Posted 6 марта 2019, 08:31
Published 6 марта 2019, 08:31
Modified 17 октября 2022, 14:27
Updated 17 октября 2022, 14:27
Авторы исследования – фонд «Петербургская политика» - заявляют, что уровень личного продвижения Бречалова в соцсетях «высокий». «Заметна значимость реализации себя в соцсетях для автора. Стремится показывать динамичность руководителя нового поколения, который готов все делать сам», - говорится в обзоре.
Основной месседж соцсетей губернатора, по мнению исследователей, звучит как «Вот веду аккаунт губернатора-технократа». Однако к данной категории руководителей Бречалов относится только в силу возраста. В политику он пришел из Общественной палаты РФ, не имея большого управленческого опыта и стажа работы на госслужбе.
Авторы обзора заявляют, что «даже публикации по спущенным из Москвы темам (афганская война, блокада Ленинграда) носят более стильный характер». Каждый понедельник в соцсетях главы Удмуртии публикуется снимок одного из региональных фотографов. Если вычесть этот контент и «спущенные» публикации, на большинстве снимков присутствует Бречалов.
Губернатор является главным объектом на фотографиях, другие люди и места нечасто попадают в объектив. Бречалов старается фиксировать свое присутствие везде, отдавая предпочтение снимкам с российских и международных форумов. В то же время тексты и фотографии главы региона «подчеркнуто позитивны».
Публицист и политтехнолог Глеб Павловский заявил Udm-Info, что в большинстве случаев ведением соцсетей представителей власти занимается специальная команда. «Но может заниматься и сам губернатор, если ему это по приколу», - сказал он. Главный редактор интернет-газеты «Стриж» Тимофей Клабуков, уверен, что Бречалов не занимается своими аккаунтами.
После назначения на должность и.о. главы Удмуртии в апреле 2017 года он заявил, что старается «практически в режиме онлайн» информировать граждан о своей деятельности, считая, что «это правильно». Спустя некоторое время Бречалов сказал, что «не очень воспринимает» соцсети, но «должен быть там, потому что это элемент открытости».
Губернатор имеет аккаунты в Facebook, «Одноклассниках», «ВКонтакте», Twitter и Instagram, но различий между ними практически нет: сообщения, за редкими исключениями, дублируются. Клабуков заявил, что в аккаунтах Бречалова не найти сообщений об экономических проблемах региона - величине госдолга, падении уровня жизни людей - и методах их решения.
«Контент не отображает реальность, а «подкрашивает» ее. И если судить исключительно по аккаунтам главы, может создаться впечатление, что в Удмуртии все в целом хорошо. Причина, как мне кажется, в том, что настоящей целевой аудиторией аккаунтов главы республики являются не жители региона, а федеральные чиновники, прежде всего, сотрудники администрации президента РФ и правительства», - сказал он.
На Бречалова не спешат подписываться даже коллеги: за ведением его соцсетей следят лишь 10 губернаторов. Среди тех, на кого глава региона подписан в Instagram, немного коллег-«технократов», но есть журналисты Юрий Дудь и Леонид Парфенов, путешественник Федор Конюхов и футболист Златан Ибрагимович.
«В то же время подчеркнутость ориентации на «продвинутую» интернет-аудиторию и ценности «вечной молодости» может вызывать двойственную реакцию в различных средах. Вследствие этого вовлеченность аудитории весьма высока – как позитивная, так и негативная», - заявляют в фонде «Петербургская политика».
Положительный характер носят практически все записи под постами в Instagram Бречалова, «ВКонтакте» их доля составляет около половины от общего числа комментариев. Число негативных отзывов в этой соцсети постоянно растет. Однако периодически комментарии чистят, а наиболее активных комментаторов банят.
Случаи обратной связи в «Одноклассниках», Facebook и Instagram редки. В основном общение происходит «ВКонтакте», где ответы на комментарии пользователей появляются редко и выборочно, зачастую под вопросами, содержащими цифры и факты. Чаще за Бречалова отвечают с официальных аккаунтов министерств или комментатора просят самостоятельно связаться с ними.
«Это говорит о том, что у главы нет ни возможностей, ни желания общаться напрямую с интернет-аудиторией. Ей предлагается либо принять на веру все, что публикуется от имени Бречалова в соцсетях, либо оставить свое мнение при себе», - сказал Клабуков Udm-info.
Представленный обзор показывает, что соцсети создавались не для обратной связи. Ориентация аккаунтов Бречалова на решение политических задач оценена как «средняя». Ставка в них делается прежде всего на собственное позиционирование. Трансформация аккаунта в один из механизмов управления социально-политическими рисками не произошла.
Бречалов предпочитает отвечать на острые вопросы в СМИ, используя соцсети для снятия актуального информационного фона. Создать собственные аккаунты глава Удмуртии попросил и членов правительства республики. «Потому что не только молодые люди, взрослое население уходит в сеть для коммуникаций. Если нас там до сих пор нет, если мы свою работу не показываем, не отвечаем на их запрос, значит, у нас разрыв», - сказал он.
В соцсетях запущен хэштег #КомандаУдмуртии, используемый чиновниками в своих постах. Ни один из представителей власти не смог создать эффективный механизм общения с населением, используя соцсети как площадку для самопродвижения. Удаление комментариев и помещение отдельных пользователей в «черные списки» - пока главные инструменты госслужащих.
«Таким образом, аккаунты главы Удмуртии в соцсетях – это инструменты, но не обратной связи с жителями, а «подкрашивания» реальности, что делает их значительно менее ценными, интересными и востребованными активной интернет-аудиторией», - сказал Клабуков.