18 мая - международный День музеев
Именно поэтому тема международного дня музеев 2019 года – «Музеи как центры культуры: будущее и традиции».
Сегодня роль музеев в обществе изменяется – они переосмысливают свою миссию, становятся интерактивными, преобразуют музейное пространство, ищут инновационные методы работы, чтобы стать живее, интереснее, ближе к современной аудитории. Музеи - как в крупных городах, так и в маленьких населенных пунктах – превращаются в настоящие культурные центры, где реализуются творческие проекты, а посетители становятся соучастниками создания чего-то нового, могут делиться впечатлениями и взаимодействовать друг с другом.

В Удмуртии много музеев – как крупных и всем известных, так и новых, небольших, но от этого не менее интересных и во многом уникальных. Мы сегодня представляем всего пять из них. Но каждый – в своем роде музейная жемчужина. И двери их открыты для жителей и гостей республики!
Голоса исчезнувших удмуртских деревень
Народный музей исчезнувших деревень открылся в деревне Сеп Игринского района Удмуртии 23 сентября 2017 года. И его появление стало событием поистине национального масштаба – музей получился уникальным, одновременно очень личным, теплым, трогательным и при этом глобальным, поскольку проблема вымирающих деревень и их забвения актуальна для всей России.


В команду создателей музея вместе с музейными работниками, дизайнерами, студентами, учеными-этнографами вошли простые деревенские жители – именно с их идеи сохранить память о семи деревнях, которых сегодня уже нет на карте, все и началось. Музей создавали в течение года. А отправной точкой и первыми объектами музейной коллекции стали семь альбомов в красных переплетах с фотографиями, запечатлевшими деревенский быт и лица жителей. По одному на каждую исчезнувшую деревню – вот их названия: Бисар (Малый Пежвай), Верх-Палым (Ыжнюк), Верх Пежвай (Пежвай Йыл), Лужаны, Новая Деревня (Митроки и Троицкое), Николаевка, Палым.
– Мы часто посещали Сеп со своими культурными и фольклорными проектами, - рассказывал Александр Юминов, руководитель проекта по созданию музея и директор АНО «Рыба Морзе Кама Рекордз». – Однажды жители вдруг показали мне эти фотоальбомы и рассказали про придуманный ими праздник деревень, который они отмечают каждый год. Было видно, что материал очень классный, трогательный и мощный, но экспозиционно эти альбомы выставить было негде. И я предложил: «Давайте сделаем музей!»

Так начался долгий, но очень интересный путь к музею. В 2016 году проект музея получил грант в конкурсе Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», причем в одной из самых сложных номинаций - «Музейный старт».
Письмо жительницы деревни Лужаны Елизаветы Михайловны Трониной своему куму, написанное на удмуртском языке в 1991 году.
Одним из самых ценных и эмоциональных экспонатов музея стало письмо жительницы деревни Лужаны Елизаветы Михайловны Трониной своему куму, написанное на удмуртском языке в 1991 году. Она пишет: «Здравствуйте, Алексей, Маша, твои дети… Наши Лужаны начинают исчезать. Улица стала такой унылой. Деревню очень жаль. Приезжай летом, как начнет зреть малина. Смотрю в окно, а виден только лес. Людей нет. Слезы бегут». В 1992 году Елизавета Михайловна покинула деревню и переехала в Сеп.

Музей исчезнувших деревень отличается от любого другого музея не только своими уникальными экспонатами, но и интерактивными и мультимедийными элементами. Здесь установлено несколько мониторов, на которых можно посмотреть интервью с бывшими жителями исчезнувших деревень. Надеваешь наушники – и вот ты уже слушаешь чьи-то невыдуманные истории о детстве в маленькой деревне, о шумных и веселых праздниках, о трудной работе, о расцвете и постепенном закате родного поселения.

Размещен музей в здании, где раньше была только сельская библиотека. Сейчас экспозиционная и библиотечная части плавно переходят одна в другую: стеллажи с книгами сменяются стеллажами с экспонатами. Снаружи музей по-прежнему выглядит как обычный деревенский дом, а внутри появилось сложное, концептуально выстроенное пространство, оборудованное по международным музейным стандартам.
Центр этого пространства – словно сердцевина любимого удмуртами цветка италмас: стол в обрамлении желтых колонн, на нем черно-белые фотографии. С одной из них нам улыбается молодая девушка, стоящая под кустом цветущей сирени; на другом фото парень плывет брассом через реку; дед держит под уздцы лошадь; женщина едет на мотоцикле, девочка держит в руках двух белых голубей. Это место, по словам руководителя проекта, создано для «бесед с прошлым». Желтые подушки для сидений связали сами жители, и фотографии здесь тоже их. Над столом висят, освещая его теплым желтоватым светом, лампы на гибких проводах – как цветочные тычинки.

Это проект «Италмас», созданный для музея Алиной Шишкановой, студенткой кафедры инновационного проектирования факультета дизайна Самарского техуниверситета. Студенты-дизайнеры из Самары несколько месяцев изучали удмуртскую мифологию, историю, традиционные орнаменты и символику и создали семь оригинальных концепт-дизайнов. После долгих обсуждений жители деревни выбрали концепт «Италмас» - рядом с Сепом действительно находится красивый лог, который каждое лето покрывается ковром желтых купальниц.
Другая потрясающая экспозиция музея называется «Исчезновение». Ее сделал для музея дизайнер и мастер по дереву Виталий Жуйков. Большая часть одной из стен покрыта кусками древесной коры – неровными, красновато-коричневыми. К коре прибиты петли, тянешь за одну – и из глубины стены выкатывается панель высотой от пола до потолка с фотографиями и текстом. И таких панелей тоже семь – по одной на каждую исчезнувшую деревню.

К открытию музея были изданы каталог экспозиции, брошюры с воспоминаниями жителей исчезнувших деревень и аудиодиск «Голос исчезнувших деревень» с песнями. История одной из исполнительниц, Агриппины Андреевны Корепановой трогает до слез. Агриппина всегда любила петь, выступать на концертах с частушками, удмуртскими и русскими песнями. В 1973 году погиб ее муж – и она перестала участвовать в концертах. В 2004-м погиб ее сын – и она перестала петь, только плакала. В 2014-м она ослепла. Из всех радостей жизни у Агриппины Андреевны осталось лишь радио, которое она слушала и подпевала знакомым песням. Когда директор Сепского дома культуры Татьяна Мосова, одна из самых активных участниц создания музея, узнала эту историю, она стала едва ли не каждое утро звонить Агриппине Андреевне, и теперь они поют песни вместе.

Экскурсии в музее ведут сами жители Сепа. В течение года активные жители деревни слушали лекции о работе с историческими документами, способами их фиксации, описанием и систематизацией материала и осваивали другие важные навыки.

По словам Ирины Лапидус, директора программ благотворительного фонда Владимира Потанина, музей исчезнувших деревень получился «не про то, что было вчера, а про то, что будет завтра». Его создавали вместе профессионалы, местные жители и студенты. Молодежь соприкоснулось и с темой, и со старшим поколением. Диалог поколений состоялся, и музей состоялся. И этот опыт можно тиражировать.

Продолжением проекта Народного музея исчезнувших деревень стал в 2017 году проект по созданию нового креативного пространства «Культурный квартал деревни Сеп». Народный музей исчезнувших деревень вышел за пределы своих стен – и во дворе появилась музейная экспозиция под открытым небом «Двор». Ее цель – показать жизнь деревни в предметах: сито (пужы), ройник (мушко), телега (уроб) и другие предметы быта собраны в одном месте. А главный момент, пожалуй, это подача. Сани в кубе, которые подсвечиваются ночью, – нестандартный ход для обычного деревенского музея.
"Народный музей исчезнувших деревень". Деревня Сеп. Удмуртия
Контакты:
Удмуртия, Игринский район, д. Сеп
ул. Труда, 38
8 (341) 344-67-35
8 (341) 344-67-10
Сайт
Агротуризм. Единственный колхозный музей Удмуртии приглашает!
Сегодня деревня Зямбайгурт известна не только в родном Вавожском районе, но и в Удмуртии и за ее пределами. Слава пришла после того, как в 1970 году Валентин Калинин возглавил в Зямбайгурте колхоз, вывел его на современный уровень производства и создал сельскохозяйственный промышленный комплекс имени Мичурина.
Председатель СХПК им. Мичурина Владимир Капеев
Его преемник Владимир Капеев пошел еще дальше. Новый председатель дал свежий импульс развитию СХПК имени Мичурина, в результате в деятельности колхоза и жизни деревни появились новые прогрессивные тенденции. Сегодня в СХПК работают по нескольким направлениям: растениеводство, животноводство, переработка собственной сельскохозяйственной продукции и ее продажа.

Настоящей отдушиной для жителей деревни стал открывшийся в Зямбайгурте в 2015 году музей истории, боевой и трудовой славы. Ему присвоено имя бывшего председателя колхоза Валентина Калинина.

- Мы решили привлечь к созданию музея тех, кто прошел весь путь от бедного до передового колхоза, и мог бы рассказать об этом, а таких живых свидетелей остается все меньше и меньше, - говорит хранитель музея Нина Капеева. – Весь материал, который представлен здесь – в виде стендов, предметов, альбомов – повествует о жизни деревни Зямбайгурт. Приятно видеть радость на лицах молодых посетителей, когда они узнают в фотографиях, размещенных на стендах, своих родных и близких! Так в нашем музее встречается прошлое и современность.
Хранитель музея истории, боевой и трудовой славы Нина Капеева
СХПК полностью обеспечивает содержание и финансирование музея, который имеет статус колхозного. Кстати, такой музей в Удмуртии единственный. Но он рассказывает не только о коллективном хозяйстве и его пути успеха. В нем есть краеведческий уголок; экспозиция, посвященная павшим бойцам; комната быта 1950-80-х годов; рабочий кабинет Валентина Калинина, где он работал в последние годы жизни. В комнате ремесел и конференц-зале проводят семинары и мастер-классы по народным ремеслам.

Одно из уникальных направлений деятельности музея – агротуризм. Тем более что в передовом колхозе есть о чем рассказать и что показать. Маршрутов проводят несколько, но все они начинаются с экскурсии в музее по истории боевой и трудовой славы деревни Зямбайгурт. Потом обед. В столовой мичуринцы подают гостям блюда из экологически чистых продуктов, выращенных в колхозе. Попутно в Зямбайгурте можно приобрести и увезти с собой натуральную продукцию СХПК, широкий ассортимент которой представлен в магазине «Мичуринский».
Показывают туристам и молочно-товарную ферму с единственной в Удмуртии роботизированной доильной установкой «Delaval». Коровы проходят через установку и доятся без участия человека.
Далее гостей везут на базу отдыха «Мичуринская усадьба» , где проводят мастер-класс по приготовлению табаней в русской печи.

Это, так сказать, обязательная программа.
Далее гости могут выбрать экскурсию по территории хозяйства и познакомиться с работой в поле или отправиться в пеший поход по полям, где выращиваются различные зерновые и зерно-бобовые культуры.
Многие едут в СХПК имени Мичурина за знаниями. В рамках агротуризма музей приглашает для них главных специалистов колхоза, которые рассказывают о современных технологиях сельскохозяйственного производства.

В деревне можно провести день, а можно и выходные. Поставить палатки на базе отдыха «Мичуринская усадьба» у живописного Квашурского пруда, развести костер и сварить уху, или приготовить шашлык на мангале, который предоставит база отдыха.
Контакты:
Удмуртия, Вавожский район, д. Зямбайгурт, ул. Верхняя, 21а
8-922-505-10-33 Капеева Нина Николаевна (экскурсии)
8-922-526-90-20 Шулакова Оксана Александровна (аренда базы отдыха)
О спорт, ты мир!
Центр истории спорта в Ижевске – место внешне скромное, но внутри посетитель попадает в спортивный мир Удмуртии во всей его красе, мощи, гордости
- Сейчас в республике культивируется 83 вида спорта, из них около 70 зарегистрированы в Минюсте – по ним мы можем выставить свой материал, – говорит директор и создатель музея, Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации, обладатель ордена Екатерины Великой III степени Татьяна Александровна Пензина.

Есть современные виды, такие как арбалет, регби и дартс, со своими победителями и наградами, есть много людей, готовых представить свою спортивную карьеру в музее.

В наших запасниках спортивные вещи, фильмотека с 1960-х годов и библиотека книг о спорте, что уже имеют историческую ценность.


Вошедшего гостя Центра встречает гоночная машина «Ода» Владимира Гольцова, заслуженного мастера спорта, 11-кратного чемпиона СССР, победителя и призера международных ралли-марафонов «Париж – Дакар». Остается загадкой, как знаменитый автомобиль внесли и развернули в малом пространстве музея.

В 2010-2011 годах Олимпийским Комитетом России проводился Всероссийский конкурс музеев Олимпийского и спортивного движения. В номинации «Музей спорта и Олимпийского движения от субъекта Российской Федерации, муниципального образования, ДСО, ведомств» Центр истории спорта города Ижевска занял 1-е место. Это решение тогда возмутило казанских музейщиков, но, приехав в Ижевск и осмотрев наш Центр, они признали: победа законна!
Все эти годы музей живет, по материальным показателям, нелегко: на минимальном финансировании, без расширения пространства, а в последнее время и в скромном статусе отделения при муниципальном бюджетном учреждении - спортивной школе «Ижсталь».

И все эти годы музей живет, с точки зрения общественной и социальной активности, классно: постоянные экскурсии для детей, подростков и гостей Удмуртии, встречи знаменитых спортсменов, участников и победителей Чемпионатов России, Европы, Мира и др., презентации фильмов и книжных изданий о спорте Удмуртии.

Центром истории спорта организуются и проводятся выездные и тематические выставки с участием великих спортсменов прошлых лет и современности, на территории Центра истории спорта проводится церемонии вручения знаков комплекса ГТО различных ступеней жителям г. Ижевска

Музей даров спортсменов

Уникальные факты: Музейный фонд Центра насчитывает более 6 тысяч предметов, и он продолжает пополняться. В Центре истории спорта функционируют три выставочных зала.

Для Центра истории спорта не куплено ни одного экспоната – все подарено ветеранами спорта и действующими спортсменами. Они знали, кому доверяют свои ценности.

С 1982 года 28-летняя баскетболистка и тренер Татьяна Пензина пришла работать в администрацию города Ижевска инструктором по физической культуре и спорту, и уже в 34 года была назначена председателем Комитета по физической культуре и спорту Исполкома Ижевского горсовета (далее - Управление по физической культуре и спорту при администрации г. Ижевска).

- С 1982 года я стала собирать ветеранов физической культуры и спорта. День Победы и День физкультурника – два наши святых праздника, - рассказывает Татьяна Александровна. - Тогда ветеранский спортивный актив города и предложил создать в Ижевске музей спорта и стал первым дарителем музейных экспонатов: вымпелов, значков и даже спортивных подарков. Так принесли изящный гобеленовый клатч – это был приз спортсменке на Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам 1953 года. Все дары ветеранов я записывала, складывала, присваивала номера и укладывала в коробки. Каждая вещь прошла через мои руки: я знаю, чья она, когда и кто ее принес.

Помещение под Центр истории спорта выделили в 2005 году, долго решался вопрос с музейным оборудованием, и в 2007 году Центр истории спорта г. Ижевска открылся!

Ветераны и дети

- В Ижевске нет клуба для спортсменов, ветеранов физической культуры и спорта – им стал наш Центр, – говорит Татьяна Александровна. – Мы сделали традицией отмечать юбилеи ветеранов в 70, 75, 80, 85, 90 лет: накрываем чай, придумываем концерты (с помощью детских садов и школ), награждаем юбиляров. Для них это душевный праздник.

Ветераны же помогают проводить экскурсии, и посетители узнают историю спорта из «первоисточника». Это привлекает и увлекает.


Особая тема экскурсий для детей – паралимпийскйи спорт.

- У нас есть стенд паралимпийских игр, – рассказывает руководитель. – Около него я объясняю детям, что человек из-за трагедии может стать инвалидом. Но всегда есть выход – это и доказывают паралимпийцы. И я рассказываю им истории: про то, что наши безногие ребята со своим тренером Виктором Николаевичем Кузнецовым выиграли у бразильцев Чемпионат мира по футболу. Про то, как в 1993 году на Чемпионате России по мини-футболу среди ампутантов в Адлере я видела, как у моря эти футболисты, сняв протезы, практически на одних руках добирались до воды. Плавают они отлично, а потом опять, как «каракатицы», выходят на берег. Не надо стесняться говорить об этом детям: это и спорт, и жизнь, и преодоление, и мужество.


В наш музей регулярно приводят подопечных Центра временного содержания несовершеннолетних. Это сбегающие из дома подростки, но в общении с ними понимаешь: дети-то хорошие, просто у них нет условий для нормальной жизни. Их бы мог спасти спорт, но сейчас, к огромному сожалению, взят курс на оплату всего. В 80-х годах нас настраивали, что дети должны заниматься бесплатно! Мы так долго входили в систему, чтобы не брать с них денег, и спустя 30 лет все рухнуло: опять ряд детей тарифицируем, а остальные занимаются платно. И многие ребята уходят из секций – и не в ту сторону. Я – за развитие детского спорта и бесплатные занятия.
Республиканский статус

Он необходим Центру истории спорта для развития и финансирования.

Музей рассказывает о спорте Удмуртии: Галина Кулакова из Воткинского района, Тамара Тихонова из Кеза, паралимпиец Владислав Лекомцев из Алнашей, Максим Вылегжанин из Шарканского района. Наши знаменитые спортсмены родились в селах, поселках, маленьких городах, и их корни не забывают. Есть и знаменитые горожане: ижевчане – биатлонист Иван Черезов, фигуристка Алина Загитова, гимнаст Давид Белявский из Воткинска. Всех их объединяет республика, делая свой вклад в российский и мирововой спорт. И важно иметь законное основание заявить: «Рады видеть вас в Центре истории спорта Удмуртии!»
Контакты:
г. Ижевск, ул. Удмуртская, 267/2
Запись на групповые экскурсии по телефону: (3412) 44-68-26.
Посещение музея – БЕСПЛАТНОЕ.
Электронная почта: izhmuseum@yandex.ru
Официальный сайт ЦИС г. Ижевска
Хранители народных традиций
и обычаев из Узей-Тукли
Увинская земля полна древних мифов и преданий, здесь люди селились много веков назад. Деревня Узей-Тукля впервые упоминается в переписи 1710 года, то есть ей уже больше 300 лет. Именно эту небольшую деревеньку сегодня называют национальной душой Увинского района, поскольку здесь находится удивительный Дом ремесел, пожалуй, один из самых интересных в Удмуртии, в котором работают настоящие хранители исконных удмуртских умений и промыслов, а значит и культуры, и обычаев, и верований своих предков.

Этот Дом ремесел давно стал настоящим центром культурной и общественной жизни окрестных деревень, а открыт он был в 1994 году по инициативе художника и уроженца деревни – Геннадия Сидорова.

…Если посмотреть на карту Увинского района, мы увидим, что деревень, в названия которых входит слово «Тукля», множество: есть Удмуртская Тукля, Ува-Тукля, Старая Тукля, Поршур-Тукля… Оказывается, когда-то было 35 деревень, в которых жили удмурты из рода Тукля, а сегодня таких осталось лишь 14, еще несколько на грани исчезновения…

Род Тукля

Название деревни Узей-Тукля, по преданию, образовалось в результате соединения двух родовых имен, основавших поселение, – Узья и Тукля. Первый род населял бассейн реки Чепцы и относился к племени Ватка, второй населял бассейн реки Кильмезь и входил в состав племени Калмез.

Есть здесь легенда, что давным-давно в Узей-Тукле жил очень уважаемый и сильный человек, батыр по имени Митрей. Он был умелым и бесстрашным охотником, ходил на медведя со своей собакой лайкой. У Митрея в доме было свое кресло – настоящий высокий трон, на который больше никто не имел права садиться. Перед охотой Митрей садился на него и молился.

У рода Тукля был свой тотем – деревянный гусь с железным клювом и железными же лапками.
Эту легенду и ее воплощение в дереве, так же, как и мифического гуся, крылья которого и сегодня охраняют удмуртов рода Тукля от бед, и еще многие малые и большие работы Геннадия Сидорова можно увидеть в Доме ремесел Узей-Тукли. Удивительные скульптуры, вырезанные рукой мастера из теплого, живого дерева, хочется гладить, брать в руки, прижиматься к ним щекой…

Но резьба по дереву – это только один вид ремесла. Мастера, а их здесь трудится девять человек, занимаются традиционным ткачеством, вертикальным ткачеством (гобелен), художественной обработкой бересты, столярно-токарным и бондарным ремеслами, художественной росписью, художественной резьбой по дереву, лоскутным шитьем, художественной керамикой, создают современные костюмы, удмуртские народные музыкальные инструменты.

В основе творческой деятельности мастеров Дома ремесел лежит удмуртская мифология и традиции, связанные с народными обычаями и поверьями, многие изделия созданы по итогам этнографических экспедиций по Увинскому району. Здесь досконально изучают и продолжают традиции народных промыслов, возрождают и сохраняют для будущих поколений старинные обряды и приемы изготовления предметов быта, национальной одежды и украшений.

Изделия местных ремесленников демонстрируются на республиканских и международных выставках, представляют народное творчество Удмуртии далеко за ее пределами.

Чего только нет в выставочном зале Дома ремесел! Здесь и деревянные скульптуры, и художественные тканые полотна, и долбленая и берестяная утварь, и шикарные свадебные сундуки, и интересная сувенирная продукция.

Перспективным направлением для мастеров является тема изучения Воршудов, расположенных в Увинском районе. Всего их 16, самый большой и компактно расселенный в пределах района – это воршуд Тукля. Ему посвящаются праздники «Тукля выл», «Гуждор», «Вувыльдон», «Выль ӝук», которые проводятся для жителей работниками Дома ремесел.
Несколько слов об основателе

В свое время Геннадий Сидоров закончил художественно-графический факультет Удмуртского университета и вернулся в родную деревню. Талантливый художник увлекся деревянной скульптурой - наследственным занятием предков.

Сегодня Геннадий Евгеньевич – народный художник Удмуртской Республики, член Союза художников России, заслуженный работник культуры УР, лауреат Государственной премии УР; лауреат правительственной премии УР «Признание», почетный гражданин Увинского района, один из основоположников создания и развития садово-парковой скульптуры в Удмуртии, неоднократный победитель республиканских, межрегиональных, Всероссийских и Международных фестивалей-конкурсов по деревянной парковой скульптуре, автор переходящего символа республиканского праздника Гербер, автор эмблемы Гербера, автор идейной основы праздника, связанного с Воршудами Увинского района, автор проекта оформления праздничного поля и костюмных комплексов для Воршудов и бессменный директор Узей-Туклинского Дома ремесел.
Символ деревни - хорек

Это животное есть на гербе Узей-Тукли – хорек, переплывающий речку Изейку, на которой стоит деревня. В давние времена, рассказал Геннадий Евгеньевич, жители соседних деревень сравнивали выходцев из Узей-Тукли с хорьками, которых много водилось в этих местах, – такие они были быстрые и проворные. Это же имя носил батыр, ставший одним из мифологических предков местных удмуртов.

Другие версии происхождения названия более приземленные: местных удмуртов называли «синтем бызара», что в переводе означает «слепой хорек», потому что многие, дескать, болели глазной болезнью. А еще потому что слишком маленькие окошки были у домов. Сам Геннадий Евгеньевич предлагает и такое толкование: от отношения христианства к язычеству как к отсталой культуре, не понимающей, что есть единый Бог – Христос.

Однако удмурты из рода Тукля были не только бойкими, но и трудолюбивыми, поэтому здесь активно развивались ремесла. Прадед Геннадия Евгеньевича был кузнецом, а отец - столяром-плотником. Женщины исстари ткали, шили, вязали кружева.

«Обряды и поверья рода Тукли»

Так называется книга Василия Михайловича Тратканова, которую презентовали 15 апреля, в день рождения автора, в Увинской районной библиотеке. Книга «Обряды и поверья рода Тукли» («Тукля сям-йылолъёс») выпущена на удмуртском языке.
К сожалению, самого автора уже нет в живых. В этот день собрались его близкие, родные: мать, жена, сёстры, дети, внуки. На презентацию приехали кандидат философских наук А. А. Разин, хранитель удмуртских обрядов Н. Т. Михайлов, хозяин культурного комплекса «Мумы Дор», заслуженный журналист Георгий Грязев, учителя удмуртского языка, библиотекари, работники культуры, - более 50 человек. Организовали мероприятие «Ёрос кенеш» и коллектив Узей-Туклинского Дома ремесел. Встреча получилась очень теплой и душевной, а завершилась по удмуртским традициям хорошим застольем с национальной кухней.

Бережно сохраняемые в районе традиции демонстрирует в эти дни отчетная выставка, которая проходит в Национальном центре ДПИ и Р под названием «Вадор кöкы» - «Колыбель Увинского края». На выставке представлены 11 направлений деятельности Узей-Туклинского Дома ремесел, в том числе и совершенно новые виды – музыкальные инструменты и современный костюм.

Костюм - тотем


Один из новых видов деятельности Узей-Туклинского Дома ремесел – создание современных национальных костюмов. Во все времена женщины любили красиво одеваться и всегда вкладывали сакральные смыслы в вышивку, покрой, цвета такой одежды. Полюбуйтесь на эти современные национальные костюмы: автор всех костюмных комплексов - Геннадий Сидоров, а исполнили его идеи мастерицы Дома ремесел Узей-Тукли, а также НЦДПИ и Р, Игринского и Малопургинского Домов ремесел и мастера-надомники Увинского района.
Контакты:
Увинский район, д. Узей-Тукля, ул. Пислегина, 6
Тел. 8 (34130) 6-62-66
Сайт
Сокровища севера Удмуртии
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Глазовский краеведческий музей» в 2020 году будет отмечать свое 100-летие. Но несмотря на столь «почтенный» возраст», музей северной столицы Удмуртии сегодня активно ломает старые стереотипы. Его команда нацелена на воплощение оригинальных идей и покорение новых вершин.

В августе 2018 года учреждение стало первопроходцем в проведении на севере Удмуртии Первого астрономического фестиваля под открытым небом «Астрофест» . Подтолкнул к этой идее интерес горожан к астрономическим наблюдениям - «астрономия на тротуаре». Ежегодно в середине августа наблюдается пик метеорного потока персеиды. Зрелищный и красивый звездопад вызывает интерес не только у любителей астрономии, но и широкой аудитории. В пик метеорного потока люди самостоятельно наблюдают это явление. Задачу организованного наблюдения и призван решить городской астрономический фестиваль под открытым небом «Астрофест». В его программе мастер-классы по изготовлению телескопа, работа лектория, выставка астрофотографии, экскурсии по ночному звёздному небу, наблюдения в телескоп и др.
Все большие обороты набирает организуемая музеем «Успенская ярмарка», приуроченная к Медовому спасу. Ежегодно, 14 августа, у Храма Преображения Господня на площади Свободы, разворачивается ярмарка с бойкой торговлей и праздничными гуляниями. В 2018 году её посетили более 10 тысяч глазовчан и гостей города, свои товары представили 50 организаций из Удмуртии, Кировской области и Татарстана. Гости гуляют среди богатых торговых рядов с мёдом, сувенирами, изделиями народного творчества. Ярмарка богата и развлекательной программой. Концертные номера от творческих коллективов города, конкурсы, интерактивные программы, кукольный театр и шоу мыльных пузырей, театрализованная экскурсия краеведческого музея «Прокопьевна знает всё», увлекательные мастер-классы, – все это создает праздничную атмосферу на целый день.
Ярким моментом стал этнофестиваль народного костюма «Сокровища севера Удмуртии» . В конкурсе участвовали 8 команд из 6 районов Удмуртии.

В 2019-м краеведческий музей принял участие во Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир-2019» Приволжского федерального округа. Из четырех прошедших в финал сувениров три заняли первые места. В номинации «Сувенир события» выиграла матрешка «Вселенная», специально разработанная для фестиваля «Астрофест-2019». В номинации «Сувенир региона» первое место разделили два USB-флеш-накопителя, исполненные в технике резьбы по кости - «Гондыр» и «Мумы-ор».
Театр костюма «Кабачи» Глазовского краеведческого музея, зародившийся в 2000 году, остается интересной и востребованной формой работы. Выступления театра с композициями, знакомящими с народными удмуртскими, бесермянскими костюмами, с деревянной кухонной утварью, использовавшейся при приготовлении блюд удмуртской кухни, становятся украшениями республиканских и международных мероприятий.
Услуга фотосессии в музее
Одной из новых, востребованных форм работы стал «Фотосалон на Вятской» , где все желающие могут воспользоваться национальными костюмами или одеждой в стиле начала XX века и создать необычные фотографии в оригинальных фотозонах, расположенных в экспозициях музея.

Развитие сферы внутреннего и въездного туризма определило развитие нового направления работы музея – создание туристического маршрута. В этой деятельности краеведческий музей объединился с турагентством «Флэш-тур», которое профессионально занимается продвижением и реализацией туристского продукта. В результате сотрудничества появился двухдневный маршрут «Сокровища севера Удмуртии» . Небольшое путешествие по Глазову, Юкаменскому, Красногорскому и Игринскому районам в сопровождении специалиста краеведческого музея, прием и обслуживание на туристических объектах в городе и районе, - и гости края прочувствуют гостеприимство местных жителей, узнают, насколько многонациональна и богата культурными традициями наша земля. В Москве, на Первой Всероссийской профессиональной премии «Маршруты России» представленный музеем туристический маршрут «Сокровища севера Удмуртии» занял первое место в номинации «Этнографический маршрут».

Желание музейщиков предложить пришедшему человеку нечто, способное составить достойную конкуренцию индустрии развлечений, привело к идее сотрудничества с творческим дуэтом «Пара Глаз» актеров муниципального театра «Парафраз» и появлению такой новой для нас формы работы, как читки-перформанс в рамках тематических выставок музея. Первый опыт читки-перформанс «Записки» на фоне красных лозунгов знаковой выставки «1917-й: перегоны времени», получился очень атмосферным и вызвал искренний восторг не только зрителей, но и исполнителей. Новые читки в музее устраиваются по мере создания выставок, созвучных с литературным произведением, и неизменно вызывают большой интерес аудитории.
Новой формой просветительской работы стал совместный телевизионный проект музея и телекомпании «Гарант Глазов» «Городские истории» . В 2017-м вышел первый цикл программ о малоизвестных фактах из истории Глазова. Среди них: «От печатни до типографии» (об истории старейшего в Глазове предприятия), «О продаже вина и питей» (к истории первого казенного завода в Глазове). Городские истории побывали «В тюремном замке». Завершила цикл программа «Прогулка по Невскому», в которой зрителям рассказали об улице, которую в начале века глазовская молодежь находила самой приятной для совместных прогулок. Проект вызвал большой интерес глазовского зрителя и множество откликов. Среднее количество просмотров каждой программы на сайте телекомпании «Гарант Глазов» – за тысячу, больше, чем у некоторых «горячих» новостей. Команду музея это очень радует, потому что в основу сценария каждой программы легли результаты многолетней исследовательской работы научных сотрудников. «Городские истории» дали дополнительную возможность трансляции накопленных краеведческих знаний, музейных предметов и расширили аудиторию. Все программы можно найти на сайте glazovlife.ru в разделе «Видео» / «Городские истории».

«Городские истории» получили дальнейшее развитие: в 2017 году проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, и в 2018-м был создан еще один цикл из девяти передач.
Впервые о создании в Глазове «национального музея» говорили еще в июне 1917 года на заседании I съезда «интеллигентных сил» вотяков Глазовского уезда. Деятели просвещения предлагали немедленно «начать собирать всё то, что может дать полную картину о быте и нраве вотяков». И уже в августе 1918 года, несмотря на революционный кризис, музей в Глазове был организован. Однако его развитию помешала гражданская война.

История современного краеведческого музея началась с музейно-экскурсионно-выставочного отделения, открытого 6 ноября 1920 г. в доме на углу современных улиц К. Маркса и Сибирской. Его первой заведующей и единственным сотрудником в штате стала выпускница Глазовской женской гимназии Анна Ежова.
Еженедельно по четвергам в музее проводится мероприятия цикла «Дни семейного отдыха». В удобное для посещений вечернее время устраиваются мастер-классы по изготовлению сувениров, народных кукол и оберегов, встречи с мастерами города, проходят вечера, посвященные настольным играм 1900-1980-х гг. В целом такая форма работы, как музейные мастер-классы, пользуется большой популярностью и спросом среди всех возрастных групп и не нуждается в рекламе.

Популярными среди населения и гостей города стали театрализованные экскурсии: «Во вверенном мне городе Глазове…» по экспозиции, посвященной городничему П. Ф. Чайковскому; «Прокопьевна знает все» - пешая экскурсия по площади Свободы, представляющая собой веселый диалог между купчихой Прокопьевной и гостем из Слободского.

Глазовский краеведческий музей включен в Национальный Реестр «Ведущие учреждения культуры России» - как учреждение, занимающее лидирующие позиции в сфере культуры своего региона.

Глазовские музейщики ломают стереотипы – и становятся востребованы обществом, интересны и взрослым людям, и молодежи, а главное – актуальны. А благодарные отзывы и слова признательности посетителей воодушевляют и мотивируют их на новые идеи и планы.
Святочные вечёрки в краеведческом музее
Глазовский краеведческий музей
Контакты:
г. Глазов, ул. Кирова, 13, 2 этаж.
Телефон: 8 (34141) 3-66-66, +7(982)832458
e-mail: gkm01@inbox.ru
Сайт