Posted 25 декабря 2019, 09:34
Published 25 декабря 2019, 09:34
Modified 17 октября 2022, 14:53
Updated 17 октября 2022, 14:53
Ижевский пруд постепенно превращается в болото прямо на глазах горожан. И это несмотря на то, что периодически проводятся мероприятия по его реабилитации. Почему же они не помогают? Потому что решение проблем Ижевского пруда невыгодно никому из тех, кто обладает хоть какими-то полномочиями по их решению, считает член общественной организации «Экологический Союз г.Ижевска» Александр Мазунин.
Сине-зеленые набирают вес
Одна из главных проблем пруда - повышенное содержание клеток фитопланктона в его воде. Количество сине-зеленых водорослей - самый важный показатель, на который обращают внимание и ученые, и чиновники. По нему из года в год пруд признается негодным для использования в качестве источника питьевого водоснабжения, однако все равно продолжает для этой цели использоваться.
Напомним, что одной из причин всплеска количества сине-зеленых водорослей в воде пруда чиновники называли жаркое лето 2003 года. Именно тогда число этих водорослей возросло в 103 раза. Вода позеленела и дурно запахла, и чиновники вынуждены были озвучивать хоть какую-то версию происходящего.
Версия эта, впрочем, не выглядела убедительной. Ижевскому пруду больше 200 лет, множество из которых были жаркими, однако никаких сообщений о том, что пруд «цвел и пах», в архивах отыскать не удалось. Пруд каким-то образом самоочищался, а в 2003 году вдруг прекратил это делать.
В 2004 году ученые УдГУ пришли к выводу, что «общей причиной экологического неблагополучия Ижевского пруда является несоответствие его потенциала самоочищения величине техногенной нагрузки, создаваемой современным городом». А одной из главных мер по оздоровлению пруда назвали «наведение санитарного порядка в водоохранной зоне и водосборном бассейне в пределах городской территории, включая развитие системы ливневой канализации».
По словам Александра Мазунина, в последний раз он натолкнулся на аналогичные выводы в научной работе 2018 года, и чиновники в курсе этих выводов.
Очистные сооружения сделали неверно
Но есть еще одно малоизвестное объяснение «цветения» Ижевского пруда, которое нельзя оставлять без внимания. Оно принадлежит Анатолию Александровичу Рябову, начальнику химического цеха ТЭЦ-1 с 1983 по 2011 год. В цехе он столкнулся с вредоносным воздействием сине-зеленых водорослей на водоподготовительное оборудование, а в конечном итоге – на турбинное и котельное.
Он считает, что реальная причина роста количества сине-зеленых водорослей кроется в способе водосброса.
- В начале 2000-х произвели реконструкцию сброса воды из пруда, - рассказывает Анатолий Александрович. – Вместо деревянных щитов, через которые переливалась вода, на водосбросе установили металлические. Они поднимаются, и нижний слой воды уходит. Но уходит-то холодная вода, а теплая остается в верхних слоях. Вспомним, по законам физики теплая вода, как и воздух, поднимается вверх, а холодная остается внизу. Раньше холодная вода реки Иж, вливаясь в пруд, подпиралась плотиной и затвором водосброса. Поднимаясь вверх, она охлаждала верхние теплые слои и только после этого сбрасывалась через верх водосбросного устройства. И это было правильно. Как в природе? Когда в озеро вливается одна река, то другая вытекает из него через верх. То есть холодная вода вытесняет теплую и гонит ее на сброс.
По мнению Рябова, для того чтобы Ижевский пруд вновь излечился, необходимо создать компетентную комиссию, которая бы тщательно изучила эту проблему и, взяв за основу экономические расчеты, внесла предложение в правительство Удмуртии о возврате к старому способу водосброса из Ижевского пруда.
Также он объясняет, что надо сделать для того, чтобы увеличить проточность Ижевского пруда в период паводка и исключить опасность затопления города. А именно, углублять и очищать русло реки Иж ниже водохранилища вплоть до слияния с рекой Позимь.
Анатолий Рябов неоднократно обращался по проблеме к руководству ТЭЦ-1 и даже Волжско-Камского бассейного управления, но везде получал один и тот же ответ: «Что мы можем сделать? Пруд находится в ведении городских властей».
В 2017 году он написал статью «Почему «цветет» Ижевский пруд, кто в этом виноват и что делать?» и разослал ее в СМИ. И тоже безрезультатно: ее нигде не опубликовали.
Чиновники опровергли законы физики
Александр Мазунин после прочтения рукописной статьи Рябова обратился в минприроды с двумя вопросами: проводилась ли реконструкция системы водосброса на Ижевском водохранилище и могла ли она способствовать увеличению «цветения» водохранилища?
И получил ответ: «В период с 2005 по 2009 г. на данном гидротехническом сооружении был выполнен капитальный ремонт водосброса по рабочим проектам ОАО институт «Удмуртгипроводхоз»… Капитальный ремонт гидротехнического сооружения не послужил причиной увеличения количества сине-зеленых водорослей в Ижевском водохранилище».
Более того, в одном из интервью 2008 года главный инженер «Удмуртгипроводхоза» выдал противоречащий выводам Анатолия Рябова факт: «Институт выполнил проектные работы по замене щитового хозяйства… Если ранее затворы функционировали как водослив, с переливом через гребень деревянных щитов, то сегодня конструкции работают в «режиме стечения из-под щита». Это создает дополнительные возможности по водообмену, в который вовлекаются придонные слои».
Так кто же прав?
Ответ в динамике фитопланктона
Ответ на этот вопрос Александр Мазунин нашел в динамике фитопланктона.
- Итак, в конце 2006 года система водосброса на Ижевском водохранилище была изменена, - говорит он. - Обратите внимание на график динамики изменения числа клеток фитопланктона в воде водохранилища в районе водозабора (данные «Ижводоканала»).
Пики – максимальные значения в этом графике - приходятся на теплый период, они-то нас и интересуют. На графике четко видно, что значительное увеличение числа клеток отмечается в 2007 году (более чем в 2 раза по максимальному числу в сравнении с предыдущим годом), далее продолжается постепенный рост этого значения и еще более значительное увеличение зафиксировано в 2010 году. Затем наблюдаются периодические спады и подъемы уровня, достигающего значений в 6-13 раз выше допустимого!
Александр Мазунин делает вывод, что прав бывший начальник химического цеха ТЭЦ-1. И ни в одном из многочисленных научных исследований об этом нет ни слова.
Однако он считает, что изменение системы водосброса все-таки не единственная причина «цветения» воды в пруду, так как проблема существовала и раньше, пусть и в значительно меньших масштабах.
- Но, вполне возможно, что без возврата к прежней системе водосброса не имеет большого смысла проводить все остальные мероприятия, - говорит он.
Только кто этим будет заниматься?
Бесконечная реабилитация
Чиновники из минприроды Удмуртии, на чьем балансе находится Ижевский пруд, готовы бесконечно решать проблему его затхлой воды, ведь им постоянно выделяют немалые деньги на экологическую реабилитацию водохранилища.
В последний раз такая «реабилитация» стоимостью 478 миллионов рублей проводилась в 2014-2016 годах.
Суть работ по реабилитации заключалась в том, чтобы качество воды в Ижевском водохранилище привести к соответствующим нормативным требованиям или, по крайней мере, снизить уровень загрязнения.
По их окончанию действующий тогда министр природных ресурсов региона Александр Нестеров бодро отчитался в том, что работы провели не зря, так как максимальное число клеток сине-зеленых водорослей в 2016 году оказалось значительно меньше, чем в 2013-м.
- Но, во-первых, одного максимального числа для анализа мало, а, во-вторых, этот показатель качества воды совсем не такой однозначный. Так, в 2012 году такое максимальное число было вообще ниже, чем в 2016-м. Получается, если следовать логике чиновников и верить этим официальным данным, работы по реабилитации Ижевского водохранилища привели к росту уровня загрязнения. И вообще в последние годы эти самые максимальные числа клеток фитопланктона колеблются в широких пределах – примерно в 6-13 раз выше нормы, четкой динамики не прослеживается. То есть «болото» было - «болото» и осталось, - объясняет Александр Мазунин.
Решать проблему невыгодно
Почему же столь дорогостоящие работы не принесли должного результата?
- Если исчезнет проблема, то исчезнет и многомиллионное финансирование, направляемое на решение этой проблемы. Так зачем же ее решать?! – считает Александр. - В интернете без труда можно найти примеры того, как минприроды и постоянный исполнитель его работ в сфере водного хозяйства «Удмуртгипроводхоз» просят увеличить финансирование работ на Ижевском пруду. Так же невыгодно способствовать оздоровлению пруда и руководству города, находящемуся в плотной связке с застройщиками. Смотрите, 12 из 42 депутатов Гордумы Ижевска - владельцы или руководители строительных компаний, которые в последние годы активно застраивают набережную пруда, а также побережья речек-притоков, например, Подборенки.
И все это в рамках закона. Сейчас федеральное законодательство разрешает строить в водоохранных зонах практически все, что угодно.
В паблике «Ижевск за город для людей» открыта тема «Ижевский пруд нуждается в защите». Всем, кому небезразлична судьба пруда и города, Александр Мазунин предлагает обсудить поднятую проблему.