Posted 9 марта 2011,, 12:52

Published 9 марта 2011,, 12:52

Modified 17 октября 2022,, 13:44

Updated 17 октября 2022,, 13:44

Ижевский киноклуб представит «Скандинавскую весну»

9 марта 2011, 12:52
В марте после шестилетнего перерыва Ижевский киноклуб совместно с Посольством Швеции в России представит программу шведского артхаусного кино, предоставленную кинокомпанией "Кино без границ". А в конце апреля в Ижевске состоится фестиваль финского кино и культуры.

В марте, с 24 по 29 числа, после шестилетнего перерыва Ижевский киноклуб совместно с Посольством Швеции в России представит программу шведского артхаусного кино, предоставленную кинокомпанией "Кино без границ". А в конце апреля в Ижевске состоится фестиваль финского кино и культуры.

Много воды утекло с тех пор, как Бергман впервые перенес человеческие страхи и тревогу на целлулоидную ленту. Шведское кино, некогда в немалой степени предмет международного культа, порожденного одной персоной, имеет ныне куда более широкую национальную базу — оно теперь и в самом деле шведское. В него пришла плеяда молодых амбициозных кинематографистов самых разных национальностей, увлеченно экспериментирующих с новыми киноприемами и, вместе с тем, страстно желающих поведать собственную историю, передать личностные отражения шведского сокровенного ландшафта.

На втором фестивале шведского кино в Ижевске киноклуб представит 6 работ. Они принципиально разные, снятые в разных манерах, разными режиссерами, в разных жанрах. Победитель Московского кинофестиваля 2006 года - камерная драма о женской судьбе «О Саре». Совсем свежая премьера, национальный фильм, целые две недели обходивший в Швеции по кассовым сборам «Аватар» - гангстерский триллер «Шальные деньги». Первый шведский фильм о вампирах – созданные выпускником нашего российского ВГИКа сумасшедшие «30 дней до рассвета». Стильная черно-белая лента, снятая звездами шведской эстрады Амиром Камдином (Infinite Mass) и Ниной Перссон (The Cardigans) «По высшей воле».

Но две работы, собравшие огромное количество наград и кинопремий куратор киноклуба Андрей Смирнов выделяет особо. Фестиваль откроется недавней работой главного шведского кинофилософа, кинопоэта и киносюрреалиста и Роя Андерсона «Ты, живущий»: 50 коротких абсурдных историй, снятых в павильоне одним кадром, словно представляют изящную шведскую модель конца света. Все герои в ней — невероятно шумные и жизнерадостные люди, которые могут как искренне страдать, так и петь и веселиться до самого утра, совершенно не заботясь о том, что совсем скоро придет конец. А закроется фестиваль своеобразной рифмой к фильму открытия – откровенной и довольно злой работой Рубена Остлунда «Добровольно-принудительно». В ней пересекаются между собой, будто бы вырезанные скальпелем из действительности, эпизоды из жизни обычных шведов, насыщенные одновременно саркастическим юмором и чувством стыда.

Фестиваль пройдет в привычном формате. Каждый фильм показывается единственный раз в киноцентре «Дружба» в лучшее вечернее время: 20.00. Все фильмы демонстрируются на шведском языке в переводе на русский язык субтитрами. Это принципиальная политика киноклуба: сохранять для зрителя авторскую фонограмму и оригинальные голоса актеров.

Предварительная продажа билетов начинается с 14 марта в кассах кинотеатра «Дружба».

Программа:

24 марта, ТЫ, ЖИВУЩИЙ, реж. Рой Андерссон, 2007, 90 мин.
в ролях: Йессика Лундберг, Элизабет Хеландер, Бьёрн Энглунди др.
Шведская национальная кинопремия "Золотой жук", 2008: лучший режиссёр, лучший сценарий, лучший фильм. Номинация: лучшая операторская работа.
Международный кинофестиваль в Чикаго 2007: приз "Серебряный Хьюго" за лучшую режиссуру.
Международный фестиваль фантастических фильмов Fantasporto, Порто, Португалия, 2008: приз Недели режиссёров за лучшую режиссуру.
Международный фестиваль фантастических фильмов в г. Нёвшатель, Швейцария, 2008: приз за лучший иностранный фильм, приз зрительских симпатий.
Международный кинофестиваль в Генте, Бельгия, 2008: приз Жоржа Делерю композитору фильма Бенни Андерссону.
Кинопремия Северного Совета, Хельсинки, Финляндия, 2008.
Премия общества кинокритиков Сан-Франциско, США, 2009: лучший иностранный фильм.
Номинация на премию Европейской киноакадемии, 2007: лучшая режиссура.
Фильм-участник официальной программы "Особый взгляд", Канны, 2007.
Претендент на Оскар в категории "Лучший иностранный фильм" от Швеции, 2008.
Выверенная до миллиметра мозаика из 50 смешных, абсурдных, грустных и сюрреалистических коротких историй, каждая из которых снята одним кадром, дрейфующих то в анекдот, то в мюзикл, то в прекрасный сон, и объединенных тем лишь, что их герои — обычные, не очень красивые, не очень успешные, но очень живые люди, которые всегда забывают, что рано или поздно превратятся в очень мертвых.

25 марта, ШАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ, реж. Даниэль Эспиноса, 2010, 124 мин.
в ролях: Юэль Чиннаман, Лиза Хенни, Матиас Падин Варелаи др.
Национальная шведская кинопремия «Золотой жук» (2011): лучшая мужская роль, лучшая операторская работа, лучший подбор актеров.
В программе фестиваля один из самых свежих шведских фильмов, только что вышедший на шведские экраны и начавший собирать первые награды – редкий для России феномен суперкассовой картины на остром и жестком криминальном материале без каких-либо уступок по части художественности. Фильм стал в Швеции хитом национального проката и на два уик-энда обошел по популярности великий и ужасный "Аватар". Эта, на редкость удачная экранизация криминального романа Йенса Лапидуса из цикла "Стокгольмский нуар" заставляет вспомнить работы Мартина Скорсезе и Дэвида Финчера. Три переплетающиеся истории про шведского студента, ставшего на путь криминала, доброго испанского уголовника и злого боснийского бандита, а по совместительству — отца-одиночку изначально могут смутить возвышенный разум. Но постепенно втягиваешься в пространство фильма, поддаёшься его синкопически выстроенному ритму не только со свободным чередованием сцен, а ещё и с искусным забеганием вперёд, вовсе не навязчивым использованием флэшфорвардов. И начинаешь понимать рассказываемую историю как причудливую мозаику современного мира, где криминальное и подпольное соседствует с чем-то буржуазно-гламурным — и человеку так легко переступить грань закона, попав в лабиринты и ловушки преступной среды.

26 марта, ПО ВЫСШЕЙ ВОЛЕ, реж. Амир Чамдин, 2006, 87 мин.
в ролях: Нина Перссон, Амир Чамдин, Янне Карлсон, Тито Пенкеффи др.
Кинофестиваль в Гетеборге, Швеция, 2006: Приз Nordic Vision Award за лучшую операторскую работу.
Национальная шведская кинопремия «Золотой жук», 2006: номинация в категории «Лучшая операторская работа».
Национальная норвежская кинопремия, 2007: номинация в категории «Лучший дебют».
Когда два певца из двух самых популярных музыкальных групп Швеции решают вместе снять кино— из этого может выйти что угодно. О секретном проекте Амира Чамдина (Infinite Mass) и Нины Перссон (The Cardigans) говорили давно. В результате на свет появилась пропитанная идеалами хиппизма и расовой корректности черно-белая история любви, происходящая в Стокгольме образца 1975 года. Легкий сюжет и незамысловатость повествовательной составляющей умело и оригинально компенсируется изощренным изобразительным рядом, световыми и цветовыми решениями. По собственным словам, Амир Чамдин хотел снять фильм о любви, не похожий ни на один другой, и, видит бог (по высшей воле?), у него это, кажется, получилось.

27 марта, 30 ДНЕЙ ДО РАССВЕТА, реж. Андерс Банке, 2006, 98 мин.
в ролях: Петра Нильсен, Грете Хавнескёльд, Эмма Оберг, Йонас Карлстрём и др.
Международный фестиваль фантастических фильмов Fantasporto, Порто, Португалия, 2006: главный приз за лучший фильм.
Международный кинофестиваль хоррора Screamfest, Лос Анжелес, США, 2006: призы за лучшую музыку, лучший грим, лучшие спецэффекты.
Международный кинофестиваль хоррора в Раввене, Италия, 2006: приз за лучшие спецэффекты.
Творение Андреса Банке - это и не стопроцентный хоррор, так как все-таки смешно. Это и не комедия, так как все-таки жутко. Это и не классический треш, так как все-таки стильно и со вкусом. А обилие киноцитат и литературных аллюзий, так или иначе, свидетельствует о тяготении молодого режиссера к постмодернизму. Его полярная темная ночь, снятая под всеми нами любимую музыку одноименной песни из "Двух бойцов", одновременно пугает, забавляет и притягивает... Едва ли не первый шведский фильм о вампирах, снятый выпускником российского ВГИКа, — фарсовая история о том, как из-за роковой случайности почти все тинейджеры маленького заполярного городка, наглотавшись на вечеринке неправильных таблеток, превратились в кровососущих монстров.

28 марта, О САРЕ, реж. Карим Отман, 2005, 108 мин.
в ролях: Хьюго Эмретсон, Александр Карим, Биргитта Йоханссони др.
Московский международный кинфоестиваль, 2006: главный приз «Золотой Георгий».
"О Саре" — своеобразная штудия шведского феминизма, тем более интересная, что провел ее Отман Карим, мужчина и выходец из Уганды. До этого он был продюсером фильма "Четыре женщины"; в новой картине женщина одна, а мужчин несколько, и ей приходится переходить от одного к другому, ибо современная деловая self-made woman никогда не может остановиться на достигнутом. Когда-то шведское кино дало исчерпывающий анализ женственности в фильмах Бергмана, но оказалось, что за истекшее время женская природа существенно изменилась, хотя счастливее прекрасная половина человечества вряд ли стала.

29 марта, ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО, реж. Рубен Остлунд, 2008, 98 мин.
в ролях: Сесилия Милокко, Виллмар Бьёркман, Линнеа Карт-Лами и др.
Стокгольмский международный кинофестиваль, Швеция, 2008: приз за лучший сценарий, приз зрительских симпатий.
Международный кинофестиваль европейского кино в Брюсселе, Бельгия, 2008: главный приз «Золотой ирис» за лучший фильм.
Международный кинофестиваль в Пальм Спрингсе, США, 2010: приз ФИПРЕССИ.
Международный кинофестиваль в Милане, Италия, 2008: специальное упоминание жюри.
Международный кинофестиваль в Майами, США, 2009: приз ФИПРЕССИ.
Международный фестиваль в Мар дель Плата, Аргентина, 2008: специальный приз жюри.
Международный кинофестиваль в Женеве Cinéma Tout Ecran, Швейцария, 2008: приз за лучшую режиссуру.
Шведская национальная кинопремия "Золотой жук", 2009: номинации в категориях лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор, лучшая актриса.
Кинофестиваль в Гетеборге, Швеция, 2008: приз "Продюсер года" Эрику Хеммердорфу
Фильм-участник программы "Особый взгляд" на Международном кинофестивале в Каннах 2008.
Фильм-участник внеконкурсной программы ММКФ 2009 "8 1/2 фильмов".
Одно и самых ярких и внятных высказываний, которые донеслись за последние годы от молодых европейских кинематографистов. Сборник трагикомичных ситуаций, с которыми каждый хоть раз сталкивался, но не задумался об их причинах и смысле. Добровольно-принудительно пересекаются между собой несколько сюжетных линий о мальчиках, девочках, дяденьках и тетеньках, объединенные общим для всех персонажей желанием выйти за пределы обыденной жизни, нарушить запреты. Шедевр о том, как люди под влиянием общества совершают неожиданные для себя поступки и чем все это оборачивается.

"