В.Байметов: Главное — доказать, что общественные палаты действуют в интересах народа

В.Байметов: Главное — доказать, что общественные палаты действуют в интересах народа
Интервью

5 июля 2017, 11:26
Игорь Бобров
Photo: Страница В.Байметова на Facebook
С этого года Удмуртию в Общественной палате России представляет ректор Института развития образования, вице-президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», председатель общественного совета при МВД по УР Владимир Байметов.

В интервью «Udm-Info» он рассказал об эффективности работы общественников, а также поделился информацией о том, что думают в Общественной палате о бывшем своем секретаре, а ныне врио главы УР Александре Бречалове.

Владимир Александрович, какие области вы курируете в федеральной ОП?

Член Общественной палаты может войти в одну комиссию с правом решающего голоса, и в остальные — без ограничения с правом совещательного. Я выбрал одну комиссию с правом решающего голоса — это комиссия по развитию информационных сообществ, СМИ и массовых коммуникаций, и три комиссии с правом совещательного голоса — это комиссия по образованию, комиссия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и комиссия по безопамности и взаимодействию с ОНК.

Выбор профильной комиссии, в первую очередь, был обусловлен тем, что я в Общественной палате Удмуртии возглавляю соответствующую комиссию. А в качестве одного из приоритетов нового состава ОП заявлено, в том числе, усиление взаимодействия с региональными общественными палатами.

На прошлой неделе вы ездили в Москву на заседание своей профильной комиссии. Расскажите об итогах поездки.

Определили основные задачи работы комиссии. Во-первых, это тесное взаимодействие с профильным комитетом Госдумы и сотрудничество с Союзом журналистов. Сейчас важно, в том числе с помощью Общественной палаты, придать новый импульс развитию Союза журналистов.

Отдельная тема сейчас — распространение идеологии экстремизма и терроризма, и в СМИ, и в социальных сетях. Кроме того, очень остро была поднята тема профессиональной журналистской этики, здесь есть ряд предложений, но пока это на уровне идей, они все будут прорабатываться естественно с Союзом журналистов.

К сожалению, в последнее время, мы видим, что представители разных СМИ часто негативно высказываются в отношении друг друга, порой выходя за рамки элементарного приличия.

Какие основные достижения за последние годы можно назвать главными по итогам деятельности ОП УР?

Мне сложно подводить итоги, потому что я сам всего второй год член общественной палаты, но, тем не менее отмечу то, что для меня важно. Впервые в этом составе ОП УР в начале этого года мы подготовили доклад о состоянии гражданского общества в республике. Он, конечно, не идеальный, но первый шаг сделан. По закону изначально с момента создания палаты предполагалось, что она каждый год должна была готовить такой доклад.

Сейчас мы пытаемся переформатировать деятельности ОП, делать больший упор на работу не с некоммерческими организациями, на работу с самыми разными гражданскими инициативами, в разных сферах. Кроме того, у нас, конечно, большие ожидания, которые связаны с тем, что Александр Владимирович Бречалов, который два года был секретарем ОП России, стал врио главы Удмуртии. Он привнес новые формы в деятельность ОП РФ. И Сергей Витальевич Смирнов, который сейчас руководит администрацией ВРИО главы УР, он был руководителем аппарата в ОП РФ, и тоже, я думаю, может помочь, подсказать как повысить эффективность региональной Общественной палаты.

Александр Бречалов — общественник, регионом он никогда не руководил. Как вы считаете, сможет ли он что-то поменять в республике? И как приняли его назначение в Общественных палатах Удмуртии и России?

В ОП РФ желают ему успехов. Те, с кем я общался, собираются дальше продолжить с ним сотрудничество. Я считаю, он уже меняет многое в республике. А.Бречалов заставил подтянуться многих чиновников, он по-другому расставляет приоритеты. Может и хорошо, что он не имеет опыта так называемой хозяйственной и управленческой деятельности, из-за которой сейчас многие чиновники, имевшие имидж "опытных хозяйственников" оказываются под следствием, а то и в местах, что называется, не столь отдаленных. Я думаю, что в наших условиях это хорошо — взглянуть свежим взглядом на наши проблемы, ну и заставить власть работать с учетом интересов именно населения. В чем его сила как общественника — он знает, как изучать общественное мнение, как выявлять общественное настроение. Я думаю, именно с учетом этого он будет перестраивать деятельность наших властных и государственных структур.

Если говорить о свободе, насколько Общественные палаты сегодня независимы от власти? Были ли случаи, когда палата, к примеру, как-то повлияла на решение республиканской власти?

Что такое понятие независимость? У нас очень часто начинают путать независимость и оппозиционность. Общественная палата никакого отношения к оппозиции не имеет. Члены палаты должны быть уверены, что они могут высказывать свое мнение беспрепятственно и что это мнение обязательно будет услышано. Будет ли оно учтено? Мы все прекрасно понимаем, что есть огромное количество факторов, в том числе юридических, финансовых и т.д., не все сразу можно решить так, как хочется. Важно знать, что ты будешь услышан, и в этом плане я не вижу никаких проблем. При желании любой член ОП свое мнение может высказать, и попытаться его как-то до власти донести. То же самое в федеральной палате, на мой взгляд.

Насколько это эффективно — не знаю. По ряду вопросов, которые рассматриваются на заседаниях Общественной палаты Удмуртии, к сожалению, пока мы не можем добиться от наших местных министерств оперативного реагирования. Постараемся быть более наступательными, тем более мы сейчас чувствуем поддержку со стороны временно исполняющего обязанности главы и его команды. Я думаю, что эта ситуация будет переломлена. Но для этого ОП тоже должна работать системно и конструктивно.

Кстати, еще одно интересное и очень важное направление для нас — выявление позитивных общественных инициатив и их распространение. К примеру, в разных городах и сёлах есть опыт, когда люди просто собравшись, не требуя особых денег, построили детскую площадку, провели какой-то праздник. Вот этот можно передать другим людям, рассказать, как это делалось, показать чиновникам, что можно взаимодействовать с общественниками, а общественникам показать, что можно и даже нужно взаимодействовать с чиновниками, чтобы решать какие-то общие задачи.

Как вы считаете, должны ли быть какие дополнительные функции и полномочия у региональных ОП?

Никаких дополнительных полномочий не нужно, потому что уже принят закон об общественном контроле, согласно которому ОП являются единственным практически субъектом общественного контроля. Для Общественных палат сейчас главное доказать, что они действуют в интересах населения, в интересах народа, и тогда, я думаю, появятся сдвиги, появится авторитет, и мнение общественных палат будет услышано на всех уровнях.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter