Губернаторское слово и дело
8 мая 2019, 12:17
Политика
Photo: Новые известия
Неопределенность в статусе глав российских регионов может оказаться в прошлом. Президент подписал указ, в котором содержатся 15 пунктов для оценки работы губернаторов.

Новые критерии оценки работы глав российских регионов:

  1. Уровень доверия к власти.
  2. Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
  3. Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
  4. Производительность труда в несырьевых секторах.
  5. Уровень реальной зарплаты.
  6. Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
  7. Уровень бедности.
  8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  9. Естественный прирост населения.
  10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  11. Уровень доступности жилья.
  12. Доля городов с благоприятной средой.
  13. Качество окружающей среды.
  14. Уровень образования.
  15. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативам.

Впрочем, результаты оценки на основе этих критериев появятся еще не скоро, пока придуманы и утверждены не все методики. Да и мотивация губернаторов вызвала массу вопросов, поскольку никаких наказаний за плохие оценки работы пока не предусмотрено, а поощрительные «призы» губернаторов могут и не впечатлить.

«Новые известия» обратились к экспертам.

По словам профессор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олега Матвейчева, в 1990-ые годы системы определения критериев работы губернаторов не было вообще.

«Потом были придуманы 150 критериев, которые невозможно было выполнять просто потому, что их невозможно было запомнить. Большое количество критериев – это все равно, что их отсутствие. Нынешние критерии ещё могут быть скорректированы, но главное, что постепенно вводится система, которая позволяет оценивать деятельность чиновников высокого уровня», - считает Олег Матвейчев.

«Утвержденные показатели – это не только критерий оценки работы, но и в определенной степени официальный призыв Президента В.В. Путина к губернаторам и всей региональной власти России максимально включиться в процесс реализации майского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», - считает Андрей Горохов, кандидат политических наук, главный редактор журнала Русская политология (Russian Political Science).

Независимый политолог Дмитрий Орешкин полагает, что представленные критерии – замена реальной проверки: «На моей памяти это уже третий рейтинг, который позволяет оценивать эффективность губернаторов. Совсем недавно их заставляли прыгать с семиметровой скалы в море и окапываться перед танками. Это все эрзац, это все замена реальной проверки, реальной эффективности».

«Обмани, но останься» - девиз губернаторских предвыборных кампаний

«Новые Известия» собрали одни из самых ярких примеров невыполненных обещаний губернаторов, которые победили на выборах в сентябре 2018 года.

Эксперты сходятся во мнении о том, что, когда нет четких критериев, что такое хорошо, и что такое плохо, остаётся только смотреть, выполняет ли глава региона свои собственные показатели, озвученные в обещаниях.

Политолог Александр Асафов считает, что время изменилось, и поэтому идущие на выборы стараются не произносить необдуманных речей:

«Интернет помнит все, за эти вещи приходится отчитываться. Но Некоторые представители власти действуют по старинке, как Жириновский, который обещал «каждой бабе по мужику» или «вымыть сапоги в Индийском океане».

Губернаторы Московской, Псковской и Магаданской областей предвыборных обещаний не копили, но это вовсе не означает их высокого уровня ответственности за свои слова. Дело в том, что тактики предвыборной гонки различаются между собой.

Сергей Носов в Магаданской области старался вообще не делать обещаний, что логично: не ошибается тот, кто ничего не делает. Андрей Воробьев в Московской области обещания давал скромные, не требовавшие больших перемен, а его более громкие заявления про заводы и рабочие места озвучивались, но, по сути, и не были обещаниями - он рассказывал о том, что уже делается. Михаил Ведерников в Псковской области постарался реализовать наиболее выигрышную тактику: давать минимум обещаний и только те, в выполнении которых уверен.

Тем не менее, для подавляющего большинства губернаторов давать обещания и выполнять их – совсем не одно и то же. Тем более, что люди давно привыкли к такой практике и не воспринимают невыполненные обещания как что-то уникальное и неправильное.

Изменится ли что-то в ближайшее время? Эксперты сомневаются. Выполнение обещаний не важно, если можно объяснить, почему оно не выполнено.

Правда, есть эксперты, полагающие, что грешат этим исключительно оппозиционные силы:

«Вообще власть старается выполнять обещания, которые даёт перед выборами и крайне негативно относится к популизму. Надо ввести закон против популизма, чтобы оппозиция не дурачила народ. Невыполненные обещания в основном от оппозиционных депутатов», - считает Олег Матвейчев.

Есть и те, кто полагает, что дело не в обещаниях, а в соотношении «кнута» и «пряника».

«Традиции выполнения обещаний у нас есть. Вот только возможностей у губернаторов нет. Финансирование регионов запутано и не в пользу регионов. Невыполненные обещания — это политическое самоубийство. Не думаю, что верховные власти у нас похожи на самоубийц. Чтобы все обещания выполнялись нужен очень большой кнут и очень большой пряник: полноценное финансирование и уголовная ответственность с конфискацией имущества за невыполненную работу», - заявил политолог Алексей Мухин.

«Прежде всего, должны быть выборы, а не имитация выборов. Потому что, когда человеку нужно будет переизбираться, он будет серьёзнее относиться к обещаниям. А когда он понимает, что от того, выполнит он свои обещания или не выполнит, мало что зависит, он будет очень спокойно относиться к тому, что обещания свои не выполнил. Этим предлогом (15 показателями) возможно будет пользоваться для увольнения. Губернаторов. Этого я не исключаю. Другой вопрос, насколько это будет соответствовать реально тому, что их надо убирать. Возможно, это будет использоваться для внутренних разборок. Надо их пожалеть, потому что на губернаторов вешают кучу обязательств. Не всё, что от них требуют, они реально могут выполнить. Вот в чём серьёзная проблема. Вопрос, насколько они могут выполнить свои предвыборные обещания, мягко говоря, зависит не только от них», - полагает Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук.

«В регионах на выполнение обещаний вообще не обращают внимания. Обращают внимание, когда пять тысяч рублей пенсионерам заплатили к Новому году перед выборами президента. Это люди заметили и были благодарны. А все эти слова, обещания «повысим долю чугуна и стали» никому не интересны. Губернаторы же чрезвычайно серьёзно к этому относятся. Только надо понимать, перед кем у них ответственность. Не перед избирателями, а перед вышестоящими руководителями», - считает независимый политолог Дмитрий Орешкин.

Читайте ИА «Udm-Info» в:

ВКонтакте: https://vk.com/udminfo

Facebook: https://www.facebook.com/ia.udminfo/

Telegram: https://t.me/udm_info

Одноклассники: https://ok.ru/udminfonov

Twitter: https://twitter.com/udminfo