Posted 26 июля 2019, 11:17
Published 26 июля 2019, 11:17
Modified 17 октября 2022, 14:45
Updated 17 октября 2022, 14:45
Архитектор из Москвы Любовь Варламова, владелица бюро iCube, имела неосторожность сказать корреспонденту «Udm-Info», что у местных архитекторов нет опыта создания общественных пространств с таким разнообразием функций, которое устраивало бы всех. Откуда московский архитектор так уверена в этом, ведь конкурса, в котором архитекторы из Удмуртии могли проявить себя, не было?
Однако площадь имеет богатую историю создания и развития, Любовь Варламова может этого и не знать, так как занимается исключительно благоустройством.
Утвержденный проект ижевских архитекторов
Идея создания ижевской эспланады родилась с первым генпланом города и имела много этапов проектирования, реализации и развития, ее застройка была удостоена Государственной премии.
Один из последних архитектурных конкурсов на концепцию развития площади был проведен в Ижевске в 1993 году. Тогда было представлено три проекта глобальной реконструкции Центральной площади. Победил проект ижевских архитекторов Владимира Шевкунова, Елены Чугуевской и Нины Степанюк.
Спустя 11 лет, в 2004 году, им заказали эскизный проект реконструкции площади, для создания которого были собраны специалисты по всем направлениям. Он был разработан с учетом возможностей и потребностей текущего момента, перспектив развития, повышением масштаба территории, утвержден постановлением городских властей и ждал финансирования для поэтапной реализации.
Авторские права на проект принадлежат ижевской мастерской Шевкунова.
Подземная урбанистика в Ижевске
Проект учитывает перепад рельефа вдоль эспланады и сохраняет вид на Ижевский пруд открытым.
Авторы использовали идею повышения этажности Дома правительства, принадлежащую ижевскому архитектору Василию Орлову. Здание достраивалось до 10 этажей и становилось своеобразным планшетом, «держащим» пространство эспланады и замыкающим ее с восточной стороны.
По проекту предполагалась врезка Пушкинской в подземный уровень с заглублением улицы от пер. Узенького до середины квартала от ул.Лихвинцева до ул. Красногеройской. В зоне Центральной площади планировалось устроить две подземные станции общественного транспорта с наземными входными павильонами.
С западной стороны Театра оперы и балета устанавливался небольшой открытый амфитеатр, а на месте автостоянки - новый Сберегательный банк УР с подземной гостевой автостоянкой.
У гостиницы «Центральной» появлялся внутренний двор, в гостиничный комплекс включались две близлежащие пятиэтажки. В проекте четырнадцатиэтажные дома на Наговицына соединялись блоком встроенно-пристроенных помещений. В них предусматривалось размещение объектов фирменной торговли и представительств иностранных фирм. По генплану эти дома задумывались как 16-этажные. Для выразительности их объемов, видимых из окрестностей города, предусматривалась надстройка мансардами. В проекте улицу Наговицына замыкало здание муниципального уличного театра, пристроенное к ДК «Металлург».
Любая архитектурная композиция требует уравновешивания. Сегодня в застройке эспланады есть перекос: высокие 14-этажные дома с северной стороны (по улице Наговицына) ничем не поддерживаются с южной. Необходима вертикаль. Утвержденный проект реконструкции Центральной площади предлагал в качестве высотной доминанты здание бизнес-центра за кинотеатром «Россия».
Эспланада - это каскад площадей. Существующая эспланада в своей центральной части - как раз после Театра оперы и балета - имеет небольшой «горб», перелом рельефа. Поэтому архитекторы предположили почти 7-метровый срез от уровня Театра оперы и балета до уровня площади ДК «Металлург». То есть нынешние 3 блока маршей объединяются в одну достаточно пологую лестницу с водным каскадом в центре. В результате резкого перепада рельефа формируется торговая площадь-атриум, в полукруглые боковые фасады которой встроены объекты сервиса. По уровню рельефа они решены так же, как бывшие железнодорожные кассы. Таким образом, появляется уютное, защищенное с трех сторон от холодных ветров пространство площади.
Для увеличения и создания принципиально новых торговых сооружений за зданием ЦУМа пристраивается пассаж – Международный торговый центр, объединенный внутренней торговой улицей с перекрытым участком ул. В. Сивкова и общественными помещениями 1 этажа бизнес-центра. Объединение двух зданий предусмотрено и в подземном уровне - автостоянками. Под площадкой между кинотеатром "Россия" и ДК "Металлург" предусмотрено еще одно подземное пространство с въездами и входами с улицы Карла Маркса.
Развитие комплекса эспланады в западном направлении продолжается пластичном по пространственной организации площади - поляны праздников и обрядов. Это своеобразный буфер, отделяющий урбанизированную часть центра от зоны дендропарка. Ее формировали объекты: Музей истории промышленности и ремесел (в реконструированном здании хлебозавода) с южной стороны и комплекс Международного центра этнической культуры и городского обрядового центра – с северной.
Обратите внимание, деревья, обрамляющие площадь сохранялись, а на самой площади не устанавливалось никаких торговых ларьков и развлекательных площадок, как предлагает новая власть Удмуртии, аргументируя это тем, что на площади слишком много свободного места.
- Все должно быть разумно зонировано, - говорит заслуженный архитектор УР и один из авторов проекта Нина Степанюк, - на парадно-административной центральной площади мы не ставим киоски, торговые ряды у нас располагались в подземном пространстве. Зачем выносить эти скворечники на парадную площадь? Они раньше там стояли, и, наконец, их смогли убрать. Каждому месту, пространству должна быть определена функция и соответствующие ей благоустройство и оформление. Градостроительство – это стратегия. Стратегически надо мыслить. Не стоит сравнивать наш концептуально-градостроительный проект с реализуемым сейчас проектом благоустройства. Они в разных весовых категорий. И реализация утвержденного проекта ижевских архитекторов требует в десятки и сотни раз больше капитальных вложений, чем проект Варламовой.
Главное, чтобы хорошо благоустроили
В 2017 году в России запустили приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», в который не вписываются глобальные вещи. В его рамках занимаются установкой лавочек и киосков, перелицовкой плитки.
- Сейчас разговоры идут в основном о благоустройстве в рамках программы комфортной городской среды. И это прекрасно, - комментирует Нина Евгеньевна. - Главное, чтобы хорошо благоустроили. Уровень реализации пространства, объем, зонирование никуда не делось, а то, что плитку так положили, или по-другому, или киоски либо там, либо там поставили, или сухие фонтаны запустили, это на градостроительство особенно не влияет, вот если дома поперек поставят, тогда, да. Хотя все-таки очень жаль замечательный музыкальный фонтан, который так любили жители и гости столицы, и музыка была Чайковского. Но у чиновников как всегда нет денег на эксплуатацию, также как и с театром Короленко.
Тем не менее, Нина Евгеньевна уверена, что их проект обязательно реализуется. Просто пока не пришло его время.
- Начало уже положено, - говорит она. - Например, между улицами К.Маркса и Горького не было капительных сооружений и с меньшими затратами там появляются новые объекты из нашего проекта - это 2 башни жилого комплекса «Республика», выполненная реставрация здания с пристроем - дом мясника Слободчикова.
Сейчас в Союзе архитекторов оформляют альбом с историей создания, проектирования и реконструкции эспланады для того, чтобы познакомить с ней новое правительство Удмуртии и администрацию города.