Posted 26 сентября 2022,, 21:07

Published 26 сентября 2022,, 21:07

Modified 23 апреля 2023,, 15:00

Updated 23 апреля 2023,, 15:00

Психолог Анастасия Шакирова: «Как помочь себе, детям  и  продолжить жить»

Психолог Анастасия Шакирова: «Как помочь себе, детям и продолжить жить»

26 сентября 2022, 21:07
Фото: vk.com/Анастасия Шакирова
Страшная трагедия произошла в Ижевске, в школе 88 неизвестный открыл стрельбу по беззащитным людям. Сложно найти человека, который сейчас не переживал бы и оставался равнодушным. О чем нужно поговорить с детьми? Как успокоиться и прийти в себя взрослым? Об этом - в разговоре с детским психологом Анастасией Шакировой.

Семнадцать человек погибло, много раненых. Неимоверно тяжело сейчас тем людям, которых коснулись страшные события. Получили глубокую эмоциональную травму дети, ставшие свидетелями стрельбы. Сложно найти человека, который сейчас бы не переживал и оставался равнодушным.

О том, как вернуть душевное равновесие, помочь себе и детям, рассказывает детский психолог Анастасия Шакирова.

Не держим в себе эмоции

В первую очередь, взрослым надо снять пик эмоций. Пока ребенок не видит, прорыдайтесь, прокричитесь, у всех у нас в душе сейчас что-то происходит.

Очень важно в такой стрессовой ситуации выразить свои чувства. Если хотите плакать - плачьте, хотите кричать - кричите, хотите остаться один - побудьте в одиночестве, хотите прогуляться – идите прогуляйтесь. Главное - снимите пик своих эмоций.

Потому что, если вы начнете разговаривать с ребенком на пике негативных эмоций, сделаете ребенку только хуже. Дети очень остро чувствуют все наши эмоции и переживания. Если они впитают страх и тревогу взрослых, то получат еще больше стресса.

Не держите в себе чувства, поговорите с мужем, соседкой, напишите в соцсети, главное - не замалчивайте, не заглатывайте эмоции в себя.

Успокаиваем и учим безопасности

Вот вы успокоились, пришли в себя. Теперь начинаем разговаривать с ребенком. Тут имеет большое значение, коснулась ли эта трагедия ребенка лично или он просто о ней услышал.

Если дети просто слышали о трагедии, спрашиваем: «Как ты относишься к этому, что ты думаешь по этому поводу?» Узнаем детские мысли, а потом превращаем эмоциональное в рациональное. Дети сейчас могут переживать, бояться, а вдруг нападут и на нашу школу. Здесь важно проговорить: да, такое возможно, но давай с тобой вместе подумаем. Сделайте акцент: плохих людей меньше, чем хороших. Террористов гораздо меньше, чем защитников, полиции, охранников.

Не надо зацикливаться надолго на одном и том же. Проговорили, обязательно рассказываем дальше о том, как можно себя обезопасить в подобной ситуации.

Например, уронить парту, закрыться стульями, убежать в другую сторону, если 1-2 этаж, можно выпрыгнуть из окна, но если 3-4 этаж - то лучше этого делать не надо.

Если ребенок оказался свидетелем трагедии

Если ребенок невольно оказался в эпицентре страшных событий, обязательно интересуемся его состоянием, ни в коем случае не оставляем его одного. Спрашиваем: «О чем ты сейчас думаешь, что чувствуешь, что с тобой происходит?»

Самый лучший вариант - дать ребенку листочек и ручку и попросить: нарисуй мне, что с тобой сейчас происходит, нарисуй свой страх. Важно дать ребенку возможность выразиться, чтобы он в себе ничего не держал. Если ребенок - свидетель, прямо вытаскиваем из него все эмоции, ни в коем случае не оставляем одного. Не надо подчеркивать, что произошла трагедия, надо просто помочь ему принять, что произошло. Объяснить: это очень страшно, но мы вместе, мы справимся, я буду твоей поддержкой.

Если дети маленькие, выразили они свои чувства, поговорили вы с ними, поддержали. Теперь можно и нужно, как это ни странно звучит, просто с детьми поиграть. Они получили столько стресса, и чуть-чуть позитивных эмоций пойдет сейчас только на пользу, важно дать им понять, что жизнь продолжается.

Когда надо обратиться к специалистам

Внимательно наблюдаем за детьми и если замечаем тревожные звоночки, сразу обращаемся за помощью к специалистам: неврологу, психологу, психотерапевту. Насторожить должно полное отсутствие у ребенка аппетита или, наоборот, извращенный аппетит. Нехороший признак - ребенок начал часто ходить в туалет. Ребенок замкнулся, стал необщительным.

Если у детей изначально были какие-то неврологические проблемы - обязательно обращаемся к врачу. Он назначит грамотное лечение и поможет скорее выздороветь. Не забываем, что стресс - главный враг нашего организма. Надо помочь детям справиться с пережитым, прийти в себя, отвлечься. Вполне нормально, если дети, пережившие такой сильный стресс, неделю не будут посещать школу.

Разделить боль утраты: обнять и взять за руку

Самые тяжелая ситуация - это родители погибших детей, нет такого совета, который им бы помог. Надо погружаться в каждую конкретную ситуацию. Здесь лучше обратиться к психологам, именно к тем, которые работают с психологической травмой.

Как поддержать таких людей? Просто быть рядом с ними, говорить на любые темы, если они хотят поплакать – поплачьте с ними, посмеяться – смейтесь вместе с ними. Поймите, люди находятся шоковом состоянии, в состоянии аффекта, они не могут контролировать свои эмоции.

Важно быть рядом с ними прямо 24 на семь. Хотя бы для того, чтобы обезопасить, ведь никто не знает, какие мысли могут прийти людям в голову, на какие поступки они могут решиться. Какие подобрать слова? Часто бывает так, что слова утешения не помогают, а только злят. Постарайтесь просто быть рядом. В таких случаях на первый план выходит телесная поддержка, просто обнимите человека, возьмите его за руку.

Не гасите тревогу

Сейчас многие родители находятся в состоянии тревоги. Это можно понять. Никто не застрахован от страшных происшествий. Но важно сохранять здравый смысл. Советую сесть и прямо проговорить: я тревожусь из-за того что…

Возьмите листок и напишите свои страхи. Потом сходите, например, попейте чай и снова посмотрите на то, что вы написали. Вы поймете, что большинство ваших тревог надумано. Например, завтра в городе это не произойдет снова, потому что в школах усилена охрана, там будет дежурить полиция.

Успокоились, объясните детям основные правила безопасности. Скажите себе: если я научу ребенка, как защитить себя – это может спасти ему жизнь. Чтобы у них в подкорке засело, как вести себя в экстренной ситуации. Нападают бей по болевым точкам (расскажите о них) и самое главное – беги. Важно, чтобы у детей вовремя включалась программа: беги. Чтобы они не цепенели от ужаса, не замирали, а действовали. Например, смогли переодеть рюкзак на грудь, спрятаться под парту.

Надо продолжать жить

Чтобы вернуться в обычное психологическое состояние, нам придется прожить пять стадий.

Первая, это – шок, мы не понимаем и не осознаем. Вторая - отрицание: этого не может быть, это не у нас, третья агрессия, злость, страх, четвертая апатия: мы смиряемся с произошедшим, и только потом идет стадия принятия. Все эти стадии надо прожить. Чем быстрее вы их проживете, тем скорее придет успокоение. Проживите свои эмоции честно и вот увидите, душевное равновесие вернется.

Мы просто обязаны как можно быстрее начать жить, как прежде. Жизнь не закончилась, надо продолжать жить.

"