Posted 29 сентября 2018, 09:55

Published 29 сентября 2018, 09:55

Modified 17 октября 2022, 14:28

Updated 17 октября 2022, 14:28

Россиянам предстоит оплатить еще одну реформу. Мусорную

29 сентября 2018, 09:55
С 1 января 2019 года Россия перейдет на новую систему вывоза мусора и новый порядок оплаты этой коммунальной услуги. По разным оценкам, ее стоимость для населения может вырасти от 4 до 60 (!) раз.

В субъектах России начали поднимать «мусорные» тарифы. Произошло повышение, например, в городе Камышине Волгоградской области. Жители заволновались: «С чего бы это? Помойка какой была, такой и осталась, а цена за нее больше». «Глава муниципалитета руки к верху: «Не наша компетенция! Все вопросы – к региональному оператору». А мы его и в глаза не видели – ни договоров, ни расценок, - ничего, - описывает ситуацию «ВКонтакте» волгоградский активист Олег Кораблев. - Поехал разбираться в область, в комитет по ЖКХ. Они там сами в шоке: тарифы на вывоз ТКО выросли по всей России, и не на 30%, как у нас, а в 20-50 раз.»

Да что ж такое творится? В кошельках россиян, где и так гуляет ветер, станет совсем пусто… Ошарашены, похоже, даже отцы «мусорной реформы», в частности Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды, много сделавший для ее продвижения на законодательном уровне. Перед стартом, который намечен на 1 января 2019 года, провели анализ по регионам, и он показал, что после Нового года в ряде субъектов РФ рост платежей для населения может вырасти в десятки раз. «Для семьи из трех человек, живущей в квартире площадью шестьдесят квадратных метров, плата за вывоз мусора в Красноярском крае может вырасти в 56 раз. На Ямале — в 33 раза. В Ингушетии — в 18,5 раза. В Нижегородской области — в 16,8 раза. В Астраханской области — в 9,6 раза. В Курганской области — в 8 раз. В Пермском крае — в 6,4 раза. В Коми — в 5,25 раза. В Иркутской области — в 4,4 раза. В Воронежской области — в 4 раза», — сенсационное заявление главы комитета Владимира Бурматова на пленарном заседании Госдумы процитировали все СМИ.

«Новые Известия» связались с некоторыми регионами. И впрямь, в Красноярском крае, в Туруханской технологической зоне с 2019 года за вывоз мусора семье из трех человек придется платить 13 000 рублей вместо нынешних 230 руб. В Ямальском районе ЯНАО те же трое заплатят более 2500 рублей, было 63. «Сказали: загажено всё, разгребать будут, потому и дорого, - рассказала «НИ» по телефону воспитательница детского сада Ольга Тунгусова. – Ничего не понимаем. Ямальский район по благоустройству лучший… Что у нас разгребать?»

На регионы, где цены на мусор пришли в бешенство, Госдума напустила Федеральную антимонопольную службу. Заодно поручено проверить законность формирования тарифных расценок во всех регионах. Кода это произойдет, пока неизвестно. В частности, в Ярославском отделении ФАС«НИ» сказали, что пока никаких установок на поверку тарифных расценок на вывоз ТБО из центрального аппарата не поступало. В Воронежской области антимонопольщики считают, что цены для региона оправданы, придраться не к чему.

Для тех, кто не в курсе: с началом реформы рост тарифов (и сумма платежа за вывоз мусора) будет индивидуальным в каждом регионе. По словам Руслана Молькова, PR-директора компании «Хартия», которая занимается вывозом мусор в Москве, сегодня тарифы устанавливаются в каждом регионе местным тарифным комитетом по согласованию с правительством региона. Поэтому единого тарифа нет. Всех об этом предупреждали. Ведь мусорная реформа должна была начаться еще несколько лет назад, но все время откладывалась то из-за неготовности территориальных схем по обращению с отходами, то из-за саботажа на местах, то просто потому, что не было единого мнения в профильных министерствах – каждый тянул одеяло на себя. Дотянули до того, что страна зарылась в мусоре по самую макушку. И вот наконец «последнее китайское предупреждение» - с 1 января 2019 года Россия перейдет на новую систему вывоза мусора.

В прошлом году произошло перераспределение полномочий в области обращения с отходами. До 1 мая этого года регионы должны были на конкурсной основе выбрать оператора, а до 1 июля — утвердить новые тарифы для населения. Немаловажное обстоятельство, которое население пропустило мимо ушей, - ранее стоимость вывоза мусора была включена в строку «содержание жилья» и собственники платили за эту услугу по договорам с управляющей компанией. Тариф за «содержание и ремонт жилья» рассчитывался за квадратный метр жилого помещения и составлял в среднем 2,5 рубля. За однокомнатную квартиру выходило примерно 100 рублей, за двухкомнатную – 120-150 рублей.

С нового года тариф за вывоз мусора будет устанавливаться региональным оператором, имеющим лицензию, по согласованию с тарифным комитетом, исходя из количества прописанных людей, а не площади помещения.

Вывоз мусора должен стать отдельной коммунальной услугой. Изменятся в этой связи не только платежки, но и тарифы, а также то, что за транспортировку и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) жильцы будут платить подрядчику напрямую. Сколько? На портале tarifology.info приводятся примеры тарификации вывоза ТБО по новой схеме, исходя из количества человек: Москва – 90 рублей в месяц с человека, , Санкт-Петербург – 85, 38 р., Иркутск – 87,5 р., Краснодар – 97,32, Ивановская область – 88 рублей… На первый взгляд, для семейного кошелька не так и страшно: ну, поменяется «хозяин», ну, добавится новая квитанция, ну чуть-чуть вырастут цены… Дъявол, как известно, кроется в деталях: новый подрядчик будет закладывать в тариф еще и количество мусорных контейнеров, и установку контейнеров разного цвета, каждый из которых должен соответствовать определенному виду бытовых отходов (биоразлагаемый, стекло, бумага и мусор, не поддающийся переработке) и строительство накопительно-сортировочных станций, и перерабатывающих предприятий. За все это придется платить….

«Вы нас еще заставьте за свои деньги строить мусоросжигательные заводы», - сказала корреспонденту«НИ» одному реформатору из Госдумы, который по весне расписывал ей, как изменятся российские помойки, ощутив на себе прилив средств населения. На реплику он не отреагировал, но одна многозначительная фраза запомнилась: «Мусорную реформу народ должен вынести на своих плечах». Ни с одной реформой в России по-другому и не было, но эта еще и так дурно пахла, что инициаторы не сомневались: народ раскошелится, лишь бы избавиться наконец от отравляющих жизнь свалок и полигонов.

На сегодняшний день только половина российских регионов завершили необходимые процедуры для перехода на новую систему обращения с отходами. В мае таких отличников было всего пять. Помнится, Владимир Бурматов публично предупреждал, что если региональные власти оперативно не завершат эту процедуру, то с начала следующего года они могут столкнуться с проблемами при вывозе мусора и обращении с отходами. «Если 1 января, когда произойдет переход на новую систему, у региона не будет выбран оператор и не будет установлен тариф, то это будет означать, что оператор не будет знать, сколько он будет получать за вывоз мусора. И в этой связи возникает вопрос: а он вообще согласится выполнять эту работу?» — говорил Бурматов.

Уже и сейчас не соглашаются. Отсутствие утвержденного тарифа у регионального оператора – отличный повод отказаться от вывоза мусора: компания не видит суммы прибыли, поэтому попросту не станет выполнять обязательства по оказанию услуги. Такое вот прямо сейчас, в эти дни, происходит в Челябинске. Жители уже и не знают, из-за чего им негодовать – то ли из-за влетевших платежей, то ли из-за того, что город утонул в мусоре.

В Челябинске объявлен режим повышенной опасности из-за отказа перевозчиков вывозить мусор на полигон в Полетаево после закрытия городской свалки в областном центре. По решению властей из резервного фонда выделено 14 млн руб. на очистку города от ТКО. К работам уже подключились операторы из других регионов.

Как это начиналось? 11 сентября единственный полигон по утилизации отходов в Металлургическом районе полностью прекратил работу. Согласно принятой в 2016 году территориальной схеме до ввода в эксплуатацию нового полигона весь мусор, генерируемый в Челябинске, решено вывозить на временные площадки в Полетаево, Копейск и поселок Урефты. В связи с увеличением транспортного плеча перевозчики обратились в администрацию города с предложением повысить тарифы на вывоз отходов и субсидировать им недополученную прибыль. После отказа, проработав неделю, перевозчики перестали вывозить отходы с контейнерных площадок за город, и Челябинск буквально утонул в мусоре.

По мнению руководителя ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами «Чистая среда» Константина Смолина, отвечать за происходящее в городе должны чиновники, поскольку перевозчики неоднократно предупреждали власти и жилищно-коммунальные организации о грядущем увеличении финансовой нагрузки. Он отметил, что за неделю транспортировки отходов в Полетаево перевозчики «сожгли месячный запас топлива, и теперь не то чтобы не хотят вывозить мусор, а физически не могут этого сделать». С ним не согласен член межведомственного экспертного совета по отходам при Минприроды России Виталий Безруков.

«То, что у перевозчиков нет денег на топливо, полная чушь. Неделю они возили отходы в Полетаево, все всех устраивало. Но потом ряд компаний, аффилированных с несколькими коммерческими лицами, стали выступать за удорожание тарифа в четыре раза, чтобы получать сверхприбыль. Анализируя доходы компаний, а у некоторых они составляют от 200 до 500 млн руб., говорить о финансовых проблемах не приходится»,— полагает эксперт.

Подчеркивается, что только от населения перевозчики ежемесячно получают около 70 млн руб., при этом потребители оплачивают услугу вперед, а значит деньги должны быть на счетах компаний.

Пока рядились, в Челябинск уже привлекли спецтехнику из Екатеринбурга, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, на подходе Курган. Разгребать мусорные завалы предстоит также мусоровозам из Саратова и Ханты-Мансийска. Полигон ТКО в Полетаево переведен на круглосуточную работу. Навести порядок обещают за десять дней.

После прихода новых игроков старые перевозчики разными путями и угрозами пытаются выгнать их с рынка, вплоть до обещаний поджечьспецтехнику. Челябинцы настаивают, что именно в отношении них совершенны неправомерные действия. «Почему нас пытаются выдавить с рынка? Ну такой отбор проводит администрация. Видимо, чиновники полагают, что наши местные компании не могут справиться, поэтому привлекают организации из других городов»,— заключает Смолин. Председатель комиссии по ЖКХ городской думы Дмитрий Холод склонен считать, что к мусорному коллапсу в Челябинске привел «какой-то сбой» в работе регоператора и вся ответственность лежит на нем., но сейчас наблюдается «положительный сдвиг», при этом ответственность за урегулирование рынка лежит на нем.

Эксперт, заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии ТПП и РСПП Алексей Агибалов о роли регоператоров высказывается с большим сомнением. По его мнению, как только закон начнет действовать, станет понятно, что она «несколько преувеличена».

- Эволюция в стране по мусору планируется оригинальным способом, – объяснял он «НИ» . – Ведь для того, чтобы построить дачу, вам нужно сначала спроектировать участок и дом, потом закупить материалы, потом построить, отделать, начать эксплуатировать и контролировать.

В России законодатели утверждают, что придумали мусорную реформу, но такие составляющие, как планирование и анализ, просто убрали. Поскольку план не предусмотрен, то начнется стихийный передел рынка путем введения в сложившуюся традиционную систему обращения с отходами искусственного звена, которое на себе будет замыкать все региональные деньги. Начнется передел собственности со стрельбой, рейдерством и остальным.

Признаки того, о чем говорил Агибалов, уже ощущаются. Некоторые перевозчики и другие мелкие бизнесмены, задействованные в мусорной сфере, жалуются, что их выдавливают с рынка. Уйдут они или же впишутся в новую систему, будет зависеть только от регионального оператора: захочет он с ними работать или нет.

Директор фирмы «Сталкер» из Комсомольска-на-Амуре Александр Серебрянский вообще считает, что мусорная реформа в России началась «не с того конца».

– Главный ее изъян – недостаток предприятий, которые могли бы производить вторичный продукт из отсортированного сырья, - рассказал он «НИ». – Строить их должно государство за свой счет и входить в реформу уже технически оснащенными. У нас же поставили телегу впереди лошади: сначала выберем операторов, они соберут деньги с населения, а потом, возможно, что-нибудь построят. Полностью проигнорирован тот факт, что в России образуется 50 млн тонн ТКО в год, а на сегодняшний день общая мощность пунктов переработки менее 60 тысяч тонн. На моем предприятии сортируется 50% отходов края, я 27 лет этим занимаюсь. Отсортированное сырье Хабаровский край продавал в Китай. Но с 1 января китайцы установили запрет на «иностранный мусор». У нас в крае его никто не берет, регоператор еще только думает, нужна ему сортировка и переработка или нет. А мне-то как быть? Впервые пришлось поступить как черному нелегалу - вывез на свалку 2 тысячи тонн макулатуры, 900 тонн пластиков, отсортированных и подготовленных, и просто бросил. Больше деть некуда. Реформа в России начинается с нуля и не предусматривает, как вписать в нее опыт и людей, потративших на экологию десятки лет.

А в теории получалось красиво, как в рекламном буклете: «Приходят региональные операторы, ставят сортировки, у нас получается большой объем вторсырья, они объединяются, делают перерабатывающие мощности, и мы в ближайшие 2 года получим качественную отрасль». Все в будущем… В Москве, например, региональные операторы действуют пятый год, могли бы уже и опытом делиться, и добровольцев в столице навалом, которые годами раскладывают по разным бакам стекло, бумагу и прочее, искренне считая, что вносят свой вклад в реформу, но приезжает мусорка, все сваливает в одну кучу и уезжает… Единственная отрада: Москву ближайшие 15 лет повышение тарифов не затронет - столица поделена на округа и работает с мусорными операторами через государственные контракты. «Наша компания работает в двух округах Москвы — СВАО и ВАО — на основании двух госконтрактов, цена устанавливается ими, - подтвердил Руслан Мольков, PR-директор компании «Хартия»».

Оставим Москву в стороне. Здесь мусорная реформа началась раньше, чем в остальной России, и все, кому не лень, уже давно о ней высказались. А вот как выбирали регоператоров в регионах? Что это вообще такое – «главный по мусору»? Один какой-то предприниматель, один какой-то субъект бизнеса, или это несколько бизнесов с общим центром управления? Как это все выглядит? Ну интересно же, кому теперь подставлять свой карман для борьбы за экологию.

«Оператор - это очередной, выбранный по тендеру поставщик услуг, которому совершенно не интересно вкладывать в «мусор» свои собственные деньги, брать кредиты на развитие, для него самое главное - получить заказ от государства и обобрать населениее, - откликнулся на вопросы «Новых Известий» читатель Владимир П. из Астрахани, где уже несколько лет действует пилотный проект в сфере КБО. - Разводили нас классно: на смену свалкам, придут современные мусороперерабатывающие заводы, пункты приема вторсырья обещали на каждом шагу, сортировку, кластеры, рабочие места и все такое. Тарифы повысили в 9,6 раза, а вони меньше не стало. Начали бузить, они оправдываются, что реформа еще не вошла в полную силу… Но мы-то платим по полной.»

Своя история в Чувашии. В 2014 году региональное правительство и ЗАО «Управление отходами» подписали концессионное соглашение для создания системы переработки и утилизации. В результате был построен полигон, мусоросортировочный комплекс и мусороперегрузочная станция за 2,4 млрд рублей. По оценке экспертов, реальная стоимость такого объекта составляет не более 500 млн рублей.

- Они даже не сортируют эти кучи мусора, – рассказал «НИ» член регионального штаба ОНФ Чувашии Борислав Скуратов. – Мусор просто складывается, и всё. Мотивация такая: у нас никто не покупает пластик. Но они же за это с населения деньги берут!

По его словам, тариф для населения с 2015 года вырос в 87 раз и в настоящее время составляет почти 2,4 тысячи рублей за кубометр. Для сравнения: для жителей московского региона кубометр стоит примерно 500–600 рублей. «Это караул! Мы попали в заложники и ничего не можем решить», – сетует Скуратов. Найти выход не помогло даже обращение к Путину.

«Исходить надо из того, что региональный оператор — это коммерческое предприятие, которое при всем желании должно работать в плюс. Оно может понизить тариф, выполнив таким образом политическую волю правительства региона, которое может посчитать, что рост тарифов ляжет тяжелым бременем на население, но это, в свою очередь, будет означать, что в регионе не будет никаких инвестиционных программ: не будут реконструироваться полигоны, не будет мусоросортировочных станций и т. д. Однако если у региона другая политика и руководство хотело бы видеть в ближайшее время реорганизацию инфраструктуры, то деваться тут некуда», — заявил «Коммерсанту» вице-президент отраслевой ассоциации НКО «Союзресурс» Александр Никольский.

«В этот бизнес идут только профессионалы, которые хорошо считают капвложения и операционные издержки», - подтверждает исполнительный директор ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Правда, сказано это не для того, чтобы успокоить население, а в ответ на недоумение муниципальных образований некоторых областей о победителях тендеров.

Конкурсы на регионального оператора сплошь и рядом выигрывают компании, которые в самое ближайшее время могут оказаться банкротами. На балансе фирм нет даже мусоровозов, и в ближайшие год-два техника точно не появится.

Руслана Губайдуллина не удивляет и отсутствие конкуренции при определении регоператоров в областях: «Это распространенная и логичная ситуация для субъектов РФ. Если ты присутствуешь исторически на определенной территории, имеешь собственную инфраструктуру — у тебя и нет иного выбора».

С ним согласен руководитель ассоциации организаций и специалистов в сфере ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин: «То, что на отдаленных территориях заявляются локальные игроки, — нормальная практика. Они знают эти районы, с кем заключать договоры, ситуацию со свалками. Без понимания этой специфики сторонним игрокам работать сложнее. К тому же в сельских районах приезжие игроки заработали бы меньше, чем в крупных городах, поэтому им могут быть просто неинтересны отдаленные территории».

Но есть и хорошая новость: в ряде регионов не подняли тарифы, несмотря на то, что сюда пришли крутые компании, умеющие «считать операционные издержки», и сама ситуация в мусорной сфере оставляет желать лучшего.

«Это не так сложно, - заявил Владимир Бурматов на том совещании в ГД 20 сентября, где чихвостили ФАС и губернаторов за непомерно высокие тарифы на мусор». - Важно не иметь личной заинтересованности и желания выставить на тендер близкую компанию, которая потом обязуется нести финансовую ответственность перед конкретным чиновником. Именно такая ответственность и становится причиной непомерно высоких тарифов, появления контор-однодневок».

В пример привели республику Алтай, Алтайский край, Карачаево-Черкесскую Республику, Севастополь, Владимирскую, Амурскую, Курскую, Ярославскую и Тамбовскую области. Абсолютным лидером оказалась Чечня. Там тариф не повысится вообще.

Пока жители обласканных регионов оправлялись от шока – радоваться им или протестовать, что попали в «хороший» список по ошибке, как, например, Курская область, где плата за мусор до 1 сентября составляла 1 рубль 46 копеек с квадратного метра (87 рублей 60 копеек за трехкомнатную квартиру в месяц), а сейчас, со стартом «реформы», который произошел почему-то раньше срока, будет отдавать более 300 рублей, по стране прокатилась «волна откатов».

Тарифы резко пошли вниз. Складывается впечатление, что даже тень подозрений в протекционизме региональным операторам для губернаторов опаснее, чем угроза провалить мусорную реформу.

Пересмотрели тарифы на вывоз мусора Липецкая и Воронежская области. В Орле губернатор, до последнего тянувший с выбором регоператора, поставил условие – «не повышать цены ни на копеечку». Приведены в чувство тарифы в Томске и Новосибирске. Где не успели, там с подачи Госдумы подскажет ФАС. В целом, «откат назад», как считают эксперты, не самое плохое начало для многострадальной реформы.

Подпишитесь