Posted 5 апреля 2020,, 15:28

Published 5 апреля 2020,, 15:28

Modified 18 октября 2022,, 05:17

Updated 18 октября 2022,, 05:17

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: можно ли защититься от нетерпимости?

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: можно ли защититься от нетерпимости?

5 апреля 2020, 15:28
Фото: Медиахолдинг1Mi
Уровень нетерпимости и агрессии в современном мире достиг такого уровня, что президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор называет его критическим.

Прежде всего Моше Кантор ведёт речь об антисемитизме, однако оговаривается: угрозу антисемитизма ни в коем случае нельзя отметать в сторону как некую исключительно еврейскую проблему. На самом деле, убеждён Кантор, рост нетерпимости к евреям – это лишь симптом, сигнал о куда более серьёзных и глобальных проблемах, с которыми общество сталкивается уже сегодня, и закрывать на них глаза ни в коем случае нельзя.

Комплексная угроза

Вопросы безопасности для Вячеслава Кантора занимают одно из ведущих мест в его общественной работе. Помимо ЕЕК, Моше Кантор возглавляет и такие уважаемые экспертные организации, как Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы, Европейский совет по толерантности и примирению и многие другие. Занимаясь проблемами глобальной безопасности, Вячеслав Моше Кантор в последние годы относит к их числу и наблюдающийся во всём мире рост нетерпимости. В этом Кантор не одинок, его обеспокоенность разделяют многие эксперты. Причём Вячеслав Моше Кантор и его коллеги и единомышленники видят проблему не только в безопасности конкретных граждан и групп людей, становящихся объектами ненависти, но и в целом в стабильности общества. По мнению Кантора, тот же антисемитизм – как одна из самых распространённых и при этом агрессивных форм нетерпимости по национальному признаку – при отсутствии на него отрицательной реакции в обществе нормализует нетерпимость как таковую. Стоит закрыть глаза на одну форму нетерпимости, и вот уже ненависть как таковая, проявляется ли она в информационном пространстве или в виде физического насилия и преследования, уже становится допустимой.

В целом же всплеск нетерпимости имеет и глобальные последствия, уверен Вячеслав Кантор. В качестве президента Люксембургского форума, выступая на конференции в 2018 году, Моше Кантор даже назвал нетерпимость в числе тех угроз, что непосредственно влияют на стратегическую стабильность во всём мире, абсолютно наравне с кризисами в международных отношениях и терроризмом. Общий рост недоверия и нетерпимости, поясняет Кантор, отбрасывает свою тень на способность народов и отдельных групп граждан договариваться, поэтому понятно, как ксенофобия может сыграть свою негативную роль в общемировой картине, которая на сегодняшний день и так испытывает достаточно проблем.

Учитывая, какие всё более ожесточённые формы принимает антисемитизм (а в 2018 году экспертами Центра Кантора, авторами ежегодного исследования уровня антисемитизма в мире, был зафиксирован рост насильственных преступлений на почве антисемитизма, причём даже в тех странах и частях света, где прежде этой проблемы как будто не было), сам Моше Кантор на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста выступил с предложением приравнять антисемитизм к экстремизму – как в юридическом, так и в практическом смысле. Необходимость этого Кантор объясняет тем, что антисемитизм в последние годы всё чаще входит в политическую риторику, причём риторику самых радикально настроенных группировок и политических сил, становясь этаким объединяющим фактором даже для тех групп радикалов, которые по остальным вопросам как будто не согласны друг с другом. А учитывая тенденцию прихода подобных групп к реальной власти во всё большем количестве стран, Вячеслав Моше Кантор предлагает действовать упредительно, пока антисемитизм не стал где-либо частью государственной политики.

Вопросы безопасности

Рост числа преступлений на почве антисемитизма всё чаще заставляет людей, от рядовых представителей еврейских общин до представителей власти, говорить о проблемах обеспечения непосредственной безопасности. Помимо экспертов, как отмечает Вячеслав Моше Кантор, о росте антисемитизма говорят и сами евреи – они испытывают его давление в повседневной жизни и действительно отмечают ухудшение ситуации. Многие евреи в Европе уже сегодня говорят о возможности эмиграции из этих стран, если ситуация не исправится, а также признаются, что предпочитают никак не демонстрировать свою принадлежность к еврейскому народу, отказываясь от национальной одежды и избегая посещать общинные мероприятия. Случаи же, когда на евреев нападают в их собственных домах, в ходе священных праздников в синагогах и так далее, и вовсе подрывают самую базовую уверенность людей в собственной безопасности и безопасности своих близких. Что ещё вызывает беспокойство, отмечает Вячеслав Моше Кантор, так это утрата доверия к официальным властям, которые, как видят евреи, не в состоянии эту самую безопасность обеспечить.

Разумеется, первым ответом на рост числа насильственных преступлений и инцидентов в отношении как самих евреев, так и их учреждений, стало усиление физической охраны и ужесточение полицейских мер. Однако Моше Кантор, хоть и признаёт необходимость этих действий, неизменно подчёркивает, что силовые методы не должны быть единственными мерами. Более того, проблема заключается в потенциальной недолговечности этих мер. Как подчёркивает Вячеслав Кантор, усиление и ужесточение мер безопасности в долгосрочной перспективе может ещё ухудшить ситуацию – ведь у тех, кто постоянно находится под охраной, невольно укрепляется ощущение того, что они пребывают в опасности. Это ведёт и к дальнейшему отчуждению группы людей от прочих граждан. Как пояснял сам Вячеслав Кантор, подобные меры прежде всего отражаются на состоянии детей – они с детства приучаются думать, что не такие, как все, вынуждены посещать охраняемые отдельные школы и так далее.

Однако события последних лет, такие как теракты в США, Новой Зеландии, а также прошлогоднее нападение на синагогу в немецком Галле вновь и вновь ставят вопрос ребром – охрана необходима, а что необходимо ещё больше – грамотные и слаженные действия этой охраны. Так, сам Вячеслав Моше Кантор очень высоко оценил действия службы безопасности синагоги в Галле, которые вовремя оценили степень угрозы, исходящую от вооружённого подозрительного человека, и успели запереть здание, сохранив жизнь и здоровье находившимся внутри прихожанам. Террорист, впрочем, не полностью отказался от задуманного зла, и его жертвами стали случайные прохожие.

Оздоровить общество

События в Галле, как и предшествующие им теракты в США делают очевидным тезис Кантора, которого он придерживается уже на протяжении многих лет: что война с нетерпимостью – это прежде всего идеологическая борьба, и именно в поле идеологии и общественного сознания и необходимо прикладывать самые серьёзные усилия.

Сегодня антисемитизм особенно процветает в информационном пространстве, отмечает Вячеслав Кантор. В частности, благоприятной средой для распространения экстремистских идеологий самого различного толка был и остаётся Интернет. Всемирная паутина не только предоставляет своим пользователям анонимность и ощущение безнаказанности, но и позволяет экстремистам-одиночкам находить единомышленников. Стоит отметить, что террористы из США, совершившие нападения на синагоги в 2018-2019 годах и прежде в социальных сетях открыто демонстрировали свои антисемитские взгляды, а злоумышленник из Галле, собираясь на своё преступление с потенциальными массовыми жертвами, планировал транслировать его совершение в сеть.

При этом Кантор отмечает, что у общего роста недовольства и агрессии в обществе есть и вполне объективные причины. В частности, экономические проблемы, падение уровня жизни людей даже в самых развитых и обеспеченных странах, постоянный рост напряжённости на международной арене, – всё это ведёт к тому, что люди ощущают постоянную неуверенность в будущем, не знают, что ожидает их завтра, а главное – не понимают, кто в этом виноват. Вот здесь-то, отмечает Кантор, и кроется проблема радикальных идеологий: вместо того чтобы разрешать проблемы людей, популисты и экстремисты их подпитывают, берут страхи людей на вооружение и всячески поддерживают поиски «врагов народа», без зазрения совести назначая этих самых врагов из числа собственных оппонентов, либо конкретных групп людей, в то время как себя подобные «политики» выставляют как раз защитниками народа и радетелями за его интересы. Подобный подход, напоминает Моше Кантор, в своё время использовался и нацистами в Германии – и уже известно, к каким результатам это привело.

Опасность кроется и в ожидаемом, но оттого не менее печальном процессе утраты обществом исторической памяти, говорит Вячеслав Кантор. Будучи организатором и главным идейным вдохновителем таких мероприятий, как Всемирные форумы памяти Холокоста, Кантор занимается этой проблемой многие годы. Последние исследования и опросы показывают: с уходом из жизни выживших в Холокосте, уходят и воспоминания о событиях тех лет. Уже сегодня многие представители более молодых поколений обладают очень скудными познаниями об истории Холокоста, если вообще хоть какими-то. По мнению Вячеслава Моше Кантора, всё это накладывает дополнительную ответственность на современников: память о событиях тех лет необходимо поддерживать и доносить до новых поколений, посредством постоянного просвещения. Ведь история – это не только знания, подчёркивает Кантор, это прежде всего те уроки, что история уже преподала человечеству, и забывать которые нельзя ни в коем случае, если мы рассчитываем на мирное будущее, а не повторение уже однажды случившейся катастрофы.

Просвещение, объяснение, образование и, главное, продвижение в обществе ценностей толерантности и терпимости – вот главные направления, по которым нужно работать и с помощью чего можно воспитать такую атмосферу в обществе, когда ненависти и нетерпимости попросту не останется места.

Ответственность власти

Когда речь заходит об идеологии и безопасности, Вячеслав Моше Кантор твёрдо убеждён – основные ресурсы, а значит и основная ответственность в этих вопросах ложится прежде всего на государство. В деле борьбы с нетерпимостью это особенно актуально, ведь именно в руках властей сосредоточены законодательные силы – а именно этими методами и можно по-настоящему регулировать те настроения и те ценности, которые преобладают в обществе. Прежде всего, подчёркивает Кантор, позиция официальных властей по тому или иному вопросу всегда формирует границу нормы для общества: то, что официально осуждается, нормальным считаться не будет, и наоборот – отсутствие реакции от властей делает то или иное поведение, настроение допустимым и нормальным. Выступая одним из авторов Плана действий по борьбе с антисемитизмом, который еврейские организации и общины представили властям ЕС, Вячеслав Моше Кантор сделал отдельный акцент на важности официального осуждения любых проявлений нетерпимости, антисемитизма и ксенофобии, особенно когда это происходит на международном уровне. Дискриминация по национальному признаку, исключение каких-либо народов или граждан из международных мероприятий и событий из-за их гражданства и так далее, – всё это лишь способствует нагнетанию нетерпимости в самом глобальном смысле, убеждён Кантор, а потому не только не должно допускаться европейскими властями, но и должно осуждаться в переговорах с другими странами.

Ещё один важный шаг – если не самый важный – в борьбе с нетерпимостью кроется в изменениях законодательства, которые, по мнению Вячеслава Моше Кантора, уже давно назрели в современном мире. В частности, Кантор на протяжении нескольких лет добивается принятия на уровне всех европейских стран единого рабочего определения антисемитизма. Как поясняет Кантор, это попросту необходимо для борьбы с ним, ведь как можно победить явление, для которого до сих пор нет единого, одобренного всеми участниками и сторонами определения? Что именно должны пресекать правоохранительные органы и осуждать суды? По мнению Вячеслава Моше Кантора, законодательное закрепление и правильное определение всех необходимых понятий играет ключевую роль в борьбе с нетерпимостью.

Не менее важным Кантор считает и пересмотр уже существующих норм и законов на вопрос их соответствия современным реалиям. Так, Моше Кантор не раз обращал внимание законодателей на так называемые «правовые дыры» в европейских законах, касающиеся как раз информации и свободы слова. Подобными понятиями из-за их размытости и неконкретности нередко и пользуются проповедники и апологеты экстремистских идеологий и разных форм нетерпимости – ими они прикрывают свои агрессивные и нетерпимые высказывания, выставляя их лишь самовыражением и озвучиванием своего мнения, в то время как жертвам их нетерпимости в любых свободах они отказывают.

Нормативные изменения необходимы уже потому, говорит Вячеслав Кантор, что только они и могут на самом деле оказать влияние на качественные изменения ситуации – и изменения в столь необходимой долгосрочной перспективе.

Повышать осведомлённость

Огромную роль в борьбе с нетерпимостью Вячеслав Моше Кантор отдаёт и самим гражданам, причём не только в роли гражданского общества, но людям как таковым. Прежде всего, убеждён Кантор, необходимо всеми доступными способами повышать осведомлённость людей о тех угрозах и опасностях, что их поджидают, в том числе в информационном пространстве. Во-вторых, Моше Кантор не устаёт подчёркивать важность налаживания координации и взаимодействия между обществом и представителями правопорядка, спецслужбами и властями, – это не только вопрос доверия, подчёркивает Кантор, это вопрос безопасности в кризисных ситуациях, которые могут случиться в том числе и в ходе терактов, преступлений и других ЧС. Наконец, Кантор настаивает на необходимости постоянно привлекать внимание людей к тем проблемам, которые происходят в обществе, к тем негативным настроениям, что находят выражение. Как поясняет Вячеслав Моше Кантор, для совершения зла зачастую достаточно лишь, чтобы большинство промолчало и ничего не сделало – и нужно приложить все усилия, чтобы это самое большинство осознало масштабы угрозы нетерпимости и приняло более активное участие в борьбе с ними.

"