Posted 30 апреля 2020, 11:02

Published 30 апреля 2020, 11:02

Modified 18 октября 2022, 05:21

Updated 18 октября 2022, 05:21

В последний путь

30 апреля 2020, 11:02
Общественный транспорт Ижевска приближается к своей последней остановке.

Один билет

По итогам масштабной кампании по борьбе с коронавирусом Ижевск рискует лишиться не только заявленных его главой Олегом Бекмеметьевым 2,5 млрд рублей. Потери будут куда большими. Ижевск совершенно реально может потерять свою гордость и красу – общественный транспорт.

Многие годы он быть чуть ли не единственным, что выгодно отличало столицу Удмуртии от городов, сопоставимых с ней по масштабам и уровню развития. В городах, где общественный транспорт вовремя успели развалить, воцарились маршрутки, в Ижевске же они выглядели экзотикой на фоне исправно, по расписанию, ходивших автобусов, трамваев и троллейбусов.

Уже в апреле стали известны результаты исследования, проведенного компанией Simetra. Исследовав общественный транспорт 60 городов страны, она составила рейтинг, в котором общественный транспорт Ижевска занял почетное второе место, уступив совсем немного Екатеринбургу.

Авторы рейтинга отметили высокую долю электротранспорта в городском парке (47%) и транспортную вместимость на уровне 80%. Занять в рейтинге первое место Ижевску не позволил такой объективный фактор, как стареющий транспортный парк. Стареет он не просто так и не сам по себе, а потому что власти республики не создают никаких условий для того, чтобы он обновлялся. Но об этом чуть ниже.

Исходные данные для этого исследования собирались не в апреле, а значительно раньше. И совершенно не учитывали особенностей отношения нынешних властей что города, что республики к общественному транспорту. Иначе как потребительским это отношение назвать не получается, все, что получает он сегодня от властей Удмуртии, – билет в последний путь.

Старый тариф

Выписывать этот билет общественному транспорту власти начали еще осенью прошлого года. Причем власти республиканские. Город де-факто не имеет рычагов влияния на свой собственный общественный транспорт. Тарифы на проезд устанавливает региональный минтранс, принципиальные решения принимаются на уровне главы Удмуртии и председателя правительства. Вот такой казус.

2020 год объявили для общественного транспорта «переходным», в связи с чем постановили проводить торги по городским маршрутам не на несколько лет, как раньше, а только на год.

При этом поразительно, что конкурс для «маршруточников» проводился сразу на пять лет, а для крупных компаний, которые создают тысячи рабочих мест и платят все налоги, - только на год. Что это? Желание задушить крупный транспортный бизнес в угоду мелким частным извозчикам?

Крупные транспортные компании такому решению единодушно сопротивлялись, говоря о том, что срок окупаемости дорогой техники, купленной на кредитные средства, составляет минимум 5 лет, и без гарантий работы в перспективе никто технику приобретать не будет.

Как объяснял гендиректор АО «ИПОПАТ» Дмитрий Пивош, для обеспечения бесперебойной работы на маршрутах компании необходимо приобретать 40-50 единиц техники в год, а это 450-500 млн рублей инвестиций, взяться которым просто неоткуда, учитывая тариф, не менявшийся пять лет, и кабальные условия республиканских властей.

Но чиновники стояли на своем, и торги действительно провели сроком на год. Разумеется, ни о какой модернизации парка техники – автобусов, трамваев и троллейбусов – в такой ситуации не могло быть и речи.

Как следствие, первые сбои в работе ижевского общественного транспорта начались уже в декабре прошлого года. Особенно заметны они были на социально значимых маршрутах – горожане вынуждены были ждать автобусы по 30-60 минут. АО «ИПОПАТ» даже пришлось официально приносить извинения за перебои, объяснив срывы рейсов износом подвижного состава.

Есть план

Власти отреагировали на сбои в работе общественного транспорта своеобразно. Глава Удмуртии дал комментарий по росту тарифа, но ничего конкретного не сказал.

«Решение, повышать тариф или нет, еще не принято. На сколько повышать, тоже решения нет. Но если мы будем повышать тариф, то это точно не будут космические цифры. По предварительным подсчетам, наш тариф окажется самым низким в Приволжском округе», - заявил Александр Бречалов, сказав, что тариф в общественном транспорте столицы после повышения точно будет меньше 30 рублей за поездку.

Эти слова были произнесены еще в декабре. Сейчас на дворе май. Александру Бречалову не хватило полугода, чтобы понять, каким должен быть экономически обоснованный тариф? Или оценить, к каким катастрофическим последствиям приводит каждый день убыточной работы транспортников?

Кроме того, глава сообщил, что у правительства Удмуртии «есть план по обновлению парка «ИжГЭТ», минимальные инвестиции – 4 млрд рублей, большая часть затрат ляжет на бюджет». Но план оказался фикцией. За те же полгода никаких прорывных решений принято не было, а сейчас МУП одной ногой стоит в банкротстве.

Недавно о росте тарифа заговорил глава миндортранса Алексей Горбачев. Он сообщил, что «министерство поддерживает повышение тарифа», но тоже обошелся без конкретики. А буквально через несколько дней властям стало не до тарифов – пришлось вводить режим повышенной готовности и домашней самоизоляции. Теперь у республиканских властей, отвечающих за транспорт - от Бречалова до Горбачева, есть прекрасная причина оправдывать свое бездействие коронавирусом. Который все спишет.

Денег нет, но вы держитесь

Введение нового режима транспортники почувствовали одними из первых. К концу марта пассажиропоток в Ижевске упал на 70-80%, при этом на отдельных маршрутах было настолько многолюдно, что главе республики пришлось вмешиваться в ситуацию, вынуждая транспортников запустить на них больше техники. При этом не предлагая им каких-то встречных инициатив.

В Можге транспортникам из-за отсутствия денег пришлось вообще отменять дневные маршруты с 10 до 15 часов и маршруты в выходные. Ситуация в других городах республики немногим лучше.

Но властям региона и города совершенно не до общественного транспорта, на ладан еле дышащего. В утвержденном главой региона списке стратегических предприятий не оказалось ни «ИПОПАТа», ни «ИжГЭТа», зато имеются производители зубной пасты и сетевые торговцы. Ни одна мера поддержки транспортных предприятий не коснулась.

Выступая на последней сессии гордумы, глава Ижевска Олег Бекмеметьев пообещал некие 400 млн рублей на поддержку общественного транспорта, в очередной раз напоминая, что в столице самый низкий тариф в Приволжье.

Этих 400 млн, впрочем, не было и нет, цифра взялась из информации, собранной с самих транспортников об их убытках, поданных в региональный миндортранс. С этой цифрой там обещали съездить в Москву и решить вопрос о компенсациях, но когда это случится и случится ли вообще, директорам транспортных предприятий не сообщили.

Источники Udm-Info сообщают, что финансовая ситуация на МУП «ИжГЭТ» такова, что сотрудникам начали задерживать зарплату. Если дело пойдет так и дальше, предприятию будет грозить банкротство, а электротранспорту – коллапс.

«ИПОПАТу» не легче, насколько известно, сегодня ни один маршрут предприятия не окупается, огромные убытки никак и никем не компенсируются. По нашей информации, транспортники уже обратились в прокуратуру с заявлением о бездействии республиканских чиновников.

Режим самоизоляции продлится в республике, как минимум, до 12 мая, о росте пассажиропотока до этого дня не может быть и речи. После он обязательно вырастет, но возить жителей городов к этому времени, вполне возможно, будет не на чем и некому. Каждый новый маршрут для ижевского общественного транспорта рискует стать последним.

Подпишитесь