Posted 5 декабря 2017, 08:43
Published 5 декабря 2017, 08:43
Modified 17 октября 2022, 14:18
Updated 17 октября 2022, 14:18
4 декабря глава Удмуртии Александр Бречалов в эфире ИА «Сусанин» сообщил о том, что в течение недели региональные власти погасят задолженность по зарплате перед хоккеистами «Ижстали», а сам клуб будет обеспечен бюджетным финансированием «до конца сезона». Правда, после массового ухода ведущих игроков этот «конец сезона» для ижевской команды может наступить уже 19 февраля 2018 года.
Недавний финансовый кризис в «Ижстали» стал уже третьим по счету в новом веке. Но если на старте «нулевых» и пять лет назад руководству клуба и Удмуртии удалось удержать «в берегах» кризисные волны, то ситуация минувшей осени вышла из-под контроля дирекции и ее кураторов в республиканском министерстве спорта и кабмине в целом.
Напомним, что летом 2012 года «ижсталевскую» марку спас двухсторонний договор о финансировании (в пропорции 70-30), подписанный между республикой и группой «Мечел» (в нее входит завод «Ижсталь»).
Несмотря на то, что тот документ подписывался сроком на три сезона, в реалиях вторая сторона соблюдала договоренности чуть больше года.
Тем не менее, показательный момент состоял в том, что со стороны Удмуртии договоренности скрепила подпись президента Александра Волкова – большого поклонника футбола, но никак не хоккея.
На фоне этого примера воли и дальновидности политика А. Волкова главной ошибкой правительства Виктора Савельева – заметьте страстного любителя хоккея - в отношении к «ижсталевскому» бренду, дважды кряду заблиставшему серебром чемпионата ВХЛ, оказалось неумение капитализировать эти медали в серьезный интерес инвесторов.
А то, что этот интерес был, подтверждал первый сет переговоров руководителей республики с топ-менеджерами одного из крупных частных банков.
Причем речь шла о паритетном (!) финансировании «Ижстали». Не зря же тогдашний лидер региона Александр Соловьев однажды обмолвился о сумме в 50 млн рублей от каждой из заинтересованных сторон. Хотя в самом банке предпочитали не озвучивать размер поддержки.
В итоге конкретика сотрудничества ограничилась уровнем зарплатного проекта, и с той поры хоккейный клуб «повис на тонкой шее» дефицитного республиканского бюджета.
Привычка работать на бюджетной «подушке безопасности» в наполнении клубной кассы (в пределах ежегодных ассигнований в 100-130 млн рублей) сделала менеджмент клуба инертным. Настолько, что даже смена в верхнем эшелоне власти в Удмуртии в апреле 2017 года не изменила силы этой инерции.
А должна была изменить, потому что в середине июля команда приступила к подготовке к новому сезону, тренерский штаб повел работу по комплектованию состава и в связке с республикой клуб начал брать на себя контрактные обязательства перед приглашенными хоккеистами.
В это время крайне важной могла быть роль медиатора между «Ижсталью» и формирующимся кабинетом министров. В этой роли закономерно старался играть теперь уже бывший и.о. министра спорта республики Игорь Краснов.
По крайней мере, именно он был на прямом контакте с исполнительным директором клуба Сергеем Моисеевым и игроками, которые осенью все чаще задавали вопросы о сроках погашения копившихся долгов по зарплатам, а и. о. министра своими обещаниями отодвигал их – сроки - в неопределенное будущее.
Можно предположить, что приставка к министерской должности как раз и выкинула злую шутку с господином Красновым.
В объяснимом желании удержать за собой этот пост, он, вероятно, не спешил «бить в набат» перед непосредственными работодателями. Тем более что аппаратчик со стажем Игорь Васильевич прекрасно осознавал, что подвижность чиновников по властной вертикали «снизу-вверх» да еще с принесенным негативом, в любой момент может закончиться для него увольнением. Особенно тогда, когда ты понимаешь, что ставку будут делать на другого управленца.
И когда после сентябрьских выборов у нового руководства Удмуртии «дошли-таки руки» до хоккея, в разразившемся финансовом кризисе в «Ижстали» крайними персонами ожидаемо начали делать экс-руководителя спортивного ведомства и исполнительного директора клуба.
При этом по неподтвержденной информации, еще в середине ноября в правительстве рассматривали несколько вариантов ближайшего будущего для «Ижстали». Вплоть до снятия команды с чемпионата.
Пустив в кажущийся самотек ситуацию в развитии кризиса в клубе, власти как будто проверяли и изучали возможные тональности в обратной реакции среди болельщиков ижевских «сталеваров».
Понятно, что после ухода большинства ведущих игроков в хоккейном социуме Ижевска поселилось негодование и в адрес первого лица республики вполне ожидаемо полетели критические стрелы.
Однако на самом пике всей этой кризисной истории в минувший понедельник Александр Бречалов технично и политически грамотно вышел в эфир, заверив поклонников хоккея, что «Ижсталь» «будет жить» и продолжит выступление в восьмом регулярном чемпионате ВХЛ.
Досадно только, что к этому пиковому сюжету «стальные ежи» из боевитой команды, способной в реалиях сражаться если не за Кубок Петрова, то за медали, превратились в сборную ветеранов и молодежи, для которой выход в первый раунд розыгрыша плей-офф станет сродни трудовому подвигу.
По всей вероятности, в этих составных обстоятельствах сезон 2017/2018 для «звездных» может закончиться гораздо раньше – 19 февраля, когда финиширует «гладкое» первенство лиги.
6 декабря «Ижсталь» сыграет в Альметьевске против «Нефтяника», а затем 11 декабря откроет очередной календарный «пакет» домашних матчей спаррингом с китайским «Ценг Тоу».
В конце декабря команду ждет выезд по маршруту Новокузнецк – Ангарск - Красноярск. В этих трансферах автобусом и даже поездом не отделаешься. По предварительным прикидкам, этот выезд с многочисленными авиаперелетами обойдется для бюджета более чем в 2 млн рублей.
Кстати, в аналогичную сумму обошелся для казны и визит «Ижстали» в Китай ровно месяц назад.
Александр Поскребышев