Posted 16 ноября 2018,, 14:39

Published 16 ноября 2018,, 14:39

Modified 17 октября 2022,, 14:42

Updated 17 октября 2022,, 14:42

Малый бизнес может сорвать реализацию «мусорной реформы» в России

16 ноября 2018, 14:39
В ходе реализации «мусорной реформы» на Ставрополье обнаружилась «черная дыра», в которую уходит огромное количество неучтенных коммунальных отходов, сообщает NewsTracker со ссылкой на участников рынка.

В конце августа 2018 года региональный оператор по обращению с отходами на Ставрополье начал получать множество заявок от организаций на перезаключение договоров на вывоз мусора. Клиенты ООО «Эко-Сити» все как один требовали одного – снизить заявленные в документах объемы мусора.

«Приходит индивидуальный предприниматель и говорит: у меня был с вами договор на 3 кубометра, сделайте, пожалуйста, на 1,5. Мы спрашиваем: в связи с чем такое уменьшение? “А нету у меня мусора”, - отвечает человек», - рассказал исполнительный директор ООО “Эко-Сити” Евгений Сабельников.

По его словам, бизнес-клиенты ссылаются на постановление правительства РФ о правилах коммерческого учета, согласно которому малые и средние предприятия могут платить за вывоз мусора по нормативу или по фактическому объему отходов, если юридические лица располагаются в отдельно стоящих зданиях.

Кроме того, в 2009 году малый и средний бизнес перевели на декларативную форму подачи отчетности по количеству отходов. То есть предприниматели теперь могут указывать любой объем мусора, который они производят, и им обязаны поверить.

По словам Павла Степаняна, исполнительного директора группы компаний «ЭкоЛайф», которая занимается сопровождением экологической отчетности предприятий, раньше организации должны были отчитываться по форме ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Теперь малый бизнес избавили от этой необходимости, и реальной картины того, сколько мусора производят эти предприятия, больше нет.

«Сейчас, сдавая экологическую отчетность за юрлиц, когда мы видим резкий диссонанс, например, между количеством работников и количеством отходов, мы рекомендуем крупным организациям переделать проект. Но мы можем только рекомендовать. Руководителю ничего не стоит сказать, что отходов не накопилось, потому что сотрудники “были в командировках” или “работали удаленно”», - говорит Степанян.

По словам Евгения Сабельникова, с отказом от ПНООЛР для малого бизнеса огромные объемы отходов утилизируются с применением серых схем. Мусор теперь вывозят полулегальные фирмы по демпинговым ценам.

«Это растущий черный рынок демпингового вывоза. Пользуясь бездействием прокуратуры, правоохранительных и природоохранных органов, частные перевозчики активно используют серую схему: вывозят ТКО как отходы другой категории, и предоставляют своим клиентам “кривые” документы», - говорит представитель «Эко-Сити».

Потом все эти отходы оказываются на несанкционированных свалках в черте города, в лесопосадках или водоохранной зоне. Убирать свалки обязан региональный оператор. Платит за это местный бюджет, то есть налогоплательщики.

Представитель регионального оператора считает, что вскоре эта схема распространится в других регионах, в которых перейдут на новый формат обращения с отходами. Чтобы не допустить нарастания теневого рынка утилизации отходов нужно ужесточить контроль со стороны надзорных органов, ввести штрафные санкции за необоснованное снижение объемов отходов, дать регоператору право взимать плату за вывоз мусора по фактическому объему, говорит эксперт. Иначе эффект от всей «мусорной реформы» попросту сойдет на нет.

"