Posted 26 августа 2019, 12:29

Published 26 августа 2019, 12:29

Modified 17 октября 2022, 14:51

Updated 17 октября 2022, 14:51

Выздороветь или умереть? Рейтинг регионов по качеству здравоохранения

Выздороветь или умереть? Рейтинг регионов по качеству здравоохранения

26 августа 2019, 12:29
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Недавно на совещании с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой президент России заявил о «провале» в первичном звене медицины.

Не хватает всего: врачей, лекарств, зарплат. Однако министр рассказывает об успехах нашей медицины, а предложение об установлении минимальной зарплаты врача на уровне 170% от средней по региону считает исключительно административным вопросом и заявляет, что на это не нужно дополнительного финансирования.

Новые Известия продолжают цикл материалов о то, как обстоят дела с медициной по стране (первый тут, второй здесь)*. Сегодня в центре внимания – Северо-Западный и Дальневосточный регионы.

*В каждом разделе - два рейтинга: 5 регионов с лучшими и 5 регионов с худшими показателями. За попадание в ТОП лучших регионам начисляли поощрительные баллы (за первое место 5 баллов, за второе – 4 балла и т. д.). По такому же принципу за попадание в ТОП худших начисляли штрафные баллы. Итоговый результат – это разница поощрительных и штрафных баллов.

Про деньги

Ранее издание выяснило, что самые щедрые в медицине регионы – северные. Низкая плотность населения, без санитарной авиации не обойтись (а это дорогое удовольствие), а денег благодаря недрам в бюджете хватает. Тезис подтвердился и в этот раз - к Крайнему Северу добавился самый Дальний Восток – Камчатка и Сахалин. Конкуренция среди лидеров на этот раз вышла серьёзная.

На первый взгляд все ясно: наибольшее финансирование на душу населения получается в малонаселенных и труднодоступных регионах. Однако лидер рейтинга удивляет структурой расходов на здравоохранение. Обычно основные расходы – это оказание помощи в стационарах, амбулаторная и скорая помощь, санаторное лечение... Но на Сахалине почти 55% расходов проходят по строчке «Другие вопросы в области здравоохранения».

Чтобы разобраться, что подразумевается под «Другими вопросами», «НИ» отправили запрос сахалинскому минфину, однако на момент публикации ответа не получили. Остается только гадать, что же это за «другие вопросы здравоохранения» ценой в миллиарды...

«Еще до Алиханова, в 2011 году, появилась идея сделать из Калининграда «мекку» медицинского туризма, и под это дело область получила неплохие деньги... В регионе появлялось большое количество различных программ развития здравоохранения, открылись кардиоцентр и перинатальный центр. Калининград должен был стать местом, куда едут лечиться люди из Польши и Германии. И очень странно, что сейчас в области денежные траты находятся примерно на таком же уровне, как в других регионах».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.

Предыдущие материалы показали, что деньги решают не все. Многое зависит от качества управления, от того, куда и как их тратят. На Сахалине же вопросов к расходам хватает и у нас, и у Счетной палаты.

Счетная палата Сахалинской области выявила многомиллионные нарушения в расходовании средств программы развития здравоохранения: на строительство психиатрической больницы потрачено уже более миллиарда рублей, но завершения строительства не видно, другой долгострой - вендиспансер, закупка планшетов без подключения к интернету, разбитые скорые…

А в Забайкальском крае – другая крайность: нищета. Жители жалуются, что в больнице поселка Вершино-Дарасунский из-за нехватки материалов вынуждены стирать бинты… Ядерная медицина, передовые технологии, 3D-печать органов... А в Забайкалье стирают бинты!

Про врачей

Не зря президент обратил внимание на дефицит врачей: проблема существует, о ней свидетельствуют не только обращения людей на прямую линию к президенту, но и официальная статистика Минздрава.

«По нашим прогнозам, нам достаточно будет от двух до трех лет, чтобы полностью этот дефицит нивелировать».

Вероника Скворцова, министр здравоохранения.

Вот только не все могут ждать два-три года, особенно больные. Минимальный приемлемый уровень числа врачей, как ранее выяснили «НИ», это соотношение 40 врачей на 10 тысяч жителей. Если докторов меньше, доступность медицины падает до критического уровня.

Вся пятерка регионов-лидеров уверенно перешагнула за отметку в 40 врачей на 10 тысяч жителей. Однако тот факт, что Чукотка впереди, вовсе не означает, что там можно попасть к врачу, когда угодно и где угодно. Просто население региона очень невелико: менее 50 тысяч человек, и их в прошлом году обслуживали 323 врача.

Пятерка худших регионов далека от заветных 40 врачей на 10 тысяч жителей.

И хоть Калининградская область вошла в пятерку худших, а Приморский край – нет, ярко выраженного победителя в этом рейтинге нет: Приморье расположилось сразу после Калининграда на 6-м месте с хвоста. В «титульном» дальневосточном регионе на 10 тысяч жителей приходится лишь 32,2 врача. Причем тенденция в Приморье настораживает: регион в период с 2014 по 2018 годы потерял 7,2 врача на 10 тыс. жителей, а Калининградская область – только 0,2 врача на 10 тыс. жителей.

Про зарплаты медиков

На совещании у президента Скворцова предложила установить для врачей минимальный размер оплаты труда на уровне 170% от средней зарплаты по региону для врачей первичного звена, участковых и врачей узкой практики, и 200% - для врачей скорой помощи. Возможность реализации этой идеи вызывает массу вопросов.

«Для этого не требуется дополнительного финансирования – это чисто организационные мероприятия».

Вероника Скворцова, министр здравоохранения.

Напомним: в мае 2012 года Владимир Путин издал указ, согласно которому средняя зарплата врачей к 2018 году должна быть не ниже 200% от средней по региону. Но вот 2018 год прошел, и в 2019-м про эти указы во многих регионах дружно забыли.

В нынешнем рейтинге нет ни одного региона, выполнившего указ! Ближе всех к цели оказалась Калининградская область: врачей там мало, но средняя зарплата максимально близка к требуемой. Однако даже Псковская область, вошедшая в пятерку лучших, еле-еле перевалила за 170%. Только вот это не минимальные, а средние зарплаты… те самые – «средние по больнице».

Любопытная ситуация: Магаданская область, Камчатский край и Якутия могут похвастаться весьма достойным уровнем расходов на медицину, но зарплаты врачей такие, как будто там и не слышали о майских указах.

«Действительно, майские указы были сложной историей. Многим приходилось чем-то жертвовать в угоду их исполнения. Яркий пример – в Хакасии губернатор набрал кредитов, чтобы обеспечить лидерство по выполнению майских указов, а теперь он вынужден эти долги гасить. На Приморье, вероятно, повлияла чехарда губернаторов. Ротация не позволила сосредоточиться на выполнении указов, а отвечать за грехи предшественников у нас не принято. Майские указы пали жертвой бюрократии и методологии, когда надо показать не реальный прирост, а придумать какую-то хитрость (сокращения, кредиты, которых хватит на 1-2 года). Только те, кто был обласкан федеральным центром и получал транши на выполнение указов, смогли приблизиться к выполнению».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.

Про результаты

Как и раньше, главная цель системы здравоохранения – долгая и здоровая жизнь людей. Как и раньше, разница в уровне смертности между регионами колоссальная...

Традиционно Крайний Север – место работы сотен тысяч людей, но не место для спокойной старости. Проводить последние годы жизни люди стараются в других регионах с более мягким климатом.

Псковская и Новгородская области – типичные примеры «пенсионерских» регионов, из которых молодежь уезжает на заработки в Санкт-Петербург и Москву. А вот стремительно развивающийся (по крайней мере, на бумаге) Приморский край к этой категории депрессивных регионов отнести никак не получается: Владивосток сделали столицей Дальневосточного федерального округа, привлечением инвесторов занимается специально созданное Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, создается агробиоэкономический кластер, действует особая экономическая зона «Свободный порт Владивосток», сформировано более ста инвестплощадок. В общем, внимания региону уделяется немало. Так что здесь уже совсем другие причины высокой смертности. И одна из них – как раз то самое сокращение врачей.

Итог

По итогам рейтинга Чукотка не оставила себе равных. Но достигнуто это благодаря малому населению региона и возможности вливать существенные средства в систему здравоохранения. Однако если случится какая-то редкая болезнь – пожалуй, лучше находиться где-нибудь в другом месте. На Чукотке санитарная авиация в плохую погоду не поможет выбраться из труднодоступных мест, да и специалистов узкого профиля не хватает. Например, на весь регион только 3 онколога.

А в противостоянии Запада и Востока победа уходит Калининградской области. Хоть регион и не блещет показателями, но все равно ситуация по объективным показателям куда лучше, чем в Приморье, которое вообще не набрало ни одного поощрительного балла. Увы, но «ворота» в Россию пока не стали «витриной» России.

«На дальнем востоке люди, имеющие возможность, предпочитают обращаться в медучреждения в соседней Корее. Там можно гарантированно получить качественную диагностику и избежать многих болезней. Наша же медицина – это купирование последствий. Владивосток никогда не станет центром медицины – никаких вложений не хватит, чтобы догнать ту же Корею».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.

Подпишитесь