Posted 28 марта 2019,, 15:22

Published 28 марта 2019,, 15:22

Modified 17 октября 2022,, 14:40

Updated 17 октября 2022,, 14:40

Как на почечную недостаточность влияет в Удмуртии недостаточность финансов

28 марта 2019, 15:22
И какая болезнь опаснее - почечная недостаточность или финансовая, попытался выяснить корреспондент «Udm-Info».

В марте в России отмечают День почки и День нефролога. По данным ВОЗ, каждый десятый житель России, а значит, и Удмуртии (в республике всегда были средние цифры по стране), страдает хронической болезнью почек. Более точной статистики на сегодняшний день нет.

«Мы еще только набираем пациентов»

«Я владею теми цифрами, которые нам дали на семинаре в ноябре 2018 года, - говорит главный врач диализного центра «Фрезениус» Олег Шачков. - В республике на гемодиализе находится 435 человек, на перитонеальном диализе - 51 человек и трансплантированных - 62 человека».

Но в мире используется не абсолютная цифра, а относительная. Берут количество мест заместительно-почечной терапии на миллион населения. А терапия имеет три вида: гемодиализ, перитонеальный диализ и трансплантация. То есть, по информации главного внештатного специалиста по гемодиализу министерства здравоохранения УР, по словам Шачкова, получается 286 человек на гемодиализе на миллион населения, перитонеальном диализе - 33, трансплантированных - 39, а всего на заместительной почечной терапии – 359 человек на миллион населения.

При сравнении наших цифр с американскими и европейскими вырисовывается весьма интересная картина. В США этот показатель – более 2 тысяч человек на заместительной терапии, в Западной Европе – более 1,5 тысячи, в Восточной Европе – около 1 тысячи на миллион населения, а в Удмуртии - 359.

«Это один из показателей нашей работы. Я могу объяснить, почему, - продолжает Олег Вячеславович, - до 2017 года в республике был большой недостаток диализных мест. Потом они начали появляться, и мы теперь набираем пациентов».

Кроме того, в Удмуртии не создан реестр пациентов с хроническими болезнями почек, хотя бы на додиализной стадии, а лучше – на ранней стадии, говорит главный врач диализного центра ООО «Фрезениус» Олег Шачков.

«Во-первых, чем качественнее лечатся больные на ранних стадиях, тем меньше их «созревает» до терминальной стадии. Во-вторых, составление такого документа позволит нам планировать финансовые и организационные расходы. С достоверной статистикой мы можем четко понять, что у нас происходит, но, к сожалению…» Доктор разводит руками: «Я год назад предложил приказ по маршрутизации, в том числе затронул и вопрос создания реестра. Ответа, к сожалению, до сих пор нет ...»

Острая недостаточность нефрологов

В Удмуртии, особенно на местах, существует острая нехватка врачей узкой специализации (нефрологов, эндокринологов, кардиологов), у которых должен наблюдаться почечный больной.

«По приказу 17-н Минздрава РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю нефрология» в Удмуртии должен быть 1 нефролог на 50 тысяч населения, - говорит руководитель общественной организации «Нефро-Лига» Александр Золотарев. - Но только в Ижевске я вижу относительно достаточное количество нефрологов, хотя, по правде говоря, большая часть из них работает в частных клиниках. В других городах республики максимум один нефролог на весь город, да даже на весь северный куст, если рассматривать Глазов. Что уж говорить о сельской местности?! Также ощущается острая нехватка кардиологов и эндокринологов».

Возможно, поэтому нет и взаимодействия между врачами первичного звена и узкими специалистами, а значит, отсутствует врачебное сопровождение пациента, начиная с ранних стадий почечных заболеваний.

«На начальном этапе хронической болезни почек достаточно только определять содержание альбумина в моче и уровень креатинина в крови, - объясняет Александр Золотарев. - Это достаточно делать раз в полгода, и этим редко кто у нас не занимается. В результате у человека обнаруживают хроническое заболевание почек только тогда, когда он попадает на диализ. Вот я попал на диализ через реанимацию».

Открытие диализных центров

До осени 2017 года в Ижевске функционировало только два отделения гемодиализа (для взрослых пациентов) – в РКБ № 1 и в ГКБ № 6.

Диализных мест не хватало.

С ноября 2017 года открылись гемодиализные центры в рамках государственно-частного партнерства: «Фрезениус», «Нефрос», «Медицинские сервисные решения». Сейчас проблемы недостатка диализных мест нет. Пациенты, которые попадают на диализ, имеют хорошие перспективы. Многие из них работают, ведут активный образ жизни, занимаются общественной деятельностью, несмотря на инвалидность.

Комиссия решает за пациента

Сегодня в Удмуртии функционирует комиссия по отбору пациентов на заместительно-почечную терапию. И пациент, нуждающийся в ней, должен обратиться с письменным заявлением в адрес комиссии. По мнению «Нефро-лиги», это является нарушением прав пациентов.

«В соответствии с ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан» пациент имеет право на самостоятельный выбор медицинской организации. Это же правило прописано и в приказах Минздрава России «Об оказании специализированной медпомощи, первичной медико-санитарной и высокотехнологичной помощи». Здесь же создается сторонний третий орган, который влияет на решение пациента. Получается так, что некоторые центры не получают пациентов через эту комиссию, а комиссия направляет их в строго определенные центры. Сегодня общественной организацией было направлено обращение в прокуратуру с просьбой принять меры и устранить нарушения. Ждем ответ», - говорит Золотарев.

«Мы можем предоставить врачей-нефрологов, мы можем обслуживать больше диализных больных, но со стороны минздрава и комиссии к нам ни один пациент не пришел. Пациентов мы вынуждены находить сами», - говорит Олег Шачков.

Проблема недостаточного финансирования

Процедура гемодиализа финансируется из системы ОМС, стоимость одной процедуры равна тарифу ОМС. Начиная с 2018 года, в Удмуртии тариф на гемодиализ был снижен более чем на 600 рублей. Дело в том, что регион сам решает, какой будет тариф: в одном регионе он больше, в другом меньше. Но стоимость процедуры везде одинаковая, она не меняется.

В этот тариф входит стоимость расходных материалов, лекарственного обеспечения для экстренного лечения, зарплата медперсонала. Снижение финансирования сказывается на качестве процедуры.

«Государственные больницы, к сожалению, вынуждены оглядываться на нормы закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», согласно которому при закупке приоритетом пользуются дешевые расходные материалы, а это сомнительного качества болгарские и китайские гемодиализаторы», - объясняет руководитель «Нефро-Лиги».

В 2017 году все пациенты обеспечивались препаратами по месту проведения процедуры. В 2018-м неожиданно это обеспечение резко урезали, отправив пациентов – а это инвалиды I группы! – получать препараты в поликлиники по месту жительства. Там им сказали, что никаких закупок для них не было, «обращайтесь в диализный центр». То же самое им сказали в диализном центре, снова отправив в поликлиники. Так продолжалось в течение 2018 года и только сейчас ситуация начинает выправляться. Об этом ИА udm-info ранее писало.

«Часть средств больные будут получать в поликлинике, часть – на дневном стационаре. Минздравом Удмуртии было обещано, что в течение первого квартала текущего года закупку осуществят и лекарства будут. Пока остается верить на слово. Учитывая то, что в 2018 году у нас и этого не было, это шаг вперед», - говорит Золотарев.

Транспортировка пациентов

Проблемы остаются, но часть все-таки удалось решить. Например, проблему транспортировки пациентов. Удмуртия – один из немногих регионов, где с этой проблемой удалось справиться без вмешательства судебной инстанции.

Есть распоряжение органов исполнительной власти, согласно которому пациентов от места проживания до места получения процедуры и обратно довозят либо на такси, либо на скорой помощи.

"