Posted 22 ноября 2019, 09:09
Published 22 ноября 2019, 09:09
Modified 17 октября 2022, 14:46
Updated 17 октября 2022, 14:46
19 ноября в здании Госсовета Удмуртии состоялся круглый стол, посвященный вопросам проектирования и строительства производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности в Камбарке.
Распространенная пресс-службой регионального парламента информация, по словам его участников, дала узкое представление о его итогах и затронула лишь часть обсужденных вопросов. Ключевые проблемы и предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, озвучены не были.
За комментариями «Udm-Info» обратилось к одному из участников мероприятия, кандидату химических наук, члену научного совета по аналитической химии РАН Алексею Трубачеву.
По его словам, в выступлениях участников круглого стола были подняты вопросы, касающиеся целесообразности строительства ПТК в Камбарке, обоснованности предложенных РосРАО технологических решений, экологической безопасности и экономической эффективности проекта для региона.
«Было отмечено, что согласно данным Росприроднадзора и Росстата количество неперарабатываемых в настоящее время в России отходов 1 и 2 классов опасности существенно ниже их количества, заявленного для переработки в Камбарке, Горном, Щучьем и Марадыково (более чем в 30 раз). На вопрос о необходимости строительства таких мощностей представитель аппарата главы и правительства УР ответил, что статистика не отражает реального положения дел в этой области. Депутаты Городской думы Ижевска резонно заметили: означает ли это, что мы не должны доверять официальной информации государственных органов? Был поднят также вопрос о целесообразности создания новых мощностей по утилизации в Камбарке отработанных люминесцентных ламп, других ртутьсодержащих отходов, а также батареек в дополнение к десяткам существующих предприятий (ООО «Мерком» в Подмосковье, НПП «Кубаньцветмет» в Краснодарском крае, НПК «Меркурий» в Чувашии, предприятие «Мегаполисресурс» в Челябинской области и др.), многие из которых недозагружены, либо простаивают», - говорит Алексей Трубачев.
Кроме того, участники круглого стола высказали озабоченность заявлениями о полной безопасности для населения предполагаемого к строительству ПТК в Камбарке на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия, так как даже его системы безопасности не смогли в свое время предотвратить загрязнение окружающей среды выбросами ацетилена, загрязненного высокотоксичными соединениями мышьяка, при уничтожении люизита.
Участники мероприятия дали экспертную оценку технологических решений по утилизации и обезвреживанию жидкофазных отходов, предложенных РосРАО для реализации на производственно-техническом комплексе в Камбарке, из которой следует, что принцип единого замкнутого цикла их переработки физически неосуществим и предполагает сброс в окружающую среду больших объемов сточных вод.
«Были приведены также данные, свидетельствующие о том, что предполагаемое строительство ПТК в Камбарке не только не будет способствовать оздоровлению окружающей среды в регионе, но и создаст ситуацию постоянно возобновляемой химико-экологической опасности для него из-за ввоза на территорию Удмуртии львиной доли отходов 1 и 2 классов опасности, т. к. собственные отходы составляют лишь 12% от запланированного объема», - заявил Алексей Трубачев.
Не была обойдена вниманием и оценка экономического «эффекта» от реализации проекта. По мнению экспертов, вклад в металлургическое производство на объединении «Ижсталь» получаемого на ПТК металлического концентрата может составить лишь сотые доли процента в годовом объеме продукции, не говоря о «полезности» для республики иных продуктов переработки отходов.
«В ходе выступлений участников круглого стола было высказано мнение, что строительство в Камбарке ПТК по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 класса опасности на основе перепрофилирования объекта по уничтожению химического оружия является на сегодняшний день необоснованным, технологически непродуманным, несущим экологическую угрозу региону и не имеющим для него экономической целесообразности.
С учетом высказанных оценок и мнений по вопросу проектирования и строительства производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности «Камбарка» участниками совещания был внесен ряд предложений по итогам заседания круглого стола:
1. Расширить состав рабочих групп, участвующих в обсуждении вопросов проектирования и строительства производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности «Камбарка» с обязательным включением в них специалистов и общественников, придерживающихся альтернативной точки зрения на данную проблему.
2. Инициировать работу на уровне законодательной и исполнительной власти Удмуртии по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2019 г. № 540 «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в объекты капитального строительства в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 классов опасности» в части перечня предполагаемых к строительству производственно-технических комплексов с целью исключения их него строительства производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-II классов опасности «Камбарка» в границах Камского водозабора, а также в части предполагаемых сроков введения в эксплуатацию соответствующих объектов капитального строительства в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса размещения данных предприятий на территории Российской Федерации с целью гарантированного исключения возможности их негативного воздействия на здоровье населения городов, городских и сельских поселений, а также на состояние поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с ч. 2 ст.43 Водного Кодекса РФ.
3. Предложить депутатским фракциям и профильным комиссиям Государственного Совета Удмуртской Республики выйти с инициативой о внесении дополнений в Закон Удмуртской Республики от 15.10.2009 г. № 43-Р3 «Об отходах производства и потребления в Удмуртской Республике» с изменениями от 28.09.2018 г., с учетом действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в части введения в Закон Удмуртской Республики статей, определяющих:
а) требования к объектам по размещению, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;
б) требования к территориальным схемам в области обращения с отходами с предусмотрением процедуры ее общественного обсуждения;
в) требования к местам (площадкам) накопления отходов;
г) требования к обращению с отходами 1-2 и других классов опасности;
д) требования к транспортированию отходов,
а также статей:
«Об обращении с вторичными материальными ресурсами и вторичным сырьем»
«Информирование по вопросам обращения с отходами», - заявил Алексей Трубачев ИА «Udm-Info».