Posted 23 октября 2013,, 12:58

Published 23 октября 2013,, 12:58

Modified 17 октября 2022,, 13:16

Updated 17 октября 2022,, 13:16

Ижевские авангардисты снова сказали «ДА»

23 октября 2013, 12:58
22 октября в блиц-режиме однодневной выставки в ВЦ «Галерея» ижевские художники-авангардисты отпраздновали 25-летие самой первой ижевской выставки современного искусства «ДА».

22 октября в блиц-режиме однодневной выставки в ВЦ «Галерея» ижевские художники-авангардисты отпраздновали 25-летие самой первой ижевской выставки современного искусства «ДА».

Тогда, четверть века назад, выставка авангардного искусства вызвала эффект разорвавшейся бомбы: часть ижевчан восторгалась тем, что и у нас есть художники, способные создавать актуальное искусство, делать эффектные инсталляции и перформансы, другие же (в основном, партийные чиновники и консервативные поклонники реалистического искусства) возмущались тем, что официальные площадки отданы провокаторам и возмутителям общественного спокойствия.

С тех пор ижевский авангард стал заметным явлением на мировой художественной карте: только за 2013 год работы художников, участвовавших еще в первой выставке «ДА», выставлялись в петербургском музее современного искусства «Эрарта», на московском культовом «Винзаводе» и в пермском музее современного искусства PERRM. Ижевская юбилейная выставка представила лучшее из этих экспозиций. Деревянные скульптуры Анфима Ханыкова на христианскую тематику, отсылающие к пермской деревянной скульптуре. Глиняные картины Сергея Орлова, которые нужно воспринимать не только на глаз, но и на ощупь: художник сделал их рельефными, как тексты, написанные азбукой Брайля. Консервированная грязь Романа Постникова, буквально сохраняющая, сберегающая на долгие годы удмуртскую землю. Обои из рыбьей кожи Энвиля Касимова, обнаруживающие эффектную расцветку и узорчатость боков и спинок обычной промысловой рыбы. Его же «Протобарби» - снабженные черепами крупных животных манекены, которые, выстроенные ровными рядами, напоминают завораживающее и жутковатое доисторическое воинство. Все эти работы исследуют взаимоотношения художника со своим внутренним миром, с культурой и природой, в которой он родился и вырос.

Эта обращенностью к природе и природным материалам (глине, дереву, кости, коже, шерсти) и составляет узнаваемый стиль ижевских авангардистов. Углубившись в познание человеческой сути и истории места, они полностью отказались от рефлексий на политические и социальные темы, которые обычно свойственны современным художникам. Известный галерист Марат Гельман, приехавший в Ижевск на выставку, констатировал: «Я даже удивился поначалу, насколько творчество местных художников аполитично, неконфликтно. Другое дело, что, к счастью, я не вижу здесь политического заказа. Можно ведь восхититься готовой работой художника и повесить его картину у себя дома, а можно сделать в доме ремонт и заказать художнику написать картину определенного размера и в определенной гамме, чтобы дополняла интерьер. Так вот в первом случае для искусства нет никакого урона, а во втором случае происходит творческая смерть художника, он становится конъюнктурщиком, работающим на заказ. И вот в Ижевске я вижу первую ситуацию. Выполняется главное условие: художники остаются свободными, делают то, что им интересно. Вероятно, политического искусства нет, потому что в Ижевске нет и оппозиции как таковой. Я бывал во многих российских городах, и могу сказать, что здесь очень спокойная политическая жизнь. А искусство – это отражение той ситуации, в которой живет территория».

Визит Гельмана получил продолжение: он отобрал некоторые работы Сергея Орлова, Энвиля Касимова, Зои Лебедевой, Анфима Ханыкова и творческого объединения «Город Устинов» для выставки современного искусства в Париже, куратором которой он является. Для ижевской же творческой богемы юбилейная выставка стала поводом собраться вместе и понять, что события 25-летней давности кажутся буквально вчерашними, а смелость организаторов первой выставки «ДА» окупилась сторицей. По словам Марата Гельмана, «Ижевск сегодня - это единственный из городов-полумиллионников, в котором происходит интенсивная творческая жизнь и у которого есть своей художественное лицо. И началось формирование этого художественного облика уже тогда. Главное, не останавливаться в развитии сейчас».

"