Posted 6 июля 2019,, 05:57

Published 6 июля 2019,, 05:57

Modified 17 октября 2022,, 14:41

Updated 17 октября 2022,, 14:41

«Нет заводу смерти!» Ижевск митинговал против утилизации опасных отходов в Камбарке

6 июля 2019, 05:57
Участники митинга потребовали остановить строительство комплекса по утилизации отходов I–II классов в Камбарке и выдвинули политические требования.

Вслед за Камбаркой, митинговавшей против строительства комплекса по утилизации отходов I–II классов опасности 22 июня, на акцию протеста вышли жители столицы Удмуртии.

Митинг, состоявшийся вечером 5 июля у монумента Дружбы народов, собрал, по разным оценкам, от 350 до 400 человек, хотя организаторы указывали в заявке несколько тысяч участников. Низкую явку они объяснили противодействием со стороны властей, заинтересованных в строительстве комплекса в Камбарке, и неактивностью людей в защите своих прав.

По-иному низкую явку на ижевский митинг объясняли наблюдатели. По словам политтехнолога Константина Труфанова, сработали несколько факторов.

«Главный — чрезмерная политизация протеста против строительства комплекса. Именно она могла отпугнуть от митинга как рядовых жителей столицы Удмуртии, так и экологических активистов», — считает он.

Другим обстоятельством, объясняющим сравнительно малое количество митинговавших, он назвал тот факт, что протест против строительства комплекса по утилизации отходов в Камбарке возглавили люди, не имеющие отношения к Камбарке и Удмуртии.

И правда, ижевский митинг, как и камбарский, был густо окрашен в красный цвет, повсюду мелькала символика организаторов — Российского социалистического движения, а с трибуны периодически звучали политические лозунги, хотя сами же организаторы признавались, что произносить их на митинге «нельзя», поскольку чревато последствиями.

«Власти максимально пыталась „замылить“ информацию о строительстве, — напомнил собравшимся организатор митинга Дмитрий Морозов. — Сначала они молчали, не говорили, что собираются что-то строить, пытались делать все тихо. А потом устроили в Камбарке общественные слушания, на которых притворялись, что у жителей Камбарки, у общественности есть какое-то право голоса, что они имеют возможность решать судьбу Камбарки и этого комплекса. Но когда их спросили, будет ли у жителей возможность высказаться, когда предложили провести референдум и проголосовать, они закрыли мероприятие. Пообещали прийти на митинг в Камбарке — и не пришли. Потому что им плевать, они просто придумали очередной проект».

Категорически против строительства комплекса жители Нефтекамска, заявил представитель Партии зеленых Тагир Кагарманов. По его словам, и в этом городе пытаются организовывать «круглые столы», но 13 июля в 12.00 Нижнекамск выйдет на митинг протеста против строительства комплекса по утилизации отходов в Камбарке.

«Какие бы технологии не применялись, они все равно будут отравлять окружающую среду. Завод в Камбарке стоит на болотах, в непосредственной близости от Камы. И то, что на этом месте пытаются строить комплекс по утилизации отходов I–II классов, — преступление», — заявил Тагир Кагарманов.

«Я была поражена тем, как нас мало сегодня. Неужели ни у кого рядом нет рыбаков, тех, кто собирает ягоды-грибы? Неужели им сегодня не страшно, что завтра этого не будет? Что будет вокруг голая земля — мы с вами знаем, какими могут быть последствия любой аварии!», — спрашивала под аплодисменты митингующих ижевчанка Роза Ахмедшина. — Мы должны довести до сведения каждого, до тех, кто думает, что эта беда пройдет мимо них. Страну мы с вами таким образом уже потеряли, страну, неужели мы этот клочок земли, Удмуртию, не оставим себе?»

Она сообщила собравшимся, что глава Удмуртии не перевез в республику свою семью.

«Он думает, что если он так далеко от нас, то все, что строится — радиоактивное и химически вредное — его не коснется. После чего он встанет и уйдет, а мы останемся с этим заводом», — заявила она.

К своему окончанию митинг против строительства комплекса по утилизации отходов в Камбарке приобрел политическую окраску. В его резолюции нашлось место как требованию отменить решение о строительстве комплекса в Камбарке, так и политическим требованиям.

«В единственном обнародованном законе нет ни конкретики, ни ограничений, а только формулировка „отходы I–II классов опасности“. Которые по факту включают радиоактивные вещества. С точки зрения закона государство оставляет за собой право ввоза в республику всего, что попадает в эту категорию, а людей после начала строительства слушать уже никто не будет», — напомнил собравшимся организатор митинга Дмитрий Морозов.

Невозможно действовать якобы на благо народа вопреки его желаниям, с нарушением его прав и действующих законов, говорилось в резолюции.

«Мы требуем отменить перепрофилирование бывшего завода по утилизации химического оружия в комплекс по переработке отходов I–II классов опасности», — таким был первый ее пункт.

Следующим пунктом неожиданно для многих стало требование отставки главы Удмуртии Александра Бречалова, «как одного из виновников строительства опасного завода и по причине потери доверия жителей республики». Третье требование касалось отставки премьера федерального правительства Дмитрия Медведева, «подписавшего постановление о строительстве комплекса».

«Митинг прошел! Всем спасибо, кто пришел, митинг собрал до тысячи человек. Призвали другие города: Саратов, Курган, Киров и Шиес присоединиться к нам и создать единый федеральный протест. Борьба продолжается! Нет заводу смерти!», — написал по итогам митинга в социальных сетях его организатор Дмитрий Морозов.

Напомним, первым городом Удмуртии, митинговавшим против строительства комплекса по утилизации отходов I–II классов, стала Камбарка, где согласно постановлению правительства России на базе завода по утилизации химического оружия и должен быть построен комплекс, рассчитанный на переработку 50 тыс. тонн отходов I–II классов опасности в год.

«Загнуться может пол-России», заявили участники митинга в Камбарке 22 июня. Митинг в Камбарке состоялся после открытого заседания Общественной палаты Удмуртии, в ходе которого была озвучена позиция будущего строителя и оператора комплекса, компании «РосРАО». Общественная палата Удмуртии взяла на себя «функции площадки, на которой может и должен состояться диалог заинтересованных сторон», - заявил Udm-Info заместитель председателя Общественной палаты республики Андрей Пермяков.

Напомним, согласно постановлению правительства России, в стране будут построены сразу несколько комплексов по хранению и утилизации отходов I–II классов опасности. Один из них планируется построить в Камбарке, на базе комплекса по утилизации химического оружия. Комплекс «Камбарка» мощностью до 50000 тонн отходов в год будет построен к 2023 году. Предельная стоимость строительства объекта составит 5,117 млрд руб.

Власти Удмуртии не против строительства комплекса в Камбарке. По словам премьера республиканского правительства Ярослава Семенова, комплекс позволит создать около 200 рабочих мест. «Важно понимать — все экологические требования, в соответствии со всеми документами, должны быть соблюдены и исполняться», — заявил Ярослав Семенов.

13 марта в Камбарке прошло открытое заседание Рабочей группы при Общественной палате Удмуртии, на котором обсуждали вопрос о перепрофилировании бывшего объекта по уничтожению химического оружия в комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности.

Государственным заказчиком строительства объектов, в том числе объекта «Камбарка», станет корпорация по атомной энергии «Росатом», а застройщиком — унитарное предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», имеющее, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, прямое отношение к «Росатому».

Как заявил заместитель генерального директора ФГУП «РосРАО» Максим Корольков, на комплексе в Камбарке не планируют хранить и утилизировать радиоактивные отходы.

«Здесь организуют обязательный контроль всех партий отходов, поступающих на объект. Более того, по практике реализации проектов на других предприятиях, эта информация будет вывешиваться в онлайн режиме. Если будет выявлена партия отходов с повышенным фоном, то она будет идти по другому пути, тому, который установлен для других вещей. Свозиться сюда радиоактивные отходы не будут», — заявил он.

"