Posted 24 апреля 2019, 06:18
Published 24 апреля 2019, 06:18
Modified 17 октября 2022, 14:47
Updated 17 октября 2022, 14:47
Но за три месяца реформы все, что получили россияне – это возросшие тарифы и новую отлично работающую схему обогащения чиновников. В дополнение к этому в некоторых регионах возникли мусорные коллапсы – тех, где старая схема уже прекратила работать, а новая еще не начала. Об этом - новый выпуск видеоблога «Вскрытие покажет» медиахолдинга 1MI.
Тарифы – самая обсуждаемая тема «мусорной реформы». Стоимость вывоза мусора в некоторых регионах выросла с января в 2-3, а то и в 4 раза. Если раньше люди платили за вывоз мусора по количеству квадратных метров, то теперь плата взимается по нормативу для каждого жителя.
Нововведение хорошее – живущая в 3-комнатной квартире семья из 4 человек мусора производит не меньше и не больше, чем аналогичная семья из 4-комнатной квартиры. Вопрос тут к установленным нормативам. Откуда взялись эти цифры, из чьих голов? По новым нормативам в среднем на одного жителя приходится около 30 кг мусора в месяц, но, господа чиновники, жители России столько не едят!
В Оренбурге местный журналист и блогер Наталья Русинова провела эксперимент: за 3 недели ее семья из 4 человек и одного кота смогла накопить только 35 кг мусора – в три раза меньше установленного норматива. Местные власти, разумеется, назвали этот эксперимент некорректным.
Самые высокие тарифы на вывоз мусора установили для жителей Калужской области – 182 руб с человека в месяц, в Тамбовской и Мурманской областях – 133 руб. Но и платежки приходят странные: в одних регионах жители получают документы с пустыми графами, в других – с удвоенными суммами. А в Уфе, чтобы повысить собираемость, учитывают в платежках давно умерших родственников.
С ростом цен, казалось, должно было улучшиться качество услуг. Но и этого не случилось - чище у контейнеров не стало, в некоторых городах отходы не вывозят неделями. Региональные операторы получают колоссальные средства для улучшения работы в мусорной сфере, но ничего не меняется. По стране с нового года прокатилась серия митингов «Россия не помойка», протест был связан с игнорированием регоператорами взятых на себя обязательств.
Даже наши тренированные и привыкшие уже ко всему люди начали проявлять какие-то признаки стихийного протеста разной степени креативности. Забег на оленях провели на Ямале против «мусорной реформы», в Красноярском крае жители собрали для депутатов, поддержавших реформу, посылку с содержимым контейнеров, а в Волгограде принесли отходы к дверям офиса мусорного оператора.
Предполагалось, что за ходом реформы будет следить Общероссийский народный фронт (ОНФ), но, похоже, в созданной схеме не могут разобраться и его активисты. На своем сайте организация опубликовала список 20 сомнительных регоператоров, а через несколько дней вынуждена была его удалить. Позже его восстановили, но информация по некоторым операторам загадочно исчезла. Что это – ошибка или некомпетентность?
Если верить отчету ОНФ, многие регоператоры были созданы только накануне торгов, с минимальным уставным капиталом в 10 тыс. руб., не имея на балансе специальной техники – это те самые «мутные» регоператоры, которых создали под реформу. Они заключили подряды, но как без опыта, нужного штата сотрудников они будут работать, общаться с людьми и вести коммуникационную компанию? Случись банкротство – и эти компании просто не ответят по своим обязательствам.
Впрочем, некоторые регоператоры не могут ответить по обязательствам уже сейчас. Руководству ООО «Управление отходами» (саратовский регоператор) за невывоз мусора из дворов теперь грозит до 2 лет в местах не столь отдаленных… Это первое, но точно не последнее уголовное дело в рамках «мусорной реформы».
Все регоператоры так или иначе аффилированы с местными органами власти, и это ни для кого уже давно не секрет. В Оренбурге ООО «Природа» возглавляет бывший депутат заксобрания края, белгородский Центр экологической безопасности полностью принадлежит правительству региона, в Карелии ООО «Автоспецтранс» владеет местная корпорация развития. Все они выиграли торги, являясь их единственными участниками.
И самое интересное… Не имеющие собственного автопарка регоператоры имеют право привлекать к оказанию услуг по вывозу мусора подрядчиков. То есть те самые организации, которые до этого и занимались вывозом мусора, но делали это в конкурентной среде, а значит – дешевле. Сегодня же регоператоры-монополисты диктуют, что и куда следует вывозить и за какие деньги.
Что же в итоге представляет собой «мусорная реформа»? Аффилированная с местной властью компания выигрывает конкурс, становится регоператором, не имея собственного парка техники. Нанимает подрядчиков, платя им не более 25% от утвержденного тарифа. Можно было бы предположить, что оставшиеся 75% пойдут на рекультивацию несанкционированных свалок, но на самом деле средства на это уже заложены в региональных бюджетах. Или, может быть, оставшиеся 75% - это инвестиционная составляющая? Деньги пойдут на строительство мусороперерабатывающих комплексов? Но нет, инвестиционные суммы в тариф еще не закладывали. Так что остается только одно: 75% - это чистая прибыль регоператора.
В Приморском крае мусороперерабатывающий завод хотят возвести на территории опережающего развития «Надеждинская», рядом с предприятиями по переработке рыбы, фермой и заводом сладостей.
Никто не сомневается в том, что мусорная реформа России нужна. Нормальный человек не будет против даже разумного повышения тарифа, понимая, что необходимо переходить к европейским стандартам экологии и сортировке мусора. Но взятые с потолка нормативы, как видно из эксперимента оренбургской журналистки, никогда не будут достижимыми.
Уважаемые чиновники, не надо держать нас за дураков. Мы знаем, что ваши мусоросортировочные заводы никогда не будут построены, а уже сегодня мы за них платим. Ваши региональные операторы – дополнительное звено в работе, которую и так ранее выполняли управляющие компании на условиях конкуренции и за меньшие деньги.
Судя по комментариям в соцсетях, тема вывоза и ликвидации твердых коммунальных отходов является злободневной для подавляющего большинства населения. А это значит, что акции против новой реформы будут продолжаться до тех пор, пока региональные операторы не начнут «прозрачную» деятельность, а горожане не увидят результатов их работы.