александра Соловьева, не жалевшего бюджетных денег на дорожные проекты. Но и после ареста главы-дорожника дела у ДП «Ижевское» и АО «Удмуртавтодор» идут неплохо. Разумеется, основная часть прибыли предприятий связана с исполнением государственных и муниципальных контрактов, то есть, с бюджетными деньгами, но и в случае продажи активов эти контракты вряд ли будут уходить на сторону, вот только прибыль будет получать не бюджет республики, а приобретатели автодорожных активов.