Posted 9 апреля 2020, 07:56
Published 9 апреля 2020, 07:56
Modified 18 октября 2022, 05:18
Updated 18 октября 2022, 05:18
Напомним, в августе 2019 года пациент, перенесший тяжелый инсульт, направил первое обращение в адрес главного врача Ярской районной больницы Е. В. Семеновых с просьбой оформить все медицинские документы и направить их на медико-социальную экспертизу (МСЭ) с целью последующего установления группы инвалидности. Однако и на момент опубликования статьи о пациенте 3 апреля 2020 года этого еще не было сделано.
У истории есть продолжение. После того как она оказалась в информационном пространстве, 6 апреля руководителю «Центра медицинского права» Александру Золотареву, который помогает пациенту с оформлением документов на инвалидность, позвонили из Главного бюро МСЭ в Удмуртии. А им, в свою очередь, позвонили из Москвы - из Федерального бюро МСЭ. Федералы скинули им материал статьи про пациента Ярской ЦРБ о затягивании оформления инвалидности и попросили выяснить, в чем дело. Александр передал контакты пациента специалистам из главного удмуртского МСЭ.
- Вчера, 8 апреля, я позвонил дочери больного, она сказала, что 6 апреля документы на МСЭ отправлены. А до этого документы для отправки в МСЭ оформлялись в течение 10 месяцев, и начали это делать только после нашего письменного обращения в минздрав Удмуртии, до этого вообще не оформлялись. Самое интересное, что сроки некоторых медицинских документов истекают в течение 30 дней. Например, результатов анализов, - сказал Александр корреспонденту «Udm-Info».
В Удмуртии затягивание процесса получения инвалидности широко распространено. Почему так происходит?
Александр Золотарев по полочкам разложил основные причины.
- Процесс получения инвалидности состоит из двух этапов. Первый – прохождение медицинского обследования в больнице по месту жительства. По его итогам медорганизация должна оформить направление на медико-социальную экспертизу, где указаны все диагнозы по основному заболеванию, приложены результаты анализов и исследований и так далее. Но если медорганизация не видит причин для установления группы инвалидности при наличии диагноза, она должна выдать справку об отказе на руки пациенту. С ней он вправе самостоятельно обратиться в МСЭ. В случае с пациентом из Яра этого сделано не было.
После начинается второй этап: освидетельствование больного в бюро МСЭ. В основном все проблемы начинаются на первом этапе.
Первая причина затягивания, которая является, на мой взгляд, основной - отсутствие установленных нормативно-правовых сроков от момента обращения больного в больницу до момента подачи документов в МСЭ. Если же органы МСЭ работают по четко расписанному регламенту, то тут сроков никаких нет, чем пользуются руководители медорганизаций на местах.
Вторая причина – дефицит терапевтов, которые оформляют направления, и узких специалистов. Все это приводит к задержке в оформлении.
Вследствие дефицита вытекает загруженность врачей, которая приводит к низкому качеству оформления документов. Как правило, это неполная расшифровка диагнозов и неполные исследования. Это третья проблема.
Четвертая проблема – в Удмуртии нет четко выстроенной маршрутизации пациентов, именно такой маршрутизации, ориентированной на получение доступной и своевременной медпомощи.
Например, до 2020 года в Глазове для пациентов с больными почками были выделены бесплатные объемы для консультаций врача-нефролога. И пациентам, проживающие в северных районах республики, не надо было ездить за бесплатной консультацией нефролога в Ижевск. Это сокращало сроки получения врачебного заключения и финансовые затраты пациента.
Но с января 2020 года бесплатные объемы на посещение нефролога в Глазове убрали. Теперь все едут в Ижевск. И это затягивает весь процесс на несколько месяцев.
Для того чтобы сократить сроки оформления инвалидности, руководитель «Центра медправа» советует пациенту написать обращение на имя главного врача медучреждения, к которому он прикреплен.
- В этом случае больница обязана предоставить письменный ответ в течение 30 дней. Это обращение подпадает под нормативную основу, и больница вынуждена принимать меры. Такая схема приносит положительные плоды: процесс по оформлению документов ускоряется, начинают оформляться квоты. Например, после наших обращений по пациенту из Яра ситуация в Ярской ЦРБ сдвинулась с мертвой точки. Врачи начали оформлять направления к узким специалистам, выдавать направления на необходимые исследования, чего раньше не было. Раньше этого пациента с инсультом отправляли в Глазов с напутствием: «Там все проходите». А в Глазове говорили: «Зачем вы к нам приехали, езжайте обратно в Яр». Сейчас такого уже нет, - говорит Золотарев.