Posted 22 июня 2019, 14:26
Published 22 июня 2019, 14:26
Modified 17 октября 2022, 14:35
Updated 17 октября 2022, 14:35
В городах России, рядом с которыми власти собираются строить комплексы по утилизации отходов 1-2 классов опасности, проходят митинги и акции протеста. 13 июня митинг прошел в Саратове, в 230 км от которого, в Горном, согласно решению федерального правительства, будет строиться комплекс по утилизации отходов. Четыре дня спустя аналогичный по содержанию митинг прошел в Кирове – в пос. Мирный Оричевского района Кировской области («Марадыковский») собираются строить такой же комплекс.
Сегодня, 22 июня, на митинг вышли жители Камбарки, свой комплекс по хранению и утилизации опасных отходов должен появиться и в Удмуртии. Как сообщил Udm-Info председатель общественной организации «Народный фронт Регион» Владимир Захаров, уведомление о намерении провести митинг подали и в Нефтекамске (Башкирия), жители которого обеспокоены планами строительства комплекса в Камбарке, где до недавнего времени хранилось, а впоследствии уничтожалось химическое оружие. Аналогичные задачи выполняли и комплексы в пос. Мирный и Горном – объекты, на которых ликвидировалось химическое оружие, власти намерены перепрофилировать в комплексы по хранению и утилизации отходов 1-2 классов опасности.
«Юность» рядом с кладбищем
Организаторы митинга в Камбарке изначально заявляли около 1 тыс. участников, сколько пришло по факту, оценить трудно. По официальным данным МВД по УР, в митинге приняло участие 280 человек. На момент его начала на стадионе «Юность», примыкающем к городскому кладбищу, примерно столько участников и было, но с течением времени народ прибывал. Место проведения митинга было выбрано не случайно и не его организаторами – власти города отказали в проведении мероприятия на Центральной площади Камбарки из-за мероприятий, посвященных Дню памяти и скорби. И такие мероприятия в центре города прошли, но слушать концерт на площади городскому руководству пришлось едва ли не в полном одиночестве.
Своим вниманием митинг городские и республиканские власти не почтили. Единственным депутатом Камбарского совета, поднявшимся на импровизированную сцену (подогнанную на стадион грузовую платформу), был Сергей Томашевич. «С 2004 по 2009 год, когда в Камбарке уничтожался люизит, создавались отходы – мышьякосодержащий шлам. И до сих пор не построен полигон по утилизации этих отходов, они хранятся на территории завода. Сейчас нам собираются привозить еще по 50 тыс. тонн отходов. Хорошо, 25 тыс. тонн вылетит в воздух, уйдет с водой, а остальные куда? Остальные будут закапываться здесь же, на территории района», - уверен он.
Сергей Томашевич напомнил, что Камбарку окружают четыре реки, близко подземные воды. Ниже по течению Камы расположены многочисленные села и города – Нефтекамск, Нижнекамск, все они осуществляют водозабор из Камы. «Отходы, которые потекут – а они обязательно потекут! – попадут в эти реки. Люди будут пить воду с этими отходами и болеть. В Камбарке каждый второй умирающий – онкологический больной. И все, что нас ожидает, располагается справа – кладбище», - заявил Сергей Томашевич.
Многие выступавшие задавались одним и тем же вопросом: если комплексы по утилизации отходов 1-2 классов действительно безопасные, почему строить такой нужно именно в Камбарке, десятки лет страдавшей от соседства с люизитом. Почему бы не использовать для размещения комплекса пустующие заводские площади в столице региона, Ижевске, спрашивали они. А настроенные более радикально предлагали размещать такие комплексы на Рублевке и в самой Москве, отправляющей отходы на хранение и утилизацию в регионы.
«У меня требования. Не просьбы, а требования. Провести мониторинг заболеваемости жителей Камбарки онкологическими заболеваниями, начиная с младенцев и заканчивая стариками – это первое. Второе – перенести строительство комплекса в другое место. Есть очень много заброшенных территории, пусть строят там и ездят туда работать вахтовым методом тех, кто говорит, что все это совершенно безвредно. И третье – необходимо провести референдум. Этот третий пункт – главный. Мы должны бороться, мы хотим жить», - говорит жительница Камбарки Татьяна Сажина.
Не считают за живых
«Только мы смогли вздохнуть полной грудью и сказать «нет» химическому оружию, как нам пытаются подкинуть очередную отраву. Отраву, которая останется здесь навсегда. При любой технологии переработки отходов будут оставаться шлам, зола, которые придется где-то размещать. А где? Конечно, на территориях, примыкающих к комплексу. Соответственно, все это будет проникать в почву, в грунтовые воды – отравлять окружающую среду», - считает депутат МО «Камбарский район» Александр Аксянов.
Отходы 1-2 класса опасности, напоминает он, являются канцерогенами – ртуть, свинец, серная кислота. «Это те отходы, о которых говорил на встрече с жителями города представитель Росатома», - напоминает он. – Что нам обещает Росатом? 200 рабочих мест. В городе с 10-тысячным населением и высоким уровнем безработицы они ситуации не исправят».
«Где-то в Москве решили, что 10 тысяч человек можно не считать за живых, за людей, за тех, кто имеет собственное мнение. И сегодня резолюцию митинга надо подписать всем. Здесь собрались те, кто действительно несет ответственность за будущее нашего Камбарского района. Подписывая резолюцию, мы скажем «нет» этому заводу, не дадим развиваться химической свалке», - призывала одна из участниц митинга.
Призывы, впрочем, были излишними. У импровизированного стола с подписными листами очередь из желающих поставить свои подписи под резолюцией не уменьшалась.
«Могу сказать только одно. У нас уничтожали люизит и иприт, и теперь, чтобы сэкономить, хотят на этой базе уничтожать отходы. Но мы, по сути, живем на острове, вокруг Кама, Буй, все это впадает в Волгу, идет до Каспия… И если что-то случится, загнуться может пол-России. Такие комплексы нужно строить в малонаселенных районах, вдали от рек», - считает подписавший резолюцию житель Камбарки Виктор Глухов.
«Немного опоздал на митинг, но подпишу обязательно. Хотя бы потому, что мы совершенно не уверены в безопасной переработке опасных отходов», - сказал житель Камбарки Евгений Летунин, пришедший на митинг с плакатом «Срочно меняю новый японский Sharp на пошарпанный отечественный дозиметр» - фразой из грустного анекдота, появившегося после чернобыльской катастрофы.
Параллельные дороги
По словам организаторов митинга, власти города и района были приглашены на митинг, но не только не пришли, но и активно сопротивлялись его проведению. Со сцены прозвучала информация о том, что отдельные руководители грозили подчиненным увольнениями, если те будут присутствовать на митинге. Что вполне объяснимо: среди возмущений и требований звучали и политические лозунги, из разряда тех, с которыми призван бороться новый закон «об оскорблении власти».
Что же касается требований, то едва ли не ключевым было требование референдума по строительству комплекса по утилизации отходов, прямого волеизъявления жителей Камбарки. Пойдут ли на это власти, большой вопрос, известно, что, прежде чем начнется строительство комплекса, будет проведено три этапа общественных слушаний. Но будут принятые на них решения носить рекомендательный характер или слушания и станут чем-то вроде референдума, пока не ясно.
Как не ясно, что будет происходить дальше. Власти Удмуртии, не имеющие ничего против строительства комплекса, а также некоторые общественники идут своей дорогой, протестующие – своей, и пока эти дороги не пересекаются. И что случится, когда они все-таки пересекутся, спрогнозировать трудно, одними лишь митингами и акциями протеста дело может и не ограничиться.
Напомним, согласно постановлению правительства России, в стране будут построены сразу несколько комплексов по хранению и утилизации отходов I–II классов опасности. Один из них планируется построить в Камбарке, на базе комплекса по утилизации химического оружия. Комплекс «Камбарка» мощностью до 50000 тонн отходов в год будет построен к 2023 году. Предельная стоимость строительства объекта составит 5,117 млрд руб.
Власти Удмуртии не против строительства комплекса в Камбарке. По словам премьера республиканского правительства Ярослава Семенова, комплекс позволит создать около 200 рабочих мест. «Важно понимать — все экологические требования, в соответствии со всеми документами, должны быть соблюдены и исполняться», — заявил Ярослав Семенов.
13 марта в Камбарке прошло открытое заседание Рабочей группы при Общественной палате Удмуртии, на котором обсуждали вопрос о перепрофилировании бывшего объекта по уничтожению химического оружия в комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности.
Государственным заказчиком строительства объектов, в том числе объекта «Камбарка», станет корпорация по атомной энергии «Росатом», а застройщиком — унитарное предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», имеющее, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, прямое отношение к «Росатому».
Как заявил заместитель генерального директора ФГУП «РосРАО» Максим Корольков, на комплексе в Камбарке не планируют хранить и утилизировать радиоактивные отходы.
«Здесь организуют обязательный контроль всех партий отходов, поступающих на объект. Более того, по практике реализации проектов на других предприятиях, эта информация будет вывешиваться в онлайн режиме. Если будет выявлена партия отходов с повышенным фоном, то она будет идти по другому пути, тому, который установлен для других вещей. Свозиться сюда радиоактивные отходы не будут», — заявил он.