Posted 28 августа 2019,, 09:09

Published 28 августа 2019,, 09:09

Modified 17 октября 2022,, 14:51

Updated 17 октября 2022,, 14:51

Руководство Удмуртии штампует сайты. Кто их оплачивает – неизвестно

Руководство Удмуртии штампует сайты. Кто их оплачивает – неизвестно

28 августа 2019, 09:09
Фото: Медиахолдинг 1Mi
За два года дизайн-советник Бречалова Вячеслав Правдзинский прочно занял новую нишу «событийного» сайтостроения. Финансовая сторона этого бизнеса скрыта от посторонних глаз.

В сентябре власти Удмуртии запустят информационный портал о реализации нацпроектов в республике. Сегодня сайт доступен в демоверсии по адресу futureudmurtia.ru – этот домен был зарегистрирован в середине июня. За чей счет жителей республики будут информировать о национальных проектах, не ясно. Неизвестен также и разработчик портала – выходные данные на сайте попросту отсутствуют.

«Наша цель - донести до жителей республики, что включают в себя программы, для чего они созданы, какие возможности в них заложены. Для этого в Удмуртии разрабатывается информационный портал, на нем уже работает новостная лента», - рассказал на сарапульском семинаре для СМИ Дмитрий Кущин, московский бизнес-партнер Бречалова, а ныне координатор Регионального проектного офиса.

История с очередным порталом так и осталась бы незамеченной, если бы не одно но – это не первый интернет-проект удмуртских властей, сведения о которых отсутствуют в открытых источниках. Практически каждому значимому событию в республике (например, юбилею Калашникова или Дню оружейника) посвящены отдельные сайты. Ни контактов, ни сведений об авторах, ни возрастных ограничений, – ничего из этого подобные проекты не содержат.

Опрошенные «Udm-Info» эксперты сошлись во мнении, что к разработке «анонимных» сайтов имеет отношение дизайнер «команды Удмуртии» Вячеслав Правдзинский. Как отметили специалисты, большинство небольших интернет-проектов последних двух лет сделаны в конструкторе Tilda – любимой платформе Правдзинского, а текст оформлен шрифтом Formular, ставшим для новых властей практически фирменным.

Знакомые лица

Догадки специалистов подтверждает и тот факт, что личный сайт Правдзинского, интернет-ресурсы его структур и связанных с ним событий, а также сайт московской компании его супруги Елены Плахтиенко оформлены так же в конструкторе Tilda.

«Правдзинскому и Плахтиенко принадлежит событийное агентство «Лира», в свое время они зарабатывали на контрактах с Общественной палатой России, эта же контора, кстати, официально оформляла презентацию инвестиционных возможностей Удмуртии в прошлый приезд Шувалова», - рассказал «Udm-Info» источник, знакомый с ситуацией.

По данным СПАРК-Интерфакс, в 2017 году агентство «Лира» заключило как минимум 2 контракта с Общественной палатой России на общую сумму 11 млн рублей. Эти деньги фирма освоила на проведении мероприятий в Южном федеральном округе и Приволжье. По всей видимости, речь идет об организации форума «Сообщество», который ежегодно проводят во всех федеральных округах.

Отметим, что со стороны Общественной палаты, секретарем которой на тот момент являлся Александр Бречалов, контракт с фирмой Правдзинского подписывал руководитель аппарата ОП Ярослав Семенов (ныне премьер-министр Удмуртии), а бумаги согласовывал начальник контрактной службы Роман Ефимов, возглавляющий сегодня Региональный центр закупок УР. Оператором форума «Сообщество» был фонд «Перспектива» под руководством Александра Свинина, занявшего в 2017 году кресло первого вице-премьера Удмуртии. В этом фонде работал и сам Правдзинский.

К слову, после переезда в Удмуртию на Правдзинского переоформили московское кадровое агентство «Smart Start» – бизнес-детище Александра Свинина и его супруги Алевтины Грушиной. Вместе с Грушиной Правдзинский ранее входил в число учредителей подмосковного ООО «Альтернатива ИТ».

Цены без потолка

Сколько власти тратят на тиражирование порталов, сложно подсчитать даже приблизительно. Дело в том, что ценообразование в сайтостроении практически не имеет верхних пределов. Одну и ту же задачу один специалист может оценить в 10 тысяч рублей, другой – в полтора миллиона, при этом оба выдадут одинаковый результат.

Минимальные же затраты вполне скромные: годовой тариф Tilda стоит 12 тысяч рублей, еще тысячи три – на домен и хостинг, все остальное зависит от коммерческой хватки разработчиков и дизайнеров. Услуги последних в Удмуртии как минимум влетают в копеечку.

Директором Центра развития дизайна Удмуртии под началом Правдзинского сегодня работает известный московский дизайнер Андрей Зубрилов, один из основателей бренда здоровых продуктов «365 detox» и проектной группы SILA. В «нулевые» Зубрилов работал в «Студии Артемия Лебедева» и разрабатывал логотипы для крупных компаний.

В Удмуртии на счету Зубрилова – фирменные стили столетия Калашникова и Года здоровья. Сложно представить, что он занимался ими в качестве благотворительности.

Косвенно о затратах на новые интернет-проекты можно судить и по тому, на каком уровне их презентуют. Например, сайт о событийном туризме торжественно открывали в Государственном драматическом театре с официальными речами и оркестром, а в зале собрались представители столичной туриндустрии и весь республиканский истеблишмент.

По данным сервиса Alexa, сегодня этот портал ежедневно посещают в среднем 70 человек. Не лучше обстоят дела с популярностью и других проектов – по сути, каждый посетитель новых правительственных ресурсов обходится по меркам маркетинга в круглую сумму.

Красиво выброшенные деньги

Говорить, что развитие нового ресурса о нацпроектах пойдет по тому же сценарию, пока преждевременно, однако все предпосылки для этого есть. Сегодня новостная лента FutureUdmurtia.ru состоит лишь из гиперссылок на публикации портала «Будущее России». Для чего потребовалось создавать дубликат федеральной ленты – непонятно.

Судя по дате регистрации домена, работы по разработке сайта идут вразвалочку – уже третий месяц, – и продолжатся еще пару-тройку недель.

Характерное для веб-ресурсов свободное ценообразование вкупе с отсутствием каких-либо показателей эффективности создает практически тепличные условия для выгодного освоения бюджетных денег. И, по всей видимости, такой возможностью успешно пользуются подручные Александра Бречалова.

Глядя на крошечные цифры посещаемости их интернет-трудов, несложно заметить, что бюджетные вливания в сайты – лишь красиво выброшенные деньги.

"