Posted 3 июня 2020, 14:04
Published 3 июня 2020, 14:04
Modified 18 октября 2022, 05:24
Updated 18 октября 2022, 05:24
С превращением Удмуртии в «туристическую Мекку», как обещал глава региона Александр Бречалов, возникли большие сложности. Словно катком проехав по всей туристической отрасли, коронавирус почти не оставил шансов ее региональной составляющей — на сегодняшний день ее просто нет, констатируют многие участники рынка.
Меры поддержки от государства удалось получить считанным единицам представителей туристической отрасли в регионах, региональные меры поддержки системного характера не носят: то, что обещают и делают региональные власти — капля в море. Море, попасть на которое многим жителям Удмуртии в этом году, видимо, не суждено.
Было и не стало
Особенно тяжело пришлось совсем небольшим турфирмам, выступавшим в качестве обычных посредников по продаже туров. Для них два месяца простоя смерти подобны, и далеко не факт, что после снятия ограничений они сумеют воскреснуть и возобновить свою работу.
«Под меры государственной поддержки мы не попали, да они нас и не могли спасти. Сотрудников у меня не было, фирма была семейным бизнесом, которого не стало. О том, как и на что моя семья живет два месяца, лучше не спрашивайте. Мы оказались не только на мели, но и в долгах, поскольку часть наших клиентов не захотела войти в положение и просит компенсацию за отмененные и уже предварительно оплаченные туры, а эти деньги уже выплачены нашим партнерам. Ситуацию будет разруливать суд, и ничего хорошего от его решений для себя я не жду, формально наши клиенты правы», — говорит ижевчанка Лариса, закрывающая небольшую турфирму.
Возобновлять работу после снятия ограничений она не планирует, как и многие другие владельцы компаний, оказавшиеся в аналогичном положении. По прогнозам экспертов, с рынка уйдет до половины небольших турфирм, а может, и больше, если учесть, что по статистике и без всякого коронавируса после первого года работы прекращает деятельность примерно 30% туристических фирм.
Шестизначные цифры
Опрошенные Udm-info участники рынка об убытках, нанесенных отрасли коронавирусом, говорят охотно, но цифр, как правило, не называют. До того как на рынке будет разрешена хотя бы какая-то деятельность, говорить о достоверности цифр и данных не приходится.
«Прямые убытки отрасли в Удмуртии исчисляются шестизначными цифрами, особенно если учесть, что на второй квартал года приходился основной поток финансовых поступлений за счет бронирования. Раннее бронирование было очень востребовано в прошлом году, наверняка было бы востребовано и в нынешнем, но в этом году вместо денег — отказы и аннуляция туров.
И прямые убытки, и недополученную участниками прибыль сейчас подсчитывать бесполезно. Какие-то клиенты соглашаются на перенос уже оплаченного тура, какие-то грозят судами, требуя возмещения. Но надо понимать, что заплаченные клиентами деньги у нас не задерживаются, мы переводим их на счета крупных операторов, в каких-то случаях, по возможности, конечно, возвращаем», — говорит исполнительный директор ижевской группы компаний «Турист» Илья Кычанов.
По его словам, группа компаний «Турист» — одна из немногих в отрасли, сумевшая воспользоваться государственной поддержкой.
«Для ее получения потребовался месяц серьезной работы в напряженном режиме всей администрации компании. Нам повезло, что мы обслуживались сразу в двух банках, что нетипично для предприятий отрасли. В одном банке льготный „президентский“ кредит на зарплату мы согласовали буквально за день, во втором месяц ждали какого-либо решения. Так что многое зависит еще и от того, с каким банком работала компания, сумела ли получить помощь», — сказал Илья Кычанов.
Региональные меры поддержки участники рынка считают не комплексными, а потому недостаточными. Даже если компания подходит под все критерии и региональную помощь получает, деньги эти — капля в море.
«Действенных мер со стороны региона я не вижу. Единственное, могу отметить работу Корпорации развития Удмуртии, конкретно — центра кластерного развития, благодаря которому мы получаем небольшие деньги на маркетинг и ряд других расходов. Но и это — федеральные, а не региональные средства», — отмечает эксперт.
Санатории-обсерваторы
Более существенную поддержку, связанную, впрочем, также и с затратами, и с рисками, получили другие участники рынка или субъекты, имеющие к нему прямое отношение. Врачей, работающих с больными коронавирусной инфекцией, за бюджетный счет размещают в ижевской гостинице «Амакс», давая возможность заработать и ей. В гостиничном комплексе Green roof разместился один из пунктов временного размещения (ПВР) для приехавших в Удмуртию из неблагополучных по коронавирусу регионов.
Аналогичные ПВР и обсерваторы созданы и в санаториях региона. В Ижевске это санатории «Металлург», «Нефтяник» и «Строитель», а также горнолыжный комплекс «Чекерил». В Можге, где был введен особый режим, санаторий «Свет» и гостевой дом, в Сарапуле — санаторий «Озон», в Воткинске — хостел «Универ», в Глазове — гостиница «Мотель».
«Помимо обеспечения безопасности семей и близких медиков, это позволит нагрузить гостиничный фонд республики и поддержать их в условиях пандемии», — заявил глава Удмуртии Александр Бречалов.
Теперь от него зависит, когда регион наконец перейдет к третьему этапу снятия ограничений и разрешит хотя бы экскурсионную деятельность внутри республики.
Но пока все идет к тому, что и на второй этап регион перейдет 15 июня — эту дату в качестве ориентировочной обозначил глава республики. Количество заболевших коронавирусной инфекцией в Удмуртии растет, и пока о снятии ограничений говорить рано. Как следствие, разрешив работу парков и скверов, а также Зоопарка Удмуртии, глава региона вынужден был 1 июня вновь их закрыть: по его мнению, посетители не соблюдали масочный режим и социальную дистанцию.
Зоопарк Удмуртии открывали на короткое время, объясняя это тем, что нужны деньги, чтобы кормить животных. При этом недалеко от Ижевска есть туристический объект — так называемая «Деревня хаски», в которой содержится более 80 различных животных. Ей открыться не разрешили, но животных и ее владельцам кормить чем-то нужно.
Долгая реакция
Касаясь темы государственной помощи, участники рынка отмечают паузу между тем, что говорится на федеральном уровне и исполняется в регионах.
«Поддержка внутрирегионального туризма — это слова, красивые картинки и обещания, не более того. А так мы предоставлены сами себе. Я частный предприниматель, мне никакие льготы и выплаты не полагаются, мой бизнес интересует государство, когда надо платить налоги, больше его не интересует ничего», — говорит Дмитрий, организатор частных экскурсий по Удмуртии.
Впрочем, и к тем компаниям, которые могут рассчитывать на помощь, она приходит с запозданием.
«Каждая мера поддержки имеет особенности реализации. Президент предлагает меры поддержки, но реализуются они только спустя время — государственная машина огромная, неповоротливая, и пока чиновники не имеют на руках нормативных актов и регламентов, ничего с места не двигается», — говорит Илья Кычанов.
По непроверенным данным, государственной поддержкой в «эпоху коронавируса» смогли воспользоваться только около 9-10% компаний малого и среднего бизнеса.
Самое удручающее, по словам экспертов, — отсутствие конкретики. И это касается не только мер поддержки, но и снятия ограничений, не позволяющих работать туристической отрасли.
«В соседнем Татарстане уже разрешили проводить внутригородские экскурсии, в Башкортостане — аналогично. Когда хотя бы их разрешат у нас, никто не знает даже приблизительно, соответственно, и готовиться к этой работе мы не можем», — считает исполнительный директор группы компаний «Турист».
Хотя бы на день
По словам Ильи Кычанова, спрос даже на однодневные экскурсии по Удмуртии сейчас большой, но удовлетворить его туроператоры не могут.
«Чуть ли не ежедневно звонят и спрашивают: когда вы сможете нас куда-то свозить? Но что-то конкретное ответить нашим клиентам мы, увы, не можем.
Люди хотят путешествовать: если не по миру — то по стране, если не по стране — то внутри региона. Ограничения в связи с коронавирусом — отличный шанс для развития регионального туризма, но смогут ли им воспользоваться — большой вопрос», — считает Илья Кычанов.
С ним согласен и организатор частных экскурсий по республике Дмитрий, он также видит все возможности для развития внутрирегионального туризма и также считает, что к туристу-«дикарю» рынок не готов: нет инфраструктуры, сервиса, условий.
«Наше главное преимущество — маршруты отработаны от и до. Если же люди приезжают куда-то самостоятельно, их никто не ждет, и никто не готов предоставить то, что они хотят», — говорит Илья Кычанов.
Участники рынка надеются на скорый переход на третий этап снятия ограничений, позволяющий туристическим компаниям работать хотя бы внутри региона. Сейчас республика находится на первом этапе, исключающем проведение даже внутригородских экскурсий.
Что же касается перспектив, то Дмитрий настроен оптимистично:
«У людей нет денег и нет возможностей выехать за границу или хотя бы на юг. Значит, они станут больше ездить по Удмуртии, это мой хлеб».
Юг не для всех
По словам Ильи Кычанова, до «эпохи коронавируса» на отдых внутри страны приходилось 20-25% всех путешествий. В год, когда была закрыта Турция, доля выросла до 50-60%.
«Но обратная связь была очень плохая. Если Сочи после Олимпиады еще был готов к приему большого количества туристов, то Крым — нет. Да, в Крыму можно было найти и достойные условия, и сервис, но цены были сопоставимы с ценами на отдых за границей, а о том, что представлял собой „эконом-класс“ в Крыму, лучше не вспоминать», — говорит Илья Кычанов.
Эксперт считает, что те, кто физически не может позволить себе выехать за границу и не рассматривает отдых в России, останутся на собственных дачах: они лучше подкопят денег и дождутся открытия границ, чем поедут отдыхать куда-то еще.
«Не думаю, что после снятия внутрироссийских ограничений в приоритете у клиентов будут курорты Краснодарского края и Крым, — говорит директор группы компаний „Турист“. — Акцент может сместиться на непродолжительные туры по России, но на дешевизну этих туров рассчитывать не приходится».
Рано или поздно туристические компании работу возобновят. Участники рынка скептически относятся к идее онлайн-продаж туров.
«Наш бизнес построен на прямом общении с клиентом. 9 из 10 запросов звучат так: „отправьте меня куда-нибудь“, „подскажите, куда лучше всего поехать“? Подбор для клиента оптимального варианта связан с личным общением, от этого никуда не деться», — говорит Илья Кычанов.
Он прогнозирует рост числа туров внутри республики и в соседние с ней регионы — Татарстан, Башкортостан, Пермский край и Кировскую область.
«Не уверен, что Крыма хватит на всех, насколько я знаю, на июль–август в санаториях свободных мест уже нет, все забронированы», — говорит он.
«ДаУР!»
По официальным данным, озвученным первым вице-премьером правительства Удмуртии Александром Свининым, турпоток в Удмуртии растет: в 2018 году в республике побывало около 427 тысяч туристов — на 70% больше, чем в 2017 году. Правда, судя по всему, в «туристы» записывают чуть ли не всех, кто посещает республику с какими-то целями. Едет, например, группа специалистов на какое-то предприятие, параллельно заглядывает на час в Музейно-выставочный комплекс им. М. Т. Калашникова — ее записывают в «туристическую», не заглядывает — тоже.
Так постепенно рост и обеспечивается. Среди наиболее популярных объектов:
— дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске,
— архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»,
— музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. Калашникова.
Эти структуры «эпоху коронавируса» переживут, можно не сомневаться. Но сумеют ли сохраниться прочие, не столь популярные объекты и маршруты, имеющаяся в зачаточном состоянии инфраструктура, особенно в районах?
Пока желания властей республики воспользоваться шансом и использовать «эпоху коронавируса» как трамплин для развития внутрирегионального туризма, о котором говорят участники рынка, не видно. Все, что предложило в связи с этим правительство Удмуртии — проект «ДаУР!» (в переводе с удмуртского «даур» — «век», по-русски название можно прочитать как «Да, Удмуртская Республика!») — создание интерактивной карты достопримечательностей региона. Других проектов, имеющих отношение к развитию туристической сферы в Удмуртии, пока не предлагается.