Posted 20 августа 2021, 08:14
Published 20 августа 2021, 08:14
Modified 18 октября 2022, 06:05
Updated 18 октября 2022, 06:05
Стройка вне закона
Раньше на улице Набережной в Чеганде находился песчаный пляж, куда ходили купаться и дети, и взрослые. Но в 2014 году пляж огородили и началась масштабная стройка в пятнадцати метрах от шестиметрового обрыва. При помощи тяжеловесной техники на участке ровняли землю, выкорчёвывали корни деревьев. Берег реки был срезан.
Местные жители не стали мириться с беззаконием и направили жалобы в различные министерства и в районную администрацию. Власти прислушались к мнению людей и приостановили стройку, ведь на носу были очередные выборы.
Но в 2021 году стройка возобновилась с новой силой, несмотря на протесты жителей. Доводы о подвижности грунта и опасности обвала не принимаются. Между тем Чеганда может повторить судьбу Докши, где несколько лет назад из-за оползня обрушились улицы.
«Береговая линия очень живая. У нас участок в один год на десять метров вниз опустился. Яблони и вишни теперь растут внизу, а хозпостройки пришли в негодность. Берег продолжает падать, рушиться. Сейчас его удерживают корни деревьев, но стройка повредила естественную преграду. Мы боимся, что Чеганда повторит судьбу Докши (деревня в Завьяловском районе, - прим. ред.)», - рассказывает местная жительница.
База отдыха для экс-главы?
Чиновники уверяют сельчан, что на берегу Камы строят жилой дом, но в публичной кадастровой карте участка на сайте Росреестра написано, что на площади 3,5 тыс. кв. метров строят базу отдыха.
«Нам говорят, что там строят домик для бабушки с внуком. Но мы не верим – масштабы не те… Там огромная площадка и парковочная зона. Мы не сомневаемся, что к строительству причастен бывший глава поселения «Чегандинское» Рашид Гильфанов», - говорят местные жители.
У них есть все основания так полагать. В свое время Гильфанов выкупил здание администрации. Теперь на первом этаже располагается вино-водочный магазин, а на втором – гостиница для рыбаков. Прикупил экс-глава и муниципальные земли.
«20-30 лет назад на улице Набережной располагалась школа. Из-за обвала грунта она разрушилась. Школу построили в другом месте. Муниципальную землю, где располагалась школа, выкупил Гильфанов. Он сделал межевание и продал два участка физлицам. Мы подписывали документы на соседство и видели, что продавцом был он, - говорят жители. – Будущая база отдыха, возможно, тоже принадлежит ему. Он постоянно курирует стройку – с утра до вечера находится там. Появляется на стройке и Игорь Чо – гендиректор крупной компании по производству мяса «Индейка Удмуртии». Возможно, у них совместные права на землю», - рассуждают чегандинцы.
Кстати, после продажи здания местная администрация ютится в пристройке на территории детского сада. Поговаривают, что секретарь главы обустроила там свое подсобное хозяйство и занимается разведением куриц. Похоже, власти поселения «Чегандинское» занимаются чем угодно, только не своими прямыми обязанностями.
«У них свободный график работы. В пятницу после обеда двери администрации уже бывают закрыты. Мы пытались обратиться за помощью к нынешнему главе поселения Николаю Ощепкову, но застать его на рабочем месте практически нереально», – недоумевают сельчане.
Власти не слышат
Жители Чеганды не опускают руки и пытаются достучаться до представителей власти. Так, в июле этого года сельчане написали обращение заместителю председателя гордумы Ижевска Олегу Гарину, который заявил свою кандидатуру на выборы в Госдуму РФ.
«15 июля 2021 года Вы выдвинули свою кандидатуру для участия в выборах депутатов Государственной Думы РФ восьмого созыва. Обращаемся к Вам как к будущему представителю нашей республики на федеральном уровне с просьбой о помощи и защите. К сожалению, местные власти и чиновники поселковой администрации не хотят слышать простых жителей», – написали чегандинцы.
Но выдвиженец в Госдуму от Удмуртии также не услышал простых жителей.
«От Гарина нет никакого ответа, может быть, он выборами сильно занят. Мы ему направили обращение в двадцатых числах июля. Сегодня встречались с уполномоченным по правам ребенка в Удмуртии Ольгой Авдеевой – она с рабочим визитом посещала Каракулинский район. Она попросила подготовить письменное обращение. Там же, на встрече, был прокурор нашего района. Он был не готов ответить на наши вопросы, хотя он в курсе всей ситуации».
О ситуации осведомлен и глава Каракулинского района Сергей Русинов. Жителям было интересно узнать, кто выдал разрешение на строительство базы отдыха на площади в 3,5 тыс. квадратных метров в водоохранной зоне. Но конкретные имена не были озвучены, при этом чиновник заверил, что с документами у владельцев участка все в порядке. Требования по укреплению берега выполнены.
«Документы у людей в порядке. Особые требования предъявлять мы не вправе, так как жилищное строительство ведется по упрощенной разрешительной процедуре. Но они все равно к нам прислушались. Строительство там разрешено, поскольку это черта населенного пункта. В границах населенного пункта в водоохранной зоне с соблюдением мер экологической безопасности строительство разрешается. Но я согласен, что это на совести застройщика, это он должен выполнить требования», – заявил Русинов сарапульским журналистам.
Пока власти делают вид, что стройка в водоохранной зоне ведется законно, у жителей Чеганды появляется все больше вопросов.
«Мы до сих пор не знаем, что появится на нашей чегандинской набережной: коттедж, гостиница для рыбаков, ресторан? Никто из представителей местной администрации не посчитал нужным объяснить людям, кто и на каком основании перекрыл людям путь к воде, что будет с целой улицей, если берег начнет сползать вниз, и кто в итоге поставил под угрозу жизни и имущество жителей улицы Набережная? Мы боимся, что берег, на котором расположена целая улица, просто съедет в реку. Помогите нам защитить наши жизни и имущество», – просят местные жители.
Надежда есть?
Корреспондент Udm-info обратился за комментарием в региональное отделение ОНФ в Удмуртии. Общественники обещали взять ситуацию под контроль.
«Действительно, это уже не первый случай в республике, когда возникает опасность частных жилых строений в населенных пунктах на берегу Камы. Считаем, что прокуратура самым тщательным образом проверит соблюдение законодательства и отреагирует соответствующим образом. Тем более, что ситуация не может разрешиться с 2014 года.
Жалко людей, потому что они опасаются за свои дома. Кроме того, люди лишились пляжа – места, где они с семьями могут отдыхать.
Руководство района должно встретиться с людьми, пригласив обязательно хозяина строящегося здания. Тогда люди смогут задать вопросы и власти, и владельцу участка. Все должно быть прозрачно и по закону.
В первую неделю сентября мы проведем выезд в Каракулинский район именно по этому вопросу, встретимся с людьми, хозяином участка, руководством района и прокуратурой. По итогам работы направим письма в соответствующие надзорные органы (прокуратуру и Минприроды) и в муниципалитет», - отметил руководитель регионального исполкома ОНФ в Удмуртии Андрей Цаплин.
Что говорит закон?
Расстояние между домом и береговой линией определяется границей водоохранной зоны. Метраж защищенной территории зависит от протяженности реки и её ширины. В Водном кодексе РФ приняты следующие нормы расстояния построек от воды:
- 50 метров для водоемов и рек длиной менее 10 км;
- 100 метров — если ширина водоема или его длина от 10 до 50 км;
- 200 метров — если берег реки имеет протяженность свыше 50 км.