Posted 13 апреля 2019,, 06:03

Published 13 апреля 2019,, 06:03

Modified 17 октября 2022,, 14:44

Updated 17 октября 2022,, 14:44

День космонавтики — праздник или повод для сожаления?

13 апреля 2019, 06:03
12 апреля 1961 года первым человеком, совершившим космический полет, стал Юрий Гагарин. Это великое достижение СССР — гордость миллионов россиян, но сегодня о первенстве России в космических технологиях речи не идет. Почему?

12 апреля 1961 года первым человеком, совершившим космический полет, стал Юрий Гагарин. Это великое достижение СССР — гордость миллионов россиян, но сегодня о первенстве России в космических технологиях речи не идет. Почему?

Согласно опросу ВЦИОМ, 76% жителей России считают ее лидером космической индустрии. Россияне уверены, что передовиками в этой сфере являются также США (66%) и Китай (46%), пишут «Новые известия».

Однако прямо накануне Дня космонавтики именно в США была запущена первая коммерческая ракета — Falcon Heavy со спутником Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Пуск состоялся на космодроме (мыс Канаверал) в 01:35 по мск. Несколько минут спустя два боковых блока первой ступени сели на посадочную площадку, а еще через две минуты центральный блок сел на плавучую баржу в Атлантике

Три блока первой ступени удалось посадить впервые. Спутник, предназначенный для передачи телевизионных и телефонных сигналов и интернета на территории Ближнего Востока, Arabsat 6A, вышел на орбиту. Это был первый коммерческий старт самой мощной на сегодня ракеты в мире — Falcon Heavy, которая может выводить в космос до 64 тонн полезной нагрузки. Аналогичной ракеты на сегодняшний день в России нет. Значит ли это, что в отечественной космической отрасли системный кризис?

По словам главы Института космической политики Ивана Моисеева, кризис в российской космонавтике — это уже вполне официальная вещь.

«Нынешний руководитель Роскосмоса говорил об этом еще в 2010–2011 годах. А вот то, что он закончен — еще никто не сообщал, так что официально мы живем в состоянии системного кризиса. Это подтверждается и практикой — все достижения за прошлый год — это отверстие в одном «Союзе» и второй «Союз», который уронили при запуске. На фоне зарубежных миссий к астероидам, Плутону и т. п. это выглядит очень не здорово.

Опять же, вопросы про воровство, про коррупцию, которые стали основным мотивом. Неисполение государственной космической программы — где запуски на Луну, которые уже должны были состояться? Метеорологические спутники, как сказал руководитель Роскомгидромета, уже практически перестали работать. Из трёх спутников дистанционного зондирования Земли два тоже не работают. Так что системный кризис может уже рассматриваться как чрезвычайный.

Шансы на преодоление кризиса ещё есть, но они маленькие. Нынешнее руководство Роскосмоса заняло такую позицию, чтобы про кризис вообще не вспоминать, а говорить как хорошо будет после 2030 года. Но если болезнь не диагностировать и не лечить, то больному ведь плохо придётся?

Системный кризис означает, что вся система работает плохо. Возьмите образование, подготовку новых кадров, инженеров. Систему приоритетов, ценностей — везде космонавтика у нас сильно провалена по сравнению с другими странами. Не праздничная картина, я бы сказал.

В других странах тоже бывают аварии, но там падают новые ракеты, экспериментальные, которым и положено падать — крайне редко ракета начинает летать сходу. А у нас начали падать ракеты, которые 100 раз уже летали и это тоже следствие низкой производительности труда и плохой организации работы. Предыдущие запуски не дают опыта для новых, ничего не делается для исправления ситуации. А не делается, потому что не могут диагностировать причину, почему это так».

Между тем глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявляет, что, несмотря на санкции, США приобретают у нашей страны ракетные двигатели. Российские предприятия космической отрасли он считает одними из лучших в мире.

«Какие-то предприятия у нас на высоте, и не просто конкурентоспособны, а первые в мире. Например, ракетное двигателестроение. Не лишним будет напомнить, что до сих пор, несмотря на нарастающие санкции против нашей страны и обрезание возможностей нашей страны по высокотехнологичному экспорту, сами американцы закупают у нас ракетные двигатели. Это и РД-180 для ракет-носителей Atlas, и для ракет Antares это РД-181. Есть и другие виды услуг, которыми американцы пользуются. В том числе наш пилотируемый корабль», — заявил Дмитрий Рогозин на радио «Комсомольская правда».

Уровень надежности отечественной двигателестроительной отрасли Дмитрий Рогозин считает весьма высоким. По его словам, больше трех четвертей успешных пусков ракет Atlas — хорошее достижение для российских двигателей ракет.

Вадим Лукашевич, независимый эксперт по космонавтике, кандидат технических наук:

«Системный кризис — да, но это уже не кризис отрасли, это шире, это проблемы страны, её политического строя. Космонавтика у нас сейчас вот такая, а не такая как была в СССР, потому что у первых лиц страны нет понимания, зачем она вообще нужна и что даёт. Космонавтика не является значимым вопросом. И она сейчас в упадке прежде всего из-за этого, и если даже заменить Рогозина на условного «иванова-петрова» — ничего уже не изменится. Не изменится если и закачать в космонавтику много денег — Рогозин сетует, что средств не хватает, а Генеральный Прокурор Чайка говорит что там разворовали средств на миллиарды. Чем больше закачивают — тем больше воруют. История с космодромом «Восточный» — лишнее тому подтверждение.

Минувшей ночью израильский космический аппарат пытался сесть на Луну, но посадка оказалась неудачной и аппарат погиб. Тем не менее за его посадкой наблюдал лично премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, и он сказал — «Не получилось — повторим ещё раз». Вы помните, чтобы хоть раз также говорили наши руководители? Ни разу.

Вообще опыт показывает, что космонавтика наиболее успешно развивается там, где на неё обращают внимание именно высшие руководители. Как американцы попали на Луну? Джон Кеннеди тяжело переживал советский прорыв в космосе и поставил задачу — «мы сделаем всё, чтобы до конца десятилетия доставить человека на Луну и вернуть его назад». И всё было подчинено этой задаче. Президенты менялись, Кеннеди убили, но было создано Национальное космическое агентство и там были собраны лучшие специалисты. В итоге полёт на Луну состоялся.

Другой путь, и его тоже сейчас демонстрирует Америка — это создание благоприятных условий для частников типа Илона Маска. Как раз сегодня ночью состоялся второй успешный старт его сверхтяжелой ракеты с возвратом всех ступеней А чем мы отметили День Космонавтики? А ведь для нас, русских, существуют всего две сакральные даты — 9 мая и 12 апреля.

Я считаю, что из Роскосмоса надо вычистить непрофессионалов — нельзя назначать на ответственные должности непрофессионалов без опыта работы, а сейчас исключением из этого правила, где предприятие возглавляет профессионал, является разве что РКК «Энергия» — Николай Севостьянов, человек на своём месте. В советские времена всё-таки были каждый год квалификационные комиссии, когда каждый год нужно было подтверждать свою квалификацию вне зависимости от того сколько ты проработал на предприятии — год, два или пятьдесят. И начиналась комиссия с того, что требовали дипломы. А сейчас зайди в «Роскосмос» и скажи — дипломы на стол… И — всё. Гуманитарии остаются только для юридического отдела, экономического и для вахтёров. Но кто будет работать? Мы опять упираемся в то, что у нас уже и ВУЗы не выпускают таких специалистов. И нет желающих — пойти сейчас в инженеры — это обречь себя на нищету на всю жизнь. Да и бюджетных мест в ВУЗах очень мало. «Ломоносовы из Холмогор» высшее образование уже не получат».

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики:

«Наши двигатели для ракет действительно хорошие, мы их продавали по хорошей цене и их должны были бы как горячие пирожки расхватывать. Но где-то в 2013 году Роскосмос заявил, что мы можем запретить использование наших двигателей для военных целей. А американцы ставили их на ракеты Atlas, у которых 85% запусков были в военных целях.

Соответственно, от одного этого заявления наш двигатель резко потерял свою конкурентоспособность и настолько резко, что Конгресс США выделил дополнительное финансирование, чтобы избавиться от этой зависимости, а так мы бы его еще десятилетиями продавали.

Самое плохое — что в том же NASA уже начинают привыкать, что ничего умного от Роскосмоса не услышишь, особенно после разбора причин появления той же дырки в обшивке МКС. Вздорные обвинения без всяких доказательств. Американцы увидели, что мы используем свою работу против них и теперь делают все возможное, чтобы избавиться от любой зависимости от нас.

Надеяться на то, что и в будущем нам будут платить как раньше — слишком оптимистично. На практике SpaceX уже активно вытесняет Россию с рынков, на которых она лидировала десятилетиями.Так что Рогозин делает хорошую мину при плохой игре. Он говорит не о проблемах, а о достижениях. Он не профессионал в космической отрасли, не знает что от чего зависит».

Вадим Лукашевич, независимый эксперт по космонавтике, кандидат технических наук:

«Интервью Дмитрия Рогозина «Комсомолке» — это рассказ о том, что вот мы построим лунную базу на обратной стороны Луны, но это пустой трёп. Когда речь всерьёз заходит о лунных базах — это вопрос не уровня Рогозина, для таких общенациональных задач о них должен говорить даже не Дмитрий Медведев, а ещё выше. Но у нас, к сожалению, всё вот так. Сейчас «Роскосмос» уже даже не национальное космическое агентство, а всего лишь госкорпорация, средство влияния на которую — совет директоров, совершенно закрытая организация. Кстати, это менее прозрачная и подконтрольная структура, чем государственные органы, потому там и исчезают деньги.

Мы получили от коммерческих запусков, от извоза американцев прибыль в 3 млрд долларов, а Илон Маск свой новый космический корабль Dragon построил за 2,6 млрд долларов. То есть, полученных от американцев денег хватило бы на новый космический корабль, новую ракету. Мы очень много что могли бы сделать, но в итоге нам говорят — подождите, всё будет круто. А это несерьёзно. Потому и нет такого драйва в обществе, который был у нас в 1960-е годы, когда все мальчишки хотели стать космонавтами или даже как сейчас, когда Маск запускает свою технику под музыку Боуи. Доходит до того, что мы вынуждены продлевать конкурсы по набору в отряды космонавтов — не находится достаточного количества желающих.

У нас даже не могут обеспечить достойный PR новых проектов — если за границей на это тратятся миллионные бюджеты, то пресс-служба Роскосмоса не имеет денег на чай с сушками и работают там люди, далекие от отрасли. Снова нет понимания, что кадры решают всё, а даже в советские времена подход к этому был куда более серьёзный».

Справка:

90% россиян выступают за участие страны в освоении космического пространства, — сообщает РИА «Новости». — Среди них 49% считают, что это необходимо для развития науки и высоких технологий, что на 4% ниже показателя 2018 года (53%). Показатели ответов россиян, выступающих за то, что освоение космоса поспособствует развитию авиакосмической промышленности и созданию новых рабочих мест за 2019 год (24%) поднялись на 3% по сравнению с 2018 (21%). Количество респондентов убёжденных, что это необходимо для обеспечения обороноспособности России, составило 44%.

42% россиян считают, что расходы на освоение космоса нужно увеличить (51% среди 45-59-летних). Ещё 41% участников опроса считают, что можно оставить всё на нынешнем уровне (49% среди 25-34-летних). Сократить усилия и объём выделяемых ресурсов предлагают 9% опрошенных.

«Успехи в любом деле появляются, когда есть цели, а когда целей нет — нет и успехов. Это верно и для космонавтики. Сейчас на наших глазах завершается первый этап развития космонавтики, который начался в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Все его цели достигнуты, околоземное пространство освоено. Летают станции весом в сотни тонн, спутники всех видов, люди находятся на орбите по полгода и спокойно там живут. Теперь надо решать — или «окукливаться» здесь или двигаться дальше — в ближний и дальний Космос, осваивать Луну, Марс, пояс астероидов. Это задача на следующие 50-60 лет, но для освоения этого надо искать и новые формы и новые технологии.

Первый этап был связан с технологиями мощных ракетных двигателей и долговременных орбитальных объектов, а на втором этапе надо решать проблемы, связанные с биологией самого человека и других организмов, не приспособленных к жизни вне Земли.

Это и генная коррекция, и киборгизация и криогеника, использование нанотехнологий внутри организмов. А вторая группа технологий связана с поиском мощного источника энергии. Солнечная энергетика для этого не подходит, она слишком мало дает энергии на единицу массы. Из того, что подходит, человечество владеет пока только ядерной энергетикой. Мы научились с ней работать на Земле, теперь надо научиться с ней работать в Космосе, сделать ее компактной и безопасной.

Что касается форм, то первый этап достижений в Космосе был реализован благодаря космической гонке, соревнованию СССР и США. Нынешние технологии были созданы в 1950–1960-е годы благодаря неимоверным затратам двух стран и мощной политической воле. Сейчас такое не снится даже ни «Роскосмосу» ни NASA. И второй этап может воплотиться в жизнь лишь благодаря кратному увеличению затрат на эти цели и мощной политической поддержке. Но уже не как соревнование, а как сотрудничество разных стран — ни одной стране сейчас это не под силу, даже США. Каждая страна должна будет вносить определенный вклад.\

К тому же многие технологии, прежде всего генная коррекция человека, сейчас находятся под международным запретом. И заниматься этим в будущем можно только под контролем международного сообщества.

У России накануне нового этапа освоения Космоса есть свои технологические преимущества для предложения в участии в международных проектов. В первую очередь это касается ядерной энергетики в космосе. Во времена СССР здесь был заложен серьезный технологический задел, у «Ростатома» хорошие достижения в ядерной энергетике на Земле.Если мы выйдем с этими предложениями — это обеспечит России сохранение лидерских позиций в освоении Космоса и на ближайшие 50-60 лет и технологический прорыв, о котором все так много говорят, но ищут не там где надо. Ядерные технологии — они ключевые, без них освоение Луны и Марса просто невозможно. Это наша задача на ближайшие 5-10 лет.

К слову, начало второго этапа освоения Космоса может стать причиной и новой разрядки международной напряженности. Лучшей темы для совместной встречи мировых лидеров — Дональда Трампа, Владимира Путина, Си Цзиньпина придумать невозможно. Приехав туда, лидеры докажут что думают прежде всего о всем человечестве и именно на это надо нам всем работать, а не на попытку расшатать мир и усиливать противостояние», — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

.

"