Posted 5 мая 2020, 07:16
Published 5 мая 2020, 07:16
Modified 23 мая, 06:48
Updated 23 мая, 06:48
Презентовали проект Стратегии пространственного развития агломерации Ижевска на двух онлайн-сессиях. На первой объяснили, что Стратегия нужна для обоснования проектных решений, на второй рассказали о ключевом инструменте Стратегии — индексе инфраструктурной обеспеченности Ижевска.
Советник главы УР и исполнительный директор Центра развития дизайна Вячеслав Правдзинский назвал Стратегию диагнозом Ижевску. Вот только насколько точно он поставлен? Точность важна, ведь на основании данных отчета будут корректировать градостроительные документы, по которым живет Ижевск: генплан и ПЗЗ. Достоверность данных вызвала больше всего вопросов.
Анализ текущей ситуации проводила московская проектно-консалтинговая компания «Новая земля» — это партнер Центра развития дизайна Удмуртии.
«Информацию о развитии города нельзя уложить в голову одного, двух, трех, четырех экспертов»
Суть стратегии и индексов объяснил представитель «Новой земли» Иван Курячий:
«Стратегия основывается на данных о городской среде: об объектах застройки, экологическом каркасе, транспорте и так далее. Все эти данные мы собрали с помощью коллег из Центра развития дизайна. Это цифровая платформа — обоснование для принятия решений пространственного развития города. Во многих современных городах разработаны подобные Стратегии развития. Информации о том, как город развивается, много. Ее невозможно уложить в голову одного, двух, трех, четырех экспертов по городскому развитию. Она должна быть представлена на понятных аналитических материалах, и лучше всего их делать на основе цифровых инструментов, например, индексов».
Ижевск не дотянул до максимального индекса
Как рассказали представители московской компании, для расчета индекса территорию Ижевска и Завьяловского района поделили на ячейки по 260 метров. Для каждой из них проводилась оценка сервисов, важных для горожан: шаговая доступность детских садов и школ, магазинов, доступность транспорта, достаточность парков и скверов и т. д. Сервисы подбирались согласно рекомендациям международных организаций, градостроительным нормативам, опросам ижевчан.
Итоговый индекс получили путем сложения отдельных индексов. Его максимальное значение для Ижевска — 40.
«Ни одна ячейка Ижевска не дотягивает до этой цифры, самый большой индекс у Ижевска — 32. Большинство ячеек в Завьяловском районе имеет оценку от 10 до 15 баллов. Это говорит о низком уровне обеспеченности инфраструктурой. Наиболее высокое значение индекса обеспеченности инфраструктурой (более 30 баллов) в центре Ижевска — на улицах Кирова, Удмуртской, Пушкинской, в микрорайоне Аэропорт. Индекс территорий с индивидуальной застройкой имеет значение 10-15 баллов. Исключение — территории, которые примыкают к многоэтажной застройке и используют ее инфраструктуру, — пояснили специалисты „Новой земли“.
Эта оценка не окончательна, ее скорректируют после опросов жителей, только вот жителей собирается на эти обсуждения не много.
Чтобы посчитать индекс, делали официальные запросы данных о транспортной инфраструктуре, жилой и промышленной застройке, социальной, коммерческой инфраструктуре в администрацию Ижевска и Завьяловского района, профильные министерства и ведомства Удмуртии, а также анализировали инвестиционные программы, генплан Ижевска, схемы территориального планирования Завьяловского района и Удмуртии и другие.
Полученные данные собрали в тематические блоки: жилая инфраструктура, экология, общественные пространства, другие, с ними можно познакомиться на сайте izhevsk2030.ru.
Остановимся на некоторых из них.
Проблема с местами в школах и детсадах усугубится
По данным анализа текущей ситуации, в Ижевске около 100 школ, в них учится 77 тысяч детей, тогда как проектное количество мест в них — чуть меньше 60 тысяч. Похожая ситуация и в Завьяловском районе. В 56 школах, рассчитанных на 7 тысяч мест, учатся 9 тысяч детей.
В региональных нормативах УР прописано, что в Ижевске школа должны располагаться от дома учеников на расстоянии 500 м, в Завьяловском районе — не более километра. По данным анализа, 30% населения Ижевска и 40% Завьяловского района находится вне зоны этой доступности.
Похожая ситуация сложилась и с детскими садами. Нехватка мест в детских садах Ижевска достигает 25%. В Завьяловском районе — 30%. По нормативам детский сад должен располагаться в 300 метрах от дома. В Ижевске 48% населения находится вне зоны доступности, в Завьяловском районе — 76%.
Есть проблема изношенности зданий детских садов и школ.
Вывод: сейчас еще не самый пик проблемы, через несколько лет она усугубится, москвичи предлагают решать ее комплексно.
В Ижевске высокий потенциал для развития общественных пространств
Иначе и быть не может в период реализации нацпроекта «Формирование городской среды».
Специалисты «Новой земли» насчитали в Ижевске 66 общественных пространств. В итоговый перечень не вошли территории, которые по правилам землепользования и застройки за 2019 год относятся к зонам особо охраняемых объектов, например, Тимирязевский лес или лесопарковая зона вдоль реки Карлутки. Они вошли в перечень охраняемых природных территорий.
Оценивали уровень благоустройства общественных территорий, достаточность озеленения, наличие тропиночной сети, освещенности и т. д.
По признанию москвичей, они провели визуальный анализ всех объектов. Для этого использовались панорамные спутниковые снимки и фотографии, опубликованные жителями. Похоже, сами на место они не выезжали.
Итак, высокую степень благоустройства получили Центральная площадь, Летний парк, парк им. Кирова, парк Космонавтов, Открытый сад. Другие объекты еще нуждаются в благоустройстве.
«Тем не менее, в Ижевске высокий потенциал для развития, связанной сети общественных пространств, как за счет существующих, так и территорий, которые могут ими стать», — был сделан вывод.
Специалисты сказали, что включили Тимирязевский лес и Карлутский лес в перечень особо охраняемых природных территорий. Смотрим раздел отчета «Особо охраняемые территории». О Тимирязевском лесе и лесопарковой зоне вдоль Карлутки ни слова, зато, оказывается, в Ижевске два ООПТ: Удмуртский ботанический сад и ботанический сад УдГУ. Однако на сегодняшний день в городе только одна ООПТ — Урочище Пазелинское, которое было признано таковым в апреле 2020 года постановлением правительства УР.
Подвергли сомнению
Послушать сессии собралась немногочисленная ижевская публика: в первый день к сессии подключилось 80 человек, во второй — 60. Они возразили создателям проекта по многим пунктам. Например, подвергли сомнению необходимость использования индекса, как инструмента для определения комфортности жизни в Ижевске: «Высокий индекс обеспеченности инфраструктурой не хорош и не плох сам по себе. Это просто индекс. Поэтому высокий индекс не говорит об исключительном комфорте проживания. Выбор стратегии развития не обязательно связан с доведением до максимума показателей обеспеченностью чем бы то ни было».
Вячеслав Правдзинский на это ответил: «Индекс не нужно оценивать, с точки зрения, где в Ижевске жить хорошо и где плохо. Индекс — это не панацея и ответ на все вопросы, которые есть. Это прозрачный инструмент, барометр понимания ситуации в конкретном участке города и выстраивания его политики развития».
Участники усомнились и в достоверности проанализированных данных: «Насколько достоверны и корректны данные, полученные от администрации Ижевска? Насколько этим данным можно доверять?» Конкретные вопросы по этой части задал ижевский архитектор Данил Шевкунов: «На л. 46. Социальная инфраструктура. Поликлиники Ижевска. Клинико-диагностический центр напротив ипподрома не обозначен. По-моему, это взрослая поликлиника. Если это ошибка аналитических схем, то можно ли будет доверять выводам?», «На схеме общеобразовательных учреждений специализированная Школа-интернат №15 учтена вами как общеобразовательная. Индекс инфраструктуры по школам в этом квадрате зашкаливает значение 5. По факту, школ в округе нет. Чья это недоработка? Кто отвечает за эти ошибки?»
Понять озабоченность огрехами Стратегии легко, ведь на основе этих данных будут корректировать такие важные для жизни города документы, как генплан и ПЗЗ.
Советник главы УР дал на эти вопросы пространный, но не исчерпывающий ответ:
«Тема работы с данными нова для сферы городского правления, и это для всех большой вызов, в том смысле, что городские власти Ижевска и других городов России еще только входят в режим ориентации на работу с данными. Поэтому культура работы с данными невысока. В республике стоит вопрос о разработке Стратегии и работе с пространственными данными. Параллельно ведется работа по формированию большой базы пространственных данных по Удмуртии в целом. Очень многие данные приходится собирать заново, так как их нет в полноценном виде. Данные собираются через официальные запросы в городские структуры. После того как наш отчет будет готов, мы им отправим его на проверку. Это наша общая база с администрацией города и Завьяловского района, правительства УР, и если в нее закралась некорректная информация — мы ее должны исправить. Эти данные впервые в Ижевске собраны и проанализированы. Данные собирать нелегко, но мы стараемся это делать для того, чтобы практика работы с ними была принята не только на уровне правительства УР и администрации города, но и на уровне взаимодействия этих органов с бизнесом и жителями».
Он попросил всех, кто заметит ошибку, сообщать о ней разработчикам.