«Новые Известия» обратились к Авену по поводу коллекции живописи в Риге

«Новые Известия» обратились к Авену по поводу коллекции живописи в Риге
«Новые Известия» обратились к Авену по поводу коллекции живописи в Риге
1 апреля, 14:36ОбществоФото: pxhere.com
Журналисты “Новых известий” решили выяснить, все ли экспонаты музея Петра Авена вывезены из Российской Федерации законным способом.

Председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен купил здание в центре Риги, где собирается открыть музей с коллекцией русской живописи XX века, сообщает издание “Новые Известия”.

По словам банкира, таким способом он собирается привлечь в столицу Латвии больше туристов и сделать ее более узнаваемой во всем мире. В проект по открытию музея русской живописи Авен планирует вложить более четырех миллионов долларов, без учета стоимости экспонатов. В коллекцию банкира входят картины таких известных художников, как Константин Коровин, Петр Кончаловский, Марк Шагал, Василий Кандинский и Борис Кустодиев. В Forbes коллекцию картин оценили в полмиллиарда долларов.

Необходимо отметить, что в Латвии несколько месяцев назад вступил в силу закон, позволяющий беспрепятственно ввозить в страну предметы искусства, но разрешение на их вывоз дает специальная оценочная комиссия - специалисты проверяют документы, в том числе о покупке. При этом если экспонаты будут выставлены в частном музее, то уголовное право не будет на них распространяться. Очевидно, что Авен воспользовался этим нюансом, считают в “Новых известиях”.

Также есть мнение, что вывоз коллекции картин за границу - попытка банкира сохранить ее. Возможно, банкир-миллиардер опасается проверок, после которых часть предметов искусства может вернуться государству.

Известно, что жемчужиной коллекции картин Авен планирует сделать работы латышского художника Александра Древина, которого расстреляли во время сталинских репрессий. Работы художника сохранила его супруга Надежда Удальцова, выдавая их за свои.

Работы Древина передавались от одного члена семьи другому до конца девяностых годов прошлого столетия. С 1997 года в семье начинается черед смертей: сначала умер сын Древина и Удальцовой Андрей, потом в течение десяти лет скончались внук Андрея Петр и его сын Иван. В результате наследницами картин стали жена Андрея Вероника Стародубова, их дочь и мать Петра Екатерина Древина и вдова Петра - Екатерина Древина-Васильева. Многие коллекционеры, как черные, так и белые, знали о большом собрании картин, хранящихся в доме.

Однако десять лет назад начали происходить странные события: сначала при подозрительных обстоятельствах Екатерина Древина попала в психиатрическую лечебницу, а затем Екатерина Васильева переехала к Веронике Стародубовой, которая на тот момент страдала болезнью Альцгеймера и почти ни с кем не общалась.

В этот период Стародубову захотел навестить будущий муж Екатерины Древиной Константин Ясиновский, однако Васильева не пустила его в квартиру. Она заявила, что является единственной наследницей Вероники, а ее дочь навсегда останется в психиатрической лечебнице, потому что у Васильевой договоренность с медработниками.

Тем не менее Ясиновский сумел вытащить Екатерину из психбольницы, и когда она вернулась в квартиру к матери, то коллекции картин не обнаружила. После этого последовало судебное разбирательство, на котором нотариус, заверявший доверенность Васильевой, заявил, что на момент его визита в квартиру работ известного художника в доме не было. На данный момент неизвестна судьба порядка десятка работ Александра Древина.

Примечательно, что пять лет назад в столице Латвии Петр Авен проводил выставку работ русского авангарда, среди которых Екатерина Древина нашла несколько картин, принадлежавших ранее ее семье. Вероятно, Васильева их продала банкиру, хотя юридического права на это не имела.

В связи с этим журналисты издания обратились к самому банкиру, а также в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой прояснить ситуацию.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter