Posted 25 декабря 2018,, 14:47

Published 25 декабря 2018,, 14:47

Modified 17 октября 2022,, 14:39

Updated 17 октября 2022,, 14:39

Стоп, Россия! По мнению министра финансов Силуанова, скоростные магистрали не нужны

25 декабря 2018, 14:47
Министр финансов России Антон Силуанов скептически относится к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей, хотя ВСМ сегодня считаются визитной карточкой высокоразвитых стран.

В России сегодня нет ни одного километра высокоскоростной железнодорожной магистрали. При этом уже много лет ведутся разговоры об их строительстве. Первым проектом должна была стать трасса Москва - Казань стоимостью около 1,7 трлн рублей, а ее пилотным участком - Москва - Гороховец за 621,5 млрд рублей, пишут Новые Известия.

Сейчас дорога, к примеру, от Москвы до Казани длиной 918 км занимает от 11 до 13 часов. ВСМ могла бы значительно улучшить эту ситуацию.

Однако сегодня первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов заявил, что скептически относится к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань и не видит в нем экономического смысла.

Ранее глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин говорил, что инвестиции должны быть обоснованы эффектами, которые экономика может получить за пределами этого проекта. Может получиться так, рассуждал министр, что, например, гораздо большую эффективность покажет не проект Москва - Казань, а Москва - Петербург. При этом Орешкин не приводил никаких экономических расчетов.

Однако заглянем в историю. В свое время Петр Столыпин, выступая в Думе, отмечал, что «никакие крепости не заменят путей сообщения».

Российский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов Российской империи Витте призывал установить господство над всем коммерческим движением на тихоокеанских водах.

Пользу железных дорог для России доказывал еще в 1835 году Сергей Иванович Мальцов, который, будучи еще поручиком Кавалергардского полка, побывал в Англии и проехал по Манчестер-Ливерпульской железной дороге. Вернувшись в Петербург, Мальцов стал убеждать государя в важности строительства железных дорог. При этом Мальцов был вхож в дом министра финансов графа Егора Францевича Канкрина, одного из умнейших людей той эпохи, лучшего министра финансов в российской истории, но при этом убежденного противника железных дорог в России.

Канкрин считал, что проект невероятно затратный, а казна только-только многолетними стараниями графа приведена в относительный порядок. В России нет грузов, которые нуждаются в перемещении с такой уж быстротой: наши товары не скоропортящиеся, всё, что надо, спокойно довозят лошадки. И каменного угля у нас не так много (большинство месторождений ещё не открыли). Значит, топить паровозы придётся дровами, а это повлечёт истребление лесов. Кроме того, в России исконный крестьянский промысел - ямщичество. Есть ямщики-профессионалы (целые сёла, причём зажиточные), кто-то уходит в извоз зимой, когда не занят хлебопашеством, для таких это в семейном бюджете - немалое подспорье. Все платят подати. А придут "чугунки" - и что, ямщики станут не нужны? Начнут разоряться? Людям - беда, казне - убыток, власти - проблемы. У нас не на что деньги тратить? Тогда уж лучше их обращать на земледелие, народ дешёвым хлебом обеспечивать...

Как видим, строительство железных дорог - это пример противоборства сторонников и противников прогресса, причем весомых аргументов против железных дорог почти два века назад было куда больше, чем сегодня, у Силуанова и Орешкина, вместе взятых.

«Я скептически к нему (проекту ВСМ Москва — Казань, — прим. ред.) отношусь. Потому что РЖД и Минтранс преподносят его как новаторский проект, инновационный продукт. Дальше вопрос — а будет ли здесь экономика? В магистральной инфраструктуре сидит это все до Владимирской области, до населенного пункта Гороховец. Да, даже если это будет до Казани. Никакой экономики абсолютно нет», сказал Силуанов.

Такие высокоскоростные магистрали, сказал Силуанов, делают там, где большое количество скоплений народа, где этот народ будет ездить и перемещаться...

Однако если бы Транссиб в конце 19 века строили только там, где было "большое скопление народа", то у нас этой выдающейся дороги не было бы никогда. И не только ее, но и всех городов в центральной Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что логика экономического развития прямо противоположна минфиновской: вначале появляется хорошая дорога, а уже потом возникают "скопления людей" и всякая разная полезная активность.

В 21 веке ВСМ считаются визитными карточками высокоразвитых стран. Современные высокоскоростные поезда способны развивать скорости 200-400 км/ч и благодаря этому, а также надежности ВСМ составляют серьезную конкуренцию другим видам транспорта. Эти гигантские инфраструктурные проекты страны используют для подъема и развития экономики, для связи регионов внутри страны и для укрепления долгосрочных торговых отношений с соседними государствами.

"