Posted 24 января 2020, 08:38
Published 24 января 2020, 08:38
Modified 17 октября 2022, 14:34
Updated 17 октября 2022, 14:34
Ижевск, когда-то первым из российских городов избравший себе мэра, мог бы войти в историю местного самоуправления дважды. Например, подготовив универсальный, не требующий постоянных изменений, устав города, отвечающий сразу всем политическим трендам, какие только могут быть. Задача, конечно, сложная, но вряд ли она сложнее постоянного внесения изменений в главный городской документ, требующих, ко всему прочему, еще и публичных обсуждений с горожанами, под словосочетанием «местное самоуправление» подразумевающих отчего-то совсем не то, что меняющиеся, словно в калейдоскопе, главы города и республики.
«Почему мы не голосуем по итогам? Надо голосовать!» - возмущались участники публичных слушаний о внесении очередных изменений в устав Ижевска, еще не понимая, что участвуют в ничего не значащем мероприятии. Отменив под шумок необходимость принятия резолюций по итогам публичных слушаний, федеральные законодатели сделали главе Ижевска и его старшим товарищам из #КомандыУдмуртии большой подарок – возможность совершенно не учитывать мнение горожан. Те подарком воспользовались, урезав полномочия гордумы и ее численный состав, несмотря на активные протесты горожан во время публичных слушаний. Устав Ижевска снова поменяли, но вряд ли надолго: кто знает, какая конфигурация системы «местного самоуправления» будет удобна следующему руководству Удмуртии?
Куда смотрело «око»?
Впрочем, перемена конфигурации может случиться и раньше, до смены власти в городе и республике – внесенные в устав столицы изменения успели «устареть» к моменту их внесения. Новый тренд задал президент Владимир Путин, предложив расширить полномочия Госдумы, которая будет утверждать не только премьера, но и едва ли не все правительство. В Ижевске же последовали в обратном направлении, отобрав у представительного органа часть полномочий и сократив количество депутатов, на что указывала лидер фракции коммунистов гордумы Мария Бобылева.
Речь шла о полномочиях думы по утверждению кандидатур заместителей главы города, руководителей районных администраций и начальника муниципальной милиции. Их у представительного органа решили отобрать на основании требования прокуратуры, а та, в свою очередь, руководствовалась, как объяснил прокурор Октябрьского района Ижевска Михаил Черниев, «судебной практикой, сложившейся за последние годы и позицией Верховного суда РФ по этому вопросу».
«Глава города, как лицо, возглавляющее местную администрацию на принципах единоначалия, самостоятельно и под свою ответственность решает в том числе и кадровые вопросы. Речь не идет об ограничении полномочий Думы, поскольку возможность согласования кадровых решений с представительным органом законодательством не закреплена», - заявил прокурор.
Но изменений в федеральное законодательство в этой части не вносились. А заместителей мэра города в Ижевске согласовывали как при Салтыкове, так и при Балакине, Ушакове и Тюрине – всегда. Куда, спрашивается, глядело все это время «око государево», пока депутаты гордумы Ижевска нарушали закон? Или все-таки не нарушали?
Не политический вопрос
«Судебная практика может сложиться иначе. Давайте задумаемся, стоит ли депутатам лишать себя полномочий, ориентируясь на судебную практику, а не на то, как работала дума прошедшие годы», - призывала лидер гордумских коммунистов.
Но убедить коллег ей не удалось, даже представители ЛДПР, имевшие свои претензии к поправкам в устав города, проголосовали за внесение изменений в этой части.
«Это, скорее, технический вопрос, а не политический, как нам его пытаются представить», - заявил глава Ижевска Олег Бекмеметьев.
И посетовал на то, что из-за создавшейся коллизии работает без ключевого заместителя. По его словам, как только кандидатуры выносились на сессию, следовал отказ прокуратуры, заявлявшей, что глава не имеет права выносить согласование на думу. И если раньше были претенденты на должность заместителя главы, то теперь и их нет.
«Я никогда себе не позволю проводить кадровые назначения на ключевые должности без обсуждения с вами», - уверял депутатов глава Ижевска, хотя степень его самостоятельности в кадровых решениях вызывает вопросы после истории с несостоявшимся назначением вице-главой столицы 31-летней Динары Алпашаевой, руководителя секретариата первого вице-премьера правительства Удмуртии Александра Свинина.
Минус 7
Почти без боя гордума внесла в устав Ижевска и другие изменения, касающиеся численности депутатов и схемы их избрания (25 в одномандатных округах и 10 по партийным спискам). В следующем созыве народных избранников станет меньше на 7, но работать они будут якобы эффективнее имеющихся сегодня 42 депутатов, ровно половина которых – «списочники».
Главные к ним претензии – проходят в думу благодаря выбывающим депутатам, часто вообще того не желая, на заседаниях не появляются, в округах работают плохо – на взгляд представителей КПРФ и ЛДПР выглядели смехотворно. Поскольку основное количество «списочников» подарила гордуме «Единая Россия».
Депутаты от «партии большинства» были вынуждены пропускать эти замечания мимо ушей.
«Утверждение, что уменьшение числа депутатов приведет к повышению эффективности их работы, а увеличение количества округов сделает депутатов ближе к своим избирателям, - спорно. Чем больше в этом зале будет «народных представителей», тем лучше и объективнее будут представлены интересы наших жителей», - говорил ЛДПРовец Дмитрий Кулишов.
А его коллега-коммунист Эдуард Букин называл гордуму «кузницей кадров» администрации города, которую, по его мнению, должны возглавлять жители Ижевска. Тонко тем самым намекнув на то, что #КомандеУдмуртии пришлось заимствовать действующего главу Олега Бекмеметьева и часть его команды в Глазове.
Предложение КПРФ утвердить численность депутатов гордумы в 50 человек, половина из которых будет избираться по спискам, не прошло. Результат голосования определила фракция «Единая Россия». В следующем составе гордумы, если устав вдруг снова не придется менять, будет 35 депутатов.
Не привыкать
«Нам руки никто не выкручивал, эта гордума уже показала, что у нее есть характер и своя позиция. С этим никто не поспорит», - бодро уверял спикер Олег Гарин, опровергая кого-то из депутатов, посчитавшего, что изменения в устав заставляют вносить «сверху».
Когда и при каких обстоятельствах это случилось, Олег Гарин не пояснил. А зря, поскольку именно этот состав гордумы и превратил ее в представительный орган, который представляет собой все меньше и меньше. Добровольно расставаясь с полномочиями, гордума лишила себя влияния на работу администрации, параллельно, учитывая прогнозы экспертов на предстоящие выборы, сделав все чтобы увеличить представительство «партии большинства».
Но одержанная на сессии гордумы победа может оказаться и пирровой. Как бы тем же депутатам, учитывая «федеральный тренд», не пришлось сдавать назад, а руководству города и республики делать вид, что именно так они и хотели поступить – расширить полномочия представительного органа, а не сократить их, но не получилось. Впрочем, членам «Единой России» колебаться вместе с партийной линией не привыкать.