Posted 24 июля 2019, 09:32
Published 24 июля 2019, 09:32
Modified 17 октября 2022, 14:45
Updated 17 октября 2022, 14:45
Деньги на строительство, а не реставрацию
В октябре 2017 года, встречаясь с представителями ассоциации «Удмурт Кенеш», глава Удмуртии Александр Бречалов пообещал удмуртской общественности построить в Ижевске Центр удмуртской культуры.
«Сегодня Госсовет согласовал кандидатуру Станислава Евдокимова на должность министра финансов, - сообщил глава региона 2 октября 2017 года. - Я ему дал поручение изыскать возможности для подготовки проектно-сметной документации по реконструкции здания театра. Это позволит затем включиться в федеральную программу и открыть Центр удмуртской культуры к юбилею государственности удмуртского народа».
Глава региона имел в виду здание Драматического театра им. Короленко, построенное в 1946 году. В конце прошлого года на сайте госзакупок был объявлен тендер на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Центр удмуртской культуры г. Ижевска Удмуртской Республики».
В результате был подписан контракт с питерской архитектурной мастерской «Группа А», которая предложила спроектировать новый объект за 8,7 млн рублей (начальная цена контракта составляла 11,556 млн рублей). «Группа А», принадлежащая, по данным системы СПАРК-Интерфакс, Павлу Акмену, проект разработала, и сегодня он готов к реализации.
Правда, на большее денег у региональных властей не хватило. Министр культуры России Владимир Мединский, как сообщалось, обещал главе Удмуртии выделить средства из федерального бюджета на строительство нового центра, а не реконструкцию старого. Но обещать – не значит дать, этих денег в Удмуртии ждут до сих пор.
Члены регионального отделения Союза архитекторов УР даже и не участвовали в тендере на разработку проекта. Почему, объяснила заслуженный архитектор Удмуртии Нина Степанюк:
- Два года назад архитекторы предлагали провести творческий архитектурный конкурс на создание концепции реконструкции театра и благоустройства прилегающий территорий в структуре города. Сейчас у Союза архитекторов спрашивают: а что же вы не участвовали в тендере? Извините, так это конкурс не на поиски лучших вариантов, а на то, кто дешевле предложит свои услуги, чтобы потом построить такой же дешевый во всех смыслах объект. Необходимо сохранить здание театра, как объект культурного наследия, а новому Центру определить другое достойное место.
Старый цирк потеряли, можем и драмтеатр потерять
Вопрос о сохранении здания театра им. Короленко обсуждался в экспертном сообществе, и многие эксперты выступили против его сноса. Разрешение на его строительство было выдано в 1943 году. Тогда Ижевску было выдано 2 разрешения: на строительство цирка и театра. Старый цирк отстоять не смогли (по официальной версии, его снесли из-за аварийного состояния и построили на его месте новый цирк), теперь существует угроза потерять и здание театра, имеющее, на взгляд экспертов, все признаки памятника архитектуры.
По оценкам архитекторов и реставраторов, здание театра «является подлинным объектом театральной и материальной культуры, свидетельствующим о развитии советского строительного искусства, представляет редкий случай архитектуры переходного периода от идей конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. Связано со становлением профессионального русского драматического театра, где в разное время служили выдающиеся актеры, режиссеры, удостоенные звания заслуженных деятелей культуры, с ролью города в Победе в Великой отечественной войне» (справка подготовлена специалистом «Союза архитекторов» Данилом Ральниковым).
Попытки отстоять здание
В феврале 2019 года председатель регионального отделения ВООПИиК («Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры») Нина Девятова подписала «Заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Здание государственного русского драматического театра им. В.Г. Короленко», в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Заявление приняло к рассмотрению республиканское Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, которое и должно определить культурно-историческую ценность здания.
Вопрос о включении здания театра в реестр обсуждался и на заседании экспертного совета регионального отделения ВООПИиК в связи с проектированием Центра удмуртской культуры. Эксперты - доктора и кандидаты исторических и искусствоведческих наук, ведущие реставраторы и архитекторы Удмуртии, а также эксперты, аттестованные Министерством культуры РФ для проведения историко-культурной экспертизы, – отметили несомненную ценность здания, как историческую, так и архитектурную.
И большинством голосов (при 20 «за», 2 «против» и 3 «воздержавшихся») приняли решение рекомендовать Агентству включить здание театрав список выявленных объектов культурного наследия Удмуртии, рекомендовав Министрою республики рассмотреть альтернативные площадки размещения нового здания Центра удмуртской культуры.
В Агентстве, однако, к мнению экспертов решили не прислушиваться, и 5 июля появился приказ руководителя Агентства «Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия». Этим документом, несмотря на наличие двух заключений экспертного сообщества, здание театра было признано не имеющим историко-культурной ценности.
Приказ, считают члены ВООПИиК, противоречит российскому законодательству в области сохранения культурного наследия, конкретно – федеральному закону №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Интересно, что в конце июня, еще до того, как приказ был подписан, Госсовет республики согласовал списание здания старейшего театра Удмуртии, как аварийного и не подлежащего реконструкции.
- Два Совета высказались о необходимости признания здания театра объектом культурного наследия. Один из которых, позвольте сказать, существует при Агентстве, – комментирует ситуацию Нина Девятова. –И, несмотря на это, Агентство по государственной охране все-таки приняло решение не включать здание театра в Перечень выявленных объектов культурного наследия УР.
Отметим, что включение в перечень – это первая ступень охраны памятника. После включения в перечень объект попадает под защиту Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ и снести его уже невозможно.Затем проводится экспертиза выявленного объекта культурного наследия для обоснования целесообразности включения его в реестр и экспертиза документов для включения его в реестр.Только после этого здание включается (или не включается) в реестр памятников истории и архитектуры.
- Проанализировав сложившуюся ситуацию и понимая, что зданию реально грозит физическая утрата, мы подали документы в прокуратуру УР с целью защитить объект от сноса. Ждем ответ, - продолжает Нина Девятова.
Что касается действий Агентства, то сторонники сохранения здания театра считают их непоследовательными. Изданный приказ имеет приложение – акт об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. И этот акт как раз и подтверждает историческую и градостроительную ценность объекта.
Держит среду и неаварийное
Здание театра нужно сохранить, еще и потому что оно, кроме своей истории и архитектуры, хорошо держит историческую среду вместе со зданием типографии, банка, выходом на улицу Вадима Сивкова и к Собору Александра Невского.
- Смотрите, на углу улицы Ленина банк, потом типография, драмтеатр, сомасштабная им мечеть: то есть эта улица сформирована гармонично. А если за угол повернуть - стоит дом купца Оглоблина; в связи с этим возникают еще кое-какие перспективы развития территории, - объясняет Нина Степанюк. - В этом ряду исторических объектов - театр - одно из замечательных зданий. Если уж так необходим вновь построенный Центр удмуртской культуры, давайте это сделаем в другом месте, достойные муниципальные земли в городе есть. Можно рассмотреть например участок по улице Бородина, который примыкает к монументу Дружбы народов. Эта территория в частной собственности нескольких собственников и они не определились, что с ним правильно делать. Давайте там поставим Центр - и место знаковое, на берегу, рядом природный амфитеатр, все там есть - обустроено, подъезды, сеть объектов культуры. Хотя при хорошей реконструкции существующего здания с его развитием на территории квартала можно получить очень хороший комплекс национального центра с множеством необходимых функций.
Кстати, по поводу аварийности здания театра (напомним, его сносят из-за аварийности, как и когда-то цирк), есть и иное мнение. Нина Степанюк говорит, что у объекта есть одна основная проблема: его подтапливает, что сказывается на конструкциях здания. Для ее решения достаточно выполнить полноценные мероприятия по водоотведению с дренажом со стороны улиц Сивкова и Пастухова. Безусловно, требуется вложение средств на реставрацию, ремонт и реконструкцию здания для современного использования.
- Может, уже необходимо перестать «списывать» памятники (неважно де-юре или де-факто они такими являются) и начать относится к ним действительно как к ресурсу развития? Мы все время говорим о том, что нам нужно развивать туризм, а туризм основывается на памятниках, которые привлекают своей аутентичностью и неповторимостью, «новоделы» никого не интересуют – это есть везде. Надо сохранять то, чем отличаются наши города, села и, в целом, Удмуртия. Пока еще есть, что сохранять. Я очень надеюсь, что Александр Владимирович Бречалов при всей его занятости обратит внимание на заключение экспертного сообщества по признанию «Здания государственного русского драматического театра им. В.Г. Короленко» объектом культурного наследия и включится в процесс его сохранения, как это им было сделано с Земской школой в с. Селты, - заключает Нина Девятова.
Тем не менее, проект сноса уже готовится. По словам министра культуры УР Владимира Соловьева, он будет готов в ближайшие дни или недели и тогда же будет принято решение о сносе, на снос в бюджете Удмуртии на этот год заложены деньги. На снос есть, а на строительство?