Posted 18 октября 2018,, 13:01

Published 18 октября 2018,, 13:01

Modified 17 октября 2022,, 14:32

Updated 17 октября 2022,, 14:32

С травлей детей в школе можно справиться

18 октября 2018, 13:01
Руководитель проекта "Травли.Net" Ирина Пудовинникова рассказывает, как её остановить.

В нынешнем году в России было уже несколько нападений учеников на свои учебные заведения, достигших апогея в Керчи. Психологи говорят, что зачастую это ответ неокрепшей юной психики на травлю со стороны сверстников, пишут Новые Известия.

"Буллинг" произошел от английского слова bullying – нарываться, обижать, и отсюда есть еще buller – "агрессор" по-русски. Это ситуация, когда один ребенок или несколько по сравнению с остальной большей группой попадают в ситуацию постоянного, продолжительного насилия, издевательств, насмешек со стороны большей части детского коллектива, - говорит Ирина Пудовинникова в эфире радио "Свобода". - И здесь важно отличать травлю от конфликта. Конфликт – это кратковременно, силы равны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из этой ситуации.

Чаще всего это происходит в коллективах, которые были созданы искусственно, таких как школьный класс, например. В спортивных секциях или кружках по интересам такого почти нет, потому что у детей одна цель, общие интересы, они туда пришли по собственному желанию. А в классе, особенно в пятом, в начале средней школы, когда дети приходят из разных классов младшей школы, у них начинается занимание ролей, позиций, выстраивание иерархий. Если нет значимого взрослого, которого дети уважают, то ситуация травли может возникнуть ниоткуда, даже если все дети кажутся успешными, нормальными. Это просто групповая динамика, то есть дети в любом случае начнут занимать позиции: кто главный.

Любой может стать жертвой. Если в классе принято кого-то травить, там всегда найдут жертву. Предпосылки появляются, когда есть скука, нет мотивации, общей цели, взрослого, который может подсказать, как себя вести, или показать пример. Травля процветает, когда есть ответная реакция, которой ожидают агрессоры. Если есть такая реакция, то это будет продолжаться и усиливаться. Если же такой реакции нет, и ребенок быстро переходит на другую роль, тогда она сходит на нет. Но опять-таки все это происходит с помощью учителя или родителей одноклассников.

Детьми-свидетелями движет страх оказаться на месте жертвы, неуверенность в том, что они смогут изменить ситуацию. Они же не понимают, кто еще здесь свидетель, насколько они сильны как группа свидетелей. Многие дети, особенно на начальном этапе зарождения травли, не понимают, что происходит: ну, пошутили, игра... Но в любом случае они страдают. Вообще, когда травля в классе уже на каком-то серьезном этапе, там снижаются и академические показатели, и эмоциональное состояние детей. Это некомфортно, весь класс находится не в безопасности.

Родители могут не заметить, просто потому, что дети могут по-разному себя вести в школе и дома. Но учителя, во всяком случае, классный руководитель не может не заметить. Травлю в классе можно остановить за 30 секунд, просто сказав что-то, что, если учитель авторитетный, дети воспримут как закон, который нельзя нарушать. Если же реакция учителя неправильная, то он просто говорит, что ребенок сам виноват, и родители других детей виноваты, воспитали их такими, или это конфликт, разберутся сами.

Это полное нежелание взять ответственность на себя. Они перекладывают ответственность на плохих детей, на их родителей, на окружающую среду, на нехватку рабочего времени, но если учитель или администрация говорят, что это травля, мы это признаем, будем работать, – это дорого стоит. Такое бывает, но, конечно, редко. Чаше всего – нет: "У нас травли нет, у нас все хорошо".

Ребенок доверится, только если он почувствует, что он в безопасности, а любая ссора с коллективом, спровоцированная походом родителей в школу, – это еще хуже для ребенка. Он думает: меня сейчас обижают, но если я скажу родителям, то будет еще хуже. Если родители правильно себя поведут, то не будет.

Как можно, наблюдая за ребенком, понять, что что-то не так? Успеваемость падает без причины, ребенок не хочет идти в школу вплоть до психосоматических заболеваний: он часто болеет. И он не рассказывает про друзей, его не приглашают на дни рождения. Если атмосфера в классе хорошая, доброжелательная, в любом случае будут образовываться группы друзей, а если атмосфера напряженная, то, конечно, все дети в страхе и в стрессе.

Нужно попробовать пообщаться с другими родителями, чтобы они порасспрашивали своих детей, идти на сотрудничество с классным руководителем. Если классный руководитель не заметил травлю, но готов что-то предпринимать, это оптимальный вариант выхода. Если травля уже на таком этапе, когда есть физическое насилие, тогда в первую очередь нужно подумать о психологическом состоянии ребенка, и его нужно забирать из школы.

И конечно, с ребенком должен работать специалист. Психолог поможет вам, скажет, например, насколько глубок конфликт с одноклассниками, есть ли у ребенка хоть какая-то поддержка в классе. Сейчас нужно говорить о распространении информации об этой проблеме и об ответственности взрослых. Сами дети не могут выйти из ситуации травли".

"