Posted 31 июля 2018, 03:00
Published 31 июля 2018, 03:00
Modified 17 октября 2022, 14:34
Updated 17 октября 2022, 14:34
Получить доступ к вашему электронному кошельку – мечта каждого злоумышленника. Как же защитить свои накопления? Именно для предотвращения хищений и существует процедура блокировки карты банком.
Для чего блокируют карты
Многие банки, которые уделяют повышенное внимание обеспечению сохранности денег на счетах своих клиентов, и раньше приостанавливали подозрительные транзакции, после чего сотрудники банка связывались с клиентом и выясняли, действительно ли он инициировал платеж. То есть принципиально это не новый механизм.
По инициативе Банка России приостановка подозрительных транзакций стала обязательной именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность в противодействии кибермошенникам, рассказал Артем Сычев, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России.
Банки радеют за безопасность своих клиентов, да и законодательство прямо предписывает охранять клиентские капиталы. Отсюда многоуровневые системы защиты, иной раз доставляющие пользователям карт неудобства. Банки теперь обязаны блокировать подозрительные операции и сообщать об этом регулятору.
ЦБ будет разрабатывать критерии подозрительных транзакций и сообщать о них всем кредитным организациям, чтобы они могли использовать информацию для противодействия киберхищениям.
«Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов, - говорит Артем Сычев. - Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить, и главное – какую сумму в итоге вернули клиенту».
И такие меры безопасности оправданы. Только в прошлом году зафиксировано более 300 тысяч попыток украсть деньги с банковских карт. Часть из них была успешной. Российские пользователи карт лишились в общей сложности миллиарда рублей.
Из-за чего могут блокировать карты
По закону банк обязан незамедлительно связаться с клиентом, если посчитает его транзакцию подозрительной, чтобы подтвердить легитимность этой операции. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок не будет. Клиент просто должен подтвердить, что именно он совершает операцию, и она будет совершена. Способ связи прописывается в договоре, поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда быть на связи, особенно за границей.
«Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции, перед выездом за границу можно предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей. Банк имеет право приостановить транзакцию на срок не более двух рабочих дней, если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то через два дня банк ее обязан разблокировать», - говорит Артем Сычев.
«Отдыхаю в турецком Мармарисе в мае, звонок из России, - банк мой звонит: вы, спрашивают, не пытались снимать наличные в Москве вчера? Я им говорю, что вне страны нахожусь. Оказывается, мою карту взломали и пытались снять все деньги, но банк вовремя заблокировал ее», - рассказывает ижевчанка Раиса Павловна. - По приезду заменила карту, спасибо бдительным банкирам».
Признаком подозрительной транзакции, например, может являться случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Это может быть признаком того, что злоумышленник сделал копию карты жертвы и пытается через нее снять деньги.
Обязательно вызовут подозрения и клиенты, снимающие наличные в больших количествах.
«Долго копил на автомобиль, - говорит глазовчанин Виталий, - накопил на счете всю сумму, выбрал авто по объявлению, заключил предварительный договор, но хозяин машины поставил условие - только наличные. Попробовал снимать в банкомате, не хотелось идти в отделение банка, но после нескольких операций карту заблокировали. Пришлось все-таки идти, объяснять, что я хочу совершить законную сделку…»
Насторожит банк, если со счета клиента одновременно идут переводы больших сумм на множество других карт, или со счета юридического лица одновременно идет множество переводов на счета физлиц в разные регионы.
Что делать, если вашу карту заблокировали, и как этого избежать
Если вы добропорядочный пользователь карты, но ее вдруг заблокировали, а деньги срочно нужны, есть несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, вы можете перевести деньги на другую карту (свою, друга, родственника). Это можно сделать в офисе банка. Можете снять деньги со счета в отделении банка.
Особенно неприятно, если вашу карту блокируют в тот момент, когда вы находитесь в отпуске. Предусмотреть такое развитие ситуации и быть к нему готовым необходимо. Для этого необходимо взять с собой в поездку некоторую сумму наличных денег и карты разных платежных систем. Не стоит отдавать карту, к примеру, официанту, попросите его принести переносной терминал. Снимайте крупные суммы наличных не через банкомат, а в отделениях известных банков. Нелишним будет подключить услугу СМС-информирования, чтобы контролировать, куда и сколько денег отправляются с вашей карты.
Перед выездом за рубеж будет полезно поставить в известность банк, во избежание неприятных сюрпризов и, конечно, всегда быть на связи. Как правило, банк, дорожащий клиентурой, не блокирует карту без предварительного звонка.
Совсем не обязательно, что с вами произойдет какая-либо неприятность из вышеперечисленных. Но знать об опасности и предупредить ее, понимать алгоритм ваших действий при наступлении форс-мажора необходимо.