Posted 20 июня 2017, 06:06
Published 20 июня 2017, 06:06
Modified 17 октября 2022, 14:17
Updated 17 октября 2022, 14:17
По итогам I квартала 2017 года с привлечением кредитных средств было совершено 72% от общего количества покупок легковых автомобилей. По этому показателю количеству выдач регион обошли лишь шесть регионов. Таковы результаты совместных расчетов Национального бюро кредитных историй и агентства «Автостат».
3/4 автомобилей в кредит
Эксперты называют несколько причин такой динамики. По мнению управляющего ВТБ24 в Удмуртии Екатерины Шумковой, на увеличение объема кредитования влияет рост цен на автомобили.
«Средняя сумма кредита на покупку автотранспорта выросла в среднем на 15%. Основным фактором роста стало повышение розничных цен на автомобили массового сегмента Lada, Hyundai, KIA», - отмечает эксперт.
В свою очередь Аркадий Ращектаев, директор филиала БКС Премьер в Ижевске, отмечает уверенный рост доли кредитных продаж, несмотря на продолжающееся падение авторынка. Действительно, согласно совместным расчетам НБКИ и Автостата, если в I квартале 2015 г. в УР в кредит было приобретено лишь 36% автомобилей, то через год – уже 56%, а в I квартале текущего года – 72%.
«Ещё одна важная тенденция – продление программы льготного автокредитования до конца 2017 года. Вкупе со стабилизацией ситуации в экономике и общим снижением ставок в кредитовании программа субсидирования ставок способна заметно поддержать рынок. В 2016 году почти каждый пятый автомобиль (18,75%) в стране был реализован по программе государственного субсидирования ставок. В программе льготного автокредитования участвуют 70 российских банков», - продолжает Аркадий Ращектаев.
«Продление и улучшение условий действия государственной программы льготного автокредитования в 2017 году (к примеру, максимально возможная стоимость автомобиля увеличилась до 1,45 млн рублей) может стать одним из факторов, влияющих на дальнейший рост объёмов автокредитования», - уверена и Наталья Русова, директор департамента автокредитования Русфинанс Банка.
Эксперт напоминает, что когда в апреле 2015 года программа льготного автокредитовния была возобновлена, доля автокредитов выросла почти в два раза по сравнению с результатами первого квартала того же года.
«Безусловно, на динамику рынка оказали влияние и другие положительные факторы, но действие госпрограммы в тот момент было очевидным», - заключает Наталья Русова.
Ставки вниз
Аркадий Ращектаев напоминает, что динамика ставок по автокредитам, как и другим видам кредитов, во многом зависит от ключевой ставки. Банк России только что в третий раз с начала этого года снизил ключевую ставку – до 9%, при этом Эльвира Набиуллина заявила, что простор для снижения ставки во втором полугодии 2017 года сохраняется, а возможное ее значение к концу года достигнет 8,25%.
«Следом за ней постепенно сдвинется вниз и стоимость кредитов. Также на конечную ставку по кредиту влияет первоначальный взнос, срок и сумма кредитования. Для отдельных сегментов автомобилей, например, машин бизнес-класса, у банков есть множество специальных кредитных программ с пониженной ставкой», - констатирует эксперт.
В среднем с начала года базовые ставки по автокредитам снизились на 1-3 процентных пункта, отмечает Екатерина Шумкова, тогда как ставки по госпрограмме продолжают оставаться на прежнем, прошлогоднем уровне.
По словам Инны Солдатенковой, эксперта по кредитованию портала Banki.ru, сейчас средняя ставка на покупку новых авто составляет порядка 15% годовых (по программе с госсубсидированием – порядка 9%), а на покупку подержанных машин – порядка 19% годовых.
Если же говорить о минимально возможных ставках, то по программам с госсубсидированием они начинаются от 6,17%, - отмечает Наталья Русова. По ее мнению, в текущих условиях уровень ставок достиг своего минимума, и дальнейшее их снижение возможно лишь при улучшении платежеспособности клиентов и снижении ключевой ставки ЦБ РФ. Однако поскольку последнее весьма вероятно, опрошенные эксперты ожидают продолжения нисходящей динамики ставок по автокредитам.
Нецелевой выбор
Рост автокредитования мог бы быть еще выше, однако часть заемщиков оформляют вместо них нецелевые займы.
«Как таковой тенденции снижения популярности целевых кредитов по сравнению с нецелевыми мы не отмечаем. Однако в настоящее время заемщики при покупке машины стали более тщательно подходить к выбору между этими двумя категориями кредитов. Как правило, по целевым кредитам банки сейчас предлагают более низкие ставки. В сравнении с нецелевыми они ниже в среднем на 6 процентных пунктов. При существующих ставках переплата по нецелевому кредиту будет примерно вдвое, чем по автокредиту. Однако для того, чтобы получить автокредит под такой процент заемщику потребуется оплатить как минимум 20% от стоимости машины и оформить страхование каско, что увеличивает общий уровень затрат на оформление автокредита. В связи с этим можно предположить, что для некоторых заемщиков (в возрасте до 30 лет с небольшим стажем вождения) стоимость обслуживания авто- и потребительского кредита становится практически одинаковой, и наиболее удобным и простым способом будет просто взять деньги у банка без целевого подтверждения», - рассказывает Инна Солдатенкова.
В то же время с точки зрения банков автокредиты стоят в приоритете.
«Качество портфеля автокредитования традиционно выше потребительского. Это связано с обеспеченностью кредита. В случае возникновения просроченной задолженности у потребителя есть возможность продать свой автомобиль и рассчитаться по кредиту. Также исключаются риски мошенничества, т.к. кредит носит целевой характер, а денежные средства перечисляются непосредственно в автосалон за транспортное средство», - говорит Екатерина Шумкова.
Стремясь повысить привлекательность автокредитов как менее рисковых займов, банки предлагают условия, снижающие страховую нагрузку. При выдаче автокредита банки допускают оформление каско с франшизой. Также набирают популярность программы автокредитования, по которым достаточно застраховать автомобиль только от крупных рисков, есть даже предложения, не требующие оформления полиса каско вовсе. Но, как правило, по таким программам предлагается более высокая кредитная ставка. Инна Солдатенкова уточняет, что ставка по кредитам без обязательного страхования каско превышает стандартные на 3 процентных пункта. В этом случае кроме повышенной ставки, заемщику приходится взять на себя и все риски.
По мнению эксерта, после прекращения действия льготной программы возможно снижение популярности целевых кредитов, поскольку ставки по собственным «стандартным» программам автокредитования сегодня сопоставимы со ставками по нецелевым и находятся на уровне 15% годовых.