Posted 31 октября 2012,, 11:16

Published 31 октября 2012,, 11:16

Modified 17 октября 2022,, 13:18

Updated 17 октября 2022,, 13:18

Online-конференция: Сергей Лукин

31 октября 2012, 11:16
Начальник управления ФСКН по Удмуртии Сергей Лукин рассказал об опасности новых наркотиков, тестировании школьников, а также высказался в поддержку введения уголовной ответственности за употребление наркотиков.

Начальник управления ФСКН по Удмуртии Сергей Лукин, отвечая на вопросы читателей «Udm-Info» в рубрике «Online-конференции», рассказал об опасности новых наркотиков, тестировании школьников, а также высказался в поддержку введения уголовной ответственности за употребление наркотиков.

Марина:
Много раз слышала о том, что до трех кустов марихуаны якобы разрешается выращивать дома. Неужели это так?

- Это не так - культивирование наркосодержащих растений запрещено. Ответственность наступает независимо от количества выращенных растений. А вот степень ответственности определяет суд, который, конечно же, учитывает, сколько запрещенных к выращиванию растений было изъято у задержанного лица при пресечении культивирования.

Интересно:
В России пошла мода на веселящий газ. Расскажите чем он опасен, и как с ним в Удмуртии?

- В Удмуртии пока без него... Были, конечно, попытки распространения закиси азота, который крайне популярен во многих регионах России. Но мы заранее профилактировали это направление и определенные результаты есть - за 20 дней октября прошло около 150 рейдовых мероприятий по пресечению распространения веселящего газа - ни одного факта выявлено не было. Его употребление опасно для здоровья, так как газ действует на центральную нервную систему и может привести к ряду дыхательных и психических расстройств, затрудняет работу мышц, снижает слух и зрение. И отравление происходил внезапно и неконтролируемо. Без быстрой и квалифицированной медицинской помощи его последствия стремительно нарастают и приводят к смерти от удушья.

Алексей:
Очень интересно ваше мнение по нашумевшему "маковому делу" Шилова? были ли в Удмуртии какие-то подобные случаи, связанные с оборотом кондитерского мака?

- Пока нет. Но как показывает практика других регионов, оборот кондитерского мака очень и очень непростая штука. Есть законы, которые надо выполнять самим и контролировать их выполнение другими, в частности бизнес-партнерами. Я не знаком подробно с материалами т.н. дела «Шилова», но считаю, что использование коммерческих поставок кондитерского мака для получения наркотического средства маковая солома вполне реально. И не на такие ухищрения идет наркопреступность ради достижения своих целей. Если же говорить о предпринимателях - коль уж ты торгуешь маковым зерном, контролируй свой бизнес. Наличие в реализуемой продукции наркотических средств подразумевает уголовную ответственность.

гражданин:
Сергей Трифонович, сколько сейчас в Удмуртии наркоманов и становится ли их больше?

- Наркомания - явление с большой латентной составляющей. То есть мы видим только верхушку айсберга - это те люди, которые стоят на учетах в наркодиспансере. Сейчас их 3988. Думаю, что можно смело умножать эту цифру на пять, чтобы представить примерный уровень наркопораженности в республике. И, что меня действительно тревожит, темпы выявляемости наркозависимых людей все увеличиваются.

Анна Андревна:
а как вы набираете сотрудников? насколько высоки требования? были ли случаи, что сотрудников управления ловили на сбыте наркотиков?

- Таких случаев не было, и мы предпринимаем все меры, чтобы их не было и в дальнейшем. У нас есть подразделение, обеспечивающее собственную безопасность, в сферу деятельности которого входит и контроль за неукоснительным соблюдением законности нашими сотрудниками. Что же касается кадровой работы, то мы, конечно же, как и любая спецслужба, обеспечиваем подбор кандидатов на службу с высокими моральными и функциональными качествами. До 50 % кандидатов отсеиваются еще на этапе предварительного изучения. Но для ответственных, целеустремленных, сознательно выбирающих службу в правоохранительных органов молодых людей наши двери всегда открыты.

Павлик:
Как Вы относитесь к столь неоднозначной деятельности известного борца с наркоманией Евгения Ройзмана?

- Евгений Ройзман - личность неоднозначная, как и его дела. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков взаимодействует со всеми общественными организациями, вносящими вклад в общее дело борьбы с наркоагрессией. Но, как структура государственная, мы обязаны вести это взаимодействие исключительно в правовом поле.

Учитель:
Говорят, что обсуждаются меры наказания для школьников и студентов, которых в результате наркотестов поймали на наркотиках - вплоть до отчисления. Правда ли это?

- Давайте посмотрим на эту проблему немного с другой стороны. А насколько это оправданно? Начнем со студентов - выпускник педагогического ВУЗа, учитель употребляет наркотики. Я бы не хотел, чтобы он учил моих детей. Авиадиспетчер, к примеру, есть такая профессия, наркоман со студенческой скамьи - о какой безопасности полетов может идти в этом случае речь? Я вам еще много профессий могу привести, где наркозависимость - критична до степени угрозы для жизни не только самого наркозависимого, но и окружающих. И не одного или двух, а сотен, или даже тысяч людей. Я считаю, что такие специальности должны получать молодые люди, адекватно оценивающие степень своей ответственности. А если еще в ВУЗе он настолько инфантилен, что пренебрегает законом - ведь немедицинское употребление наркотиков у нас в стране запрещено - можно ли будет доверять ему в будущем? Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 394 утвержден перечень видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией.

Наконец, не забывайте, что когда человек попадает в рабскую зависимость от наркотиков, для него перестает существовать что-либо кроме задачи добыть очередную дозу. Добыть любыми путями. Теряются все социальные связи: семья, друзья, место работы - не что иное, как возможность обманом, воровством, угрозами, а зачастую и прямым насилием завладеть какими-то материальными ценностями, которые затем можно продать скупщикам краденного и купить наркотик. Это и есть проявление болезненной зависимости - эти люди больны, чем раньше мы их выявим, тем больше шансов, что развитие болезни удастся приостановить.
Ну, и не надо забывать, что наше государство правовое, и любые решения обязательно должны будут учитывать права общества, права гражданина и человека.

Zombi:
Как Вы считаете, нужно ли вводить наказание за употребление наркотиков? может ли быть такая мера эффективной?

- Административное наказание за употребление наркотиков и сейчас существует, но считаю, что необходимо перевести его в плоскость уголовной ответственности. И в то же время дать возможность выбора лицам, задержанным за употребление наркотиков: или "пойти на нары", или пройти принудительный курс лечения и реабилитации. Наркоманы - это все-таки больные люди и вывести хотя бы часть из них в состояние длительной ремиссии, попытаться вернуть этих людей к созидательному существованию, необходимо стремиться любыми законными мерами. Включая и угрозу уголовного преследования.

Введите ваше имя:
Добрый день! Меня интересуют школьники... с какого возраста тестируют, какие результаты? Дальнейшие действия в этом направлении, именно по пресечению школьников к употреблению наркотиков. Что еще делается именно для школ в этом направлении?

- При тестировании школьников на употребление наркотиков, естественно, важно соблюсти их права. Ответственность за школьников несут родители, и без их согласия тесты проводить нельзя. Что касается возраста - официально выявленный нижний предел возраста детей, употреблявших психоактивные вещества в Удмуртии - 9 лет, а неофициальный? Кто может поручиться, что введем мы тестирование, например, с 9-летнего возраста и не опоздаем? Не упустим одну - две, а то и десятки ребячьих жизней. Тестирование позволит во-первых, специалистам получить более полную картину пораженности наркоманией в школах, а, во-вторых, проводить мероприятия по исправлению ситуации. Кстати, тестирование само по себе может служить сдерживающим фактором. Школьники откажутся от употребления наркотиков, если будут знать, что их могут проверить. Тут, повторюсь, ценность имеет любой аспект, любая соломинка, которая поможет нам переломить спину верблюда - в нашем случае повернуть вектор наркоситуации в положительную сторону.

Kirill:
Вы приехали в УР и Томской области, сравните ситуацию с наркотике в этих двух регионах. Существует ли статистика на каком месте Удмуртия по наркозависимым и наркотрафику?

- Я могу сравнивать не только с Томской областью, поскольку мне приходилось изучать обстановку и в других регионах. В частности, в Кургане полгода назад был на комплексной проверке, жил там целый месяц. Удмуртия выгодно отличается от многих других регионов уже по своему географическому положению. Маршруты наркотрафиков в основном проходят севернее и южнее нашего региона. Через тот же Курган напрямую идет крупный наркотрафик - там сложнее обстановка именно по этой причине. В Томске другие особенности – каждый 5-й житель города – студент, выше средний уровень доходов, а там, где есть, условно говоря, лишние деньги, там всегда обстановка с употреблением наркотиков сложнее. Что можно сказать об Удмуртии? В республике средний уровень наркопораженности ниже, чем в целом по России. Но если в России динамика потребления наркотиков идет вниз, то в Удмуртии она растет. Наблюдается, так называемый, эффект волны – если в одном месте спад, где-то в другом - подъём. За этот год по официальным данным количество наркозависимых увеличилось почти на 300 человек.

Игорь:
Сергей Трифонович, в Ижевске везде появляются надписи "Лигал соли" и номер телефона. Расскажите, что это такое, как этот наркотик действует на человека и как идет работа по поиску дилеров этой соли.

- Под видом удобрений или солей для ванн до недавнего времени продавались мефедрон, метилон, бутилон - синтетические наркотики, известные с 2008 года, по действию они сходны с веществами амфетаминового ряда и оказывают сильный возбуждающий эффект. В соответствии с действующим законодательством они запрещены к обороту на территории России. Лица, осуществляющие их незаконный оборот, привлекаются к уголовной ответственности. В настоящее время под этим «брендом» продают различные синтетические, так называемые «дизайнерские» наркотики. В том числе синтетические каннабинойды группы JWH, различные производные с психоактивным действием, психотропные вещества пировалерон и его структурные аналоги, к примеру MDPV, и другие, схожие по своему действию.
Это крайне опасные наркотические средства, и, они очень активно набирают глубину своей ниши в наркобизнесе. Мне известны случаи, когда лица, ошибочно употребившие JWH не надлежащим способом, погибли от разрыва аорты, во время спровоцированного наркотиком кризиса кровеносной системы. Работа по пресечению распространения дизайнерских наркотиков проводится нами постоянно. Подробности, я по понятным причинам опущу.

Олег Вдовин:
После запрета на продажу кодеиносодержащих препаратов без рецепта, ситуация с дезоморфиновой наркоманией в республике как-то улучшилась?

- Да, мы отмечаем определенное снижение числа лиц, задерживаемых органами наркоконтроля за незаконный оборот дезоморфина. Положительную динамку дает и республиканский наркодиспансер.

Олег:
Сергей Трифонович, скажите, как часто проверяют ваши сотрудники клубы? и насколько часто там ловят продавцов наркотиков?

- Работа по выявлению фактов незаконного оборота наркотических средств и подконтрольных веществ в местах проведения досуга молодежи проводится постоянно. Как в ходе рейдовых мероприятий, так и при негласных проверках.

Конечно это без особого восторга воспринимается посетителями, и бывает, что не находит понимания у владельцев развлекательных заведений. Но, согласитесь, если охрана таких заведений не может обеспечить соблюдение законности при проведении увеселительных мероприятий, если руководство клубов смотрит сквозь пальцы на снующих в их заведениях наркобарыг, то мы-то в стороне никак оставаться не можем. Удручает, конечно, что у части нашей молодежи употребление алкоголя и наркотиков становится неотъемлемой частью клубной субкультуры, это, увы, реалии сегодняшнего дня. Но пускать ситуацию на самотек мы не собираемся. Да нам никто это и не позволит сделать. Если же приводить примеры задержаний, то вот последний пример: 22 сентября у входа в ночной клуб «Пепелац» трое молодых людей, расположившись буквально в десяти метрах от дверей в увеселительное заведение - на парапете рекламной конструкции - попытались употребить амфетамин, но были задержаны оперативниками наркоконтроля.

Юрий:
появились ли за последнее время какие-то новые наркотики?

- Благодаря усилиям, которые прикладывает наше государство для пресечения распространения наркотизации в обществе, удалось остановить эскалацию нарконапряженности в стране, которая непрерывно нарастала начиная с 90-ых годов. Теперь перед Россией стоит не менее масштабная задача: добиться коренного перелома в развитии наркоситуации в стране. Конечно же этому активно противодействует преступное наркосообщество - как российские преступные группировки, так и мировые наркосиндикаты. Они быстро реагируют на изменяющуюся не в их пользу обстановку и, стремясь сохранить свои позиции, вбрасывают к нам в страну все новые и новые виды наркотиков. Только за последние два года ФСКН выступила с предложениями в правительство о внесении в списки подконтрольных веществ более 100 новых наименований. Но сама процедура внесения дополнений в эти списки довольно длительная и тянется порой до года. За это время новый наркотик забирает не одну жизнь.

Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков считает, что необходимо сформировать систему раннего выявления веществ, которые обладают наркотическим действием. А для того, чтобы оперативно реагировать на появление «новинок» наркорынка и не допустить их широкого распространения, необходимо наделить Государственный антинаркотический комитет правом наложения временного вето на оборот таких сомнительных веществ хотя бы на полгода. За это время Минздрав сможет провести необходимые экспертизы и дать заключение об опасности того или иного вещества для здоровья людей.

Причем общество уже поддерживает своими действиями эту инициативу, в том числе и в нашем регионе. В органы наркоконтроля на территории Удмуртии и в республиканскую Антинаркотическую комиссию обращаются общественные организации и простые граждане, обеспокоенные появлением различных «табачных продуктов», «легальных» курительных смесей, «солей» для ванн, подозрительных «удобрений», или «кормов для аквариумных рыбок». Как я уже говорил, под всеми этими названиями скрываются наркотики порой по своему воздействию гораздо более опасные, чем имевшие хождение в регионе ранее.

Виктор:
Как вы относитесь к идее легализации легких наркотиков?

- Безусловно отрицательно.

Ольга:
В Удмуртии начали тестировать школьников и студентов на наркотики, как собирались? насколько эффективна эта мера? много ли выявляют в ходе таких проверок детей, которые употребляли наркотики и что с ними делают? не возражают ли родители?

- Я уже в целом отвечал на этот вопрос, уточню некоторые детали. Школьников будут тестировать только с разрешения родителей. Я думаю, что ни один родитель, беспокоящийся о своем ребенке, не откажется от этой контрольной процедуры. Что делают с детьми, тесты которых положительны? Этого я сказать не могу: врачебная тайна - полная прерогатива врачей. До нас результаты этих тестов если когда-нибудь и дойдут, то только в обезличенном виде статистических выкладок.

Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.

"