Posted 17 июля 2019, 16:57

Published 17 июля 2019, 16:57

Modified 17 октября 2022, 14:43

Updated 17 октября 2022, 14:43

Регионы лечат по-разному: где есть шанс вылечиться, а где скорее умрешь

Регионы лечат по-разному: где есть шанс вылечиться, а где скорее умрешь

17 июля 2019, 16:57
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
Всем доступная и при этом бесплатная медицина - гордость Советского Союза. Сегодня медицина - наша боль...

Больницы и ФАПы закрываются в малых населенных пунктах, врачей сокращают, чтобы оставшимся хоть как-то платить зарплаты. О бесплатной медицине мы уже давно забыли. Она как бы есть, но ее как бы нет... По оценке Высшей школы организации и управления здравоохранением, люди сегодня вынуждены оплачивать 40% медицинских услуг.

Но при общих тенденциях, тем не менее, у каждого региона есть свои особенности. «Новые Известия» продолжают разбираться, в каком регионе лучше заботятся о здоровье населения, а где власти предлагают уповать на йод и подорожник.

Это второй материал из цикла аналитических статей (первый тут) о том, как обстоят дела с медициной по стране: кто лидер, а кто – аутсайдер*. Сегодня в центре внимания - регионы Урала и Сибири. Комментирует исследование советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина Николай Авксентьев.

* В каждом разделе - два рейтинга: 5 регионов с лучшими и 5 регионов с худшими показателями. За попадание в ТОП лучших регионам начисляли поощрительные баллы (за первое место 5 баллов, за второе – 4 балла и т. д.). По такому же принципу за попадание в ТОП худших начисляли штрафные баллы. Итоговый результат – это разница поощрительных и штрафных баллов.

Деньги

В прошлом рейтинге фаворит по абсолютным расходам на медицину был ясен и до подсчетов – это Москва. С Уралом и Сибирью всё не так однозначно: тройка лидеров идёт очень плотно. В бюджете Свердловской области на 2019 год предусмотрено выделение 45,42 млрд рублей на медицину, в бюджете Красноярского края – 40,6 млрд, а в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа* – 39,125 млрд рублей. Но есть важная деталь: население Свердловской области в 2,6 раза больше населения Ханты-Мансийского АО (1,67 млн человек против 4,3 млн), а значит, в расчёте на каждого жителя денег выделяется в столице Урала значительно меньше. И это самый главный показатель достаточности денежного обеспечения региональной системы здравоохранения.

*здесь и далее каждая часть Тюменской области (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область без учёта АО) рассматриваются отдельно.

Если в Центральном федеральном округе максимальная разница в обеспеченности финансами между самой щедрой Воронежской областью и самой скупой Белгородской областями была пятикратной, то в данном случае разница между Ямало-Ненецким АО и Омской областью превышает 15 раз! Такова особенность региона: ЯНАО – богатый ископаемыми, но при этом крайне малонаселённый регион с большими расстояниями и не самым комфортным климатом. «Малой кровью» там не обойтись.

Про реформы и врачей

Реформа системы здравоохранения, ставшая причиной очень большого количества претензий к больницам, сказалась не только на количестве и доступности медучреждений, но и на количестве врачей. Вот к чему она привела: массовые сокращения медперсонала, рост нагрузки на оставшихся медиков, жёсткое нормирования времени приёма.

*Только на бумажную бюрократию уходит 35% времени приёма (это рекомендованное значение, на практике может быть и больше), а значит на самого пациента остаётся 5-7 минут. При повторном посещении время приёма должно уложиться в 70-80% норматива.

Но нормативы нормативами, а всё, как обычно, зависит от региональных властей и их уровня ответственности перед жителями. Естественно, если врачей в больницах и поликлиниках достаточно, то они могут позволить уделить пациенту внимания столько, сколько необходимо. А иначе приём превращается в конвейер, на котором врачу главное заполнить документы. Смотрим, как обстоят дела с количеством врачей в регионах.

Разница уже не такая большая, как в случае с финансированием, но всё равно впечатляет: в Ханты-Мансийском автономном округе на каждого врача приходится в 2 раза меньше пациентов, чем в аутсайдере этого рейтинга – Курганской области. А вот Омская область, наоборот, порадовала большим количеством врачей, несмотря на скромное финансирование.

«Необходимо, чтобы соблюдался весь комплекс: чтобы была доступна медицинская организация, чтобы там находился врач (ставка была заполнена), чтобы врач был квалифицированным, и чтобы у врача было достаточно оборудования, на котором он умеет работать. И времени, которое он может потратить на пациента. Важно всё, и улучшать нужно всё в комплексе».

Николай Авксентьев, советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина

Зарплаты медиков

Зарплаты врачей могут очень сильно отличаться от декларируемых чиновниками. Как же выполняется майский указ президента на самом деле, а не на словах? К тому же, майский указ должен был быть выполнен в 2018, а на дворе – середина 2019 года. За это время могло многое поменяться. Для этого мы, опираясь на ежемесячные данные Росстата о средней зарплате в регионах, посчитали среднюю для всего первого квартала, и сравнили её со средней зарплатой врачей за тот же период. Согласно указу, врачи должны получать в 2 раза больше средней суммы по региону, а средний медицинский персонал – не меньше средней по региону.

К сожалению, даже формально майский указ сейчас выполнен только в Курганской области. С небольшой натяжкой к категории справившихся с задачей можно отнести Тюменскую и Новосибирскую области. Но удивляться и радоваться лидерству курганской области не стоит: всё дело в крайне низких зарплатах в регионе. Жители Курганской области зарабатывают в среднем по 27 766 рублей в месяц. Зарплаты меньше только в Алтайском крае – 24 901 рубль.

"Зарплата в разных регионах отличается, а она, по сути, является ключевым драйвером большей части федеральных бюджетных трансфертов на здравоохранение. Нельзя сказать, что в России – сумасшедшие расходы на здравоохранение. В любом случае, денег всегда не хватает, что у нас, что за рубежом".

Николай Авксентьев, советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина

В Тюменской области нашли очень элегантный способ борьбы с «лишними» расходами на зарплаты: врачей вынудили примерять на себя роль сотрудников колл-центра. Участковым приходится обзванивать людей, приглашая их на диспансеризацию, а если план по диспансеризации (крайне трудновыполнимый) не будет выполнен – срежут ползарплаты.

Результаты

Во главе угла, по-прежнему, стоит смертность. Если человек здоров, и долго живёт, значит он может работать, зарабатывать и тратить деньги, создавать что-то новое. Иначе ни экономику страны не поднять, ни благосостояние людей не улучшить. Смотрим, что происходит со смертностью в Сибири и на Урале.

Получается, что больше шансов выжить в тех регионах, в которых на 1000 жителей приходится по 40 врачей и более. Даже если количество врачей поддерживается ценой невыполнения майских указов, как в Тыве, это всё равно лучше дефицита врачей. Регион может выделять большие средства на медицину, реализовывать различные программы, но результат при этом будет минимальным, если просто некому лечить людей. Яркий пример - Свердловская область.

Отсутствие врачей – не такая уж и редкая причина смертей. Человека могут привезти в больницу, но это ещё не гарантия спасения. В Свердловской области двухлетняя девочка с диагнозом «менингококковая инфекция» умерла прямо в реанимации от того, что с вечера до утра в инфекционном отделении не было врачей.

Итог

Лидерство богатых нефтеносных регионов не удивительно: денег там достаточно, к тому же люди туда часто приезжают на заработки, а на пенсии уже живут в других уголках страны. Но главный вывод заключается в том, что деньги – далеко не единственный фактор. Бедная Тыва попала в пятёрку лучших наравне с Новосибирской областью. При этом Свердловская область опустилась в пятёрку худших, пропустив вперёд даже Омскую область с самыми низкими расходами на душу населения.

Последние места нашего рейтинга – это не просто цифры, это реальные проблемы врачей и пациентов. В Курганской области крайне халатно относятся к вопросу распределения скудных финансов: сотрудники финансово-экономических отделов выписывают премии «кому надо», повышая себе зарплаты в несколько раз, а шестилетнему мальчику три недели не могли сделать прививку от бешенства из-за отсутствия вакцины.

А медучреждения в Кемеровской области умудрились накопить долги на 1,7 млрд. рублей, причём задолженность на 459 млн. рублей уже просрочена. Формально долги начали нарастать из-за необходимости выполнять майские указы по зарплатам, но регион так и не осилил эту задачу. Теперь же какое-то развитие здравоохранения здесь представляется очень затруднительным из-за этих самых долгов.

Выход из этой ситуации сложно подыскать. В любом случае, это будет компромисс. Теоретически, можно централизовать всю систему здравоохранения, сделать всё в рамках системы ОМС, в которой выравнивание намного более жёсткое. Но этот вариант достаточно радикальный, и, в любом случае, получается, что мы централизуем одно из основных полномочий субъектов РФ. В целом, это можно рассматривать как решение некоторых вопросов, например, капитальные расходы можно было бы погрузить в систему ОМС, не сразу на стройку, но на оборудование стоимостью до 500 тыс. рублей за единицу, и потихонечку двигаться в сторону более дорогостоящего. Это сглаживало бы различия. Можно двигаться по пути включения социально-значимых заболеваний в систему ОМС».

Николай Авксентьев, советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина

Подпишитесь