Posted 25 июня 2009,, 10:17

Published 25 июня 2009,, 10:17

Modified 17 октября 2022,, 14:00

Updated 17 октября 2022,, 14:00

В безопасном режиме

25 июня 2009, 10:17
В России проведена структурная реорганизация системы государственного надзора. К чему она приведет и что изменится в деятельности территориальных органов Ростехнадзора, рассказал замруководителя Западно-Уральского отделения Ростехнадзора – руководитель Удмуртского филиала Андрей Соловьев.

В Российской Федерации проведена структурная реорганизация системы государственного надзора. К чему она приведет и что изменится в деятельности территориальных органов Ростехнадзора в нашем регионе, рассказал заместитель руководителя Западно-Уральского отделения Ростехнадзора – руководитель Удмуртского филиала Андрей Соловьев.

- Андрей Борисович, с 1 июня Управление Ростехнадзора по Удмуртии реорганизовано. Как это отразится на вашей работе? Придется ли теперь поднадзорным организациям ездить за заключениями в Пермь?

- Наше управление введено в состав более крупной организации - Западно-Уральского отделения Ростехнадзора с головным офисом в Перми. Кроме нас в межтерриториальное отделение вошли Управления Кировской области и Пермского края. Подобная структура существовала и раньше – до 2004 года. Стоит отметить, что реструктуризация произошла не спонтанно, а в соответствии с общей концепцией повышения эффективности деятельности органов государственной власти в России. Работа по изменению структуры велась уже давно, целенаправленно, комплексно. Этот принцип была определен изначально, еще во время создания службы и принятия административной реформы.

Проведу небольшой экскурс в историю: когда 2004 году была создана Федеральная служба Ростехнадзор, в ее состав вошли Гортехнадзор – один из старейших надзорных органов, Энергонадзор, Атомный надзор и Экологический надзор. За счет объединения этих видов надзора, проверки предприятий стали едиными и более качественными. Постепенно нам добавляли новые функции. Затем была поставлена задача по оптимизации управленческого аппарата. Эта работа началась еще в 2008 году. И если раньше у каждого руководителя территориального органа Ростехнадзора было 4-5 заместителей, то в настоящее время на три субъекта федерации – Удмуртия, Пермский край, Кировску области – один руководитель (Александр Кондалов) и 5 заместителей. Кроме того, в нашем регионе мы сократили и объединили ряд надзорных отделов - вместо 10 их теперь 4. Сведены до минимума на территориях хозяйственные и административные структуры. При этом инспекторский состав почти не изменился, более того его удельный вес повысился. Тем самым, качество государственного надзора, а вместе с тем промышленная и экологическая безопасность, снижены не будут, а поднадзорные объекты и не почувствуют нововведений.

- Какова тогда цель этих изменений?

- У этих мероприятий глобальная цель, заложенная административной реформой. Это повышение эффективности работы и решение задачи по предупреждению коррупции. Так, всем известно, что коррупция есть там, где чиновник принимает решения. Теперь такие возможности уменьшились. Реорганизация Ростехнадзора привела к сокращению коррупциогенных должностей.

Безусловно, что и ранее мы активно занимались борьбой с этим явлением, особенно в плане проведения превентивных мероприятий. Например, внедрили в своем территориальном отделе ротацию управленческих кадров. За 4 года сменилось 8 начальников отделов и 4 замначальника. Кадровый состав Ростехнадзора также удалось обновить, повысить его уровень профессионализма, сделать его моложе. В Управлении появилось много женщин, в том числе на управленческих должностях. На каждом этапе контрольных, надзорных и разрешительных мероприятий введен жесткий контроль, сроки работ приведены с соответствие с установленным государством регламентом. Нам удалось добиться прозрачности всех процессов - во многом это произошло за счет принятия специальных регламентов. Прозрачность, ротация, регламентация – вот основные, на мой взгляд, механизмы предотвращения коррупции.

В рамках реформы Ростехнадзор ввел единый план проверок – он находится в открытом доступе, все желающие могут с ним ознакомиться и узнать, какие специалисты и в какие сроки выйдут на проверку поднадзорного объекта. Наша цель не наказать предприятие – а повысить уровень промышленной безопасности и охраны окружающей среды, за счет повышения эффективности деятельности инспекторского состава. И это является целью административной реформы, переживаемой Ростехнадзорам.

- Какие преобразования ждут Управление в дальнейшем?

- Программа реформы была принята несколько лет назад. Время идет, появилась необходимость ее в корректировке, поэтому нельзя сказать, когда и как она завершится. Будущее программы определяют многие факторы, в том числе экономические. Исправится ситуация в экономике – продолжится курс на развитие самоконтроля среди поднадзорных организаций. То есть заработают рыночные механизмы Саморегулируемые организации в строительстве – «первая ласточка» в этом направлении. Конечно, в них также должны работать профессионалы. В СРО, насколько я знаю, планируется создание надзорных и контрольных структур, аналогичных нашей. Главное, на мой взгляд, - чтобы СРО сами себе не наставили административных барьеров в рамках конкурентной борьбы.

Реформа предполагает и передачу части полномочий федеральных органов власти на уровень субъектов федерации и органов местного самоуправления. При реализации этого сценария за нами останется методический контроль и надзор за ключевыми отраслями, уникальными объектами, объектами высокого социального значения и объектами повышенной опасности. То есть там, где государство отвечает за безопасность – химическое разоружение, например.

Оговорюсь. Одно из условий передачи полномочий – не только инициатива государства, но и помощь со стороны тех, кто эти полномочия получит. В приказном порядке, сверху, саморегулирование не выстроить. В противном случае мы придем к тому, что надзорные функции вновь заберет государство. То же самое произойдет, если саморегулирующие организации не смогут справиться с взятой на себя задачей.

- Эксперименты могут сказаться на промбезопасности в регионе. Пока же, судя по сообщениям в СМИ, ситуация в республике на фоне других регионов кажется благополучной. С чем это связано?

- У нас действительно спокойный регион. Здесь находится много предприятий «оборонки», традиционно отличающихся высоким уровнем производственной культуры. К сожалению, ситуация изменилась в 90-е годы, в годы приватизации и появления частной собственности. Но еще есть предприятия, где особое отношение к производству, к своей роли в городе сохранилось. Это Воткинский завод, ИЭМЗ «Купол», Чепецкий механический завод и другие.
Что касается безопасности на новых объектах, то у нас таких не так много. Объект УХО в Камбарке строили военные, там также достаточно высокая культура управления производством.

B области жилищного и коммерческого строительства, в той части, что мы контролируем, складывалась сложная ситуация. Особенно в части привлечения подъемных механизмов. Одни строят, другие предоставляют краны, третьи их обслуживают. Очень тяжелая обстановка в Российской Федерации наблюдалась в 2005-2006 годы, когда был строительный бум. Естественно, пошли аварии. В Удмуртской Республике их удалось предотвратить. Единственный случай падения крана за Кардиоцентром в Ижевске относился не к нашему ведомству. Это еще раз показало, что госнадзор за опасными объектами должен быть единым.

Еще один фактор хорошей работы в Удмуртии - стабильная политическая обстановка, конструктивные отношения между различными ветвями власти, местного самоуправления и четкое взаимодействие федеральных структур. К примеру, выполняя указания Ростехнадзора и поручение Правительства РФ наше управление смогло добиться в республике эффективной работы по содержанию внутридомовых газовых сетей. У нас не было подобных аварий, имевших место в других регионах. Помните, как в свое время решался вопрос, кто должен осуществлять этот контроль?

Чтобы активизировать работу жилищной инспекции мы обращались и в прокуратуру, и к председателю правительства. Система в результате раскрутилась, заработала. Все проблема - в исполнительности и дисциплине. А также в порядочности и профессионализме. Необходимо чтобы каждый орган государственной власти и муниципалитетов выполнял то, что определено в его регламенте. Этого будет достаточно, для того чтобы, по крайней мере, обеспечить должный уровень промышленной безопасность.

- Какие направления сегодня считаются наиболее проблемными?

- Вызывают опасения межпоселковые газопроводы – их много строится и в быстром темпе. Котельные не в лучшем состоянии, бесхозные гидротехнические сооружения и электросети. Критическая ситуация назревает в сфере лифтового оборудования. Через 1,5 года в Ижевске начнется массовый вывод лифтов из эксплуатации – им просто нельзя будет дальше продлевать сроки «жизни». В других регионах эту проблему подняли, на уровне субъектов федераций и муниципальных образований приняты соответствующие целевые программы. Маленький Курган дополнительно приобретает 8 лифтов ежегодно. В Глазове и Воткинске тоже проводится работа. В Ижевске с этим очень тяжело. Городу требуется отдельная программа по замене оборудования, в которой будет предусмотрено финансирование из бюджетов всех уровней и частные инвестиции. При этом, надо отдать должное ремонтным организациям – сервисное обслуживание на очень достойном уровне.

- А как сказался кризис на состоянии промбезопасности в регионе?

- В условиях кризиса, естественно, предприятия стремятся к максимальной экономии. В первую очередь на затратах непроизводственных - к ним относятся и затраты на безопасность. Наша задача - удержать расходы хотя бы на уровне прошлого года. Могут увольняться руководящие кадры, инженеры – но электрики, котельщики, я всегда говорил, должны оставаться на предприятии, пока существует опасный объект. К счастью, предприятия держатся. Заявок на консервацию нет. Но консервация – это комплекс очень сложных и дорогостоящих мероприятий. Почти как новое строительство. Поэтому мы, опасаясь возможных нарушений, уделяем этой проблеме особое внимание.

"