Posted 28 мая 2020, 05:57
Published 28 мая 2020, 05:57
Modified 18 октября 2022, 05:23
Updated 18 октября 2022, 05:23
Дайте оценку!
На фоне событий, произошедших в республике за два последних месяца, как-то позабылась рабочая группа, созданная главой Удмуртии Александром Бречаловым еще в начале марта. Та самая рабочая группа, что должна была ознакомиться со скандальным докладом Государственного контрольного комитета (ГКК) и дать ему «публичную оценку». Прошло два месяца, рабочая группа наверняка эту публичную оценку давно подготовила, а теперь сгорает в нетерпении ее представить. Так, может быть, стоит дать слово человеку, которому и было поручено ее создать – премьеру республиканского правительства Ярославу Семенову?
А то нехорошо получается, дело-то громкое было. Речь шла не просто о докладе ГКК, а о «сформулированном обвинении», и не в чей-нибудь адрес, а главы Удмуртии Александра Бречалова. О чем он сам и сказал, мол, является «обвинением в мой адрес, в адрес правоохранительных органов». Более того, членам рабочей группы в какой-то мере доверялись судьбы и карьеры двух чиновников – нынешнего главы Удмуртии и экс-прокурора республики, а ныне руководителя ГКК Бориса Сарнаева.
«Если где-то в чем-то подтверждаются цифры, то это серьезный предмет не только для разговоров, но и для решений, в том числе в отношении меня. Если в обратную сторону и доклад будет признан необъективным, то Госсовет должен будет принять соответствующие решения», - заявил Александр Бречалов.
То есть, «или он, или я», понять это как-то иначе – затруднительно.
Списывать отсутствие долгожданной публичной оценки (а вслед за ней и принятие «соответствующих решений») на коронавирус, которым заразился глава Удмуртии, не стоит. Александр Бречалов дал понять, что находится в строю, и ничто не должно помешать ему ознакомиться с публичной оценкой доклада ГКК в режиме онлайн. Можно и даже нужно подключить к трансляции членов правительства и депутатов Госсовета, которые этот ГКК и создавали.
Центр благотворительности
Тем более, что и повод имеется. На днях ГКК, не дождавшись, как и прочие, публичной оценки своего доклада, опубликовал новую порцию данных о проверках использования бюджетных средств четырьмя учреждениями, которые были созданы уже после десантирования #КомандыУдмуртии в регион. Речь идет о «Центре дизайна, городской среды и энергосбережения УР», «Центре развития бизнеса УР» и «Республиканском бизнес-инкубаторе».
Ничего сенсационного в новых отчетах, впрочем, не обнаружилось. Явленный публике роскошный букет всевозможных нарушений в расходовании бюджетных средств – это теперь никакая не сенсация, дело привычное. Но кое-что любопытное нашлось. Вольно или невольно, государственные контролеры дали понять схему расходования денег, вырученных от продажи большей части имущества АО «Ижевские электрические сети». Эта продажа до сих пор вызывает массу подозрений и вопросов, самый актуальный из которых: а продана ли, как обещалось, оставшаяся часть имущества «ИЭС», и если продана, то за сколько и где деньги?
Что же касается денег от продажи первой части имущества, то некоторая их часть пошла на… благотворительность. Как говорится в отчете о проверке расходования бюджетных средств Центром дизайна, городской среды и энергосбережения, «в 2019 году Центром заключены договоры на проведение ремонтных работ в семи учреждениях здравоохранения г. Ижевска и Школе юных летчиков, в том числе за счет целевых пожертвований от АО «Ижевские электрические сети» на сумму 336,9 млн руб. Фактически Центр выступил в качестве благотворителя, однако его уставом осуществление благотворительной деятельности не предусмотрено».
Мутная схема с «благотворительностью» понадобилась, как считается, для того, чтобы высвободить средства республиканского бюджета на сокращение госдолга региона: принадлежащие республике больницы ремонтировались за счет Ижевска, который и должен был получить деньги от продажи имущества «ИЭС».
На широкую ногу
Как показала проверка, большая часть деятельности Центра дизайна относится к полномочиям органов власти, что противоречит законодательству о конкуренции. Центр в прошлом году получил от республиканского минстроя 13,7 млн руб. на разработку дизайн-проектов по благоустройству общественных и дворовых территорий без проведения каких-либо конкурентных процедур, а документы, подтверждающие фактическое выполнение работ, не представил. Была сделана работа или нет, пойди разбери.
Занимался Центр дизайна и концепцией использования здания главного корпуса Оружейного завода, хотя тот на его балансе не числился, его Агентство по охране объектов культурного наследия Удмуртии передало Национальному музею УР. Тем не менее, 1,3 млн руб., потраченные Центром дизайна на концепции и тематические семинары по развитию городской среды, минстрой ему компенсировал.
Как показали проверки, на широкую ногу живут, расходуя бюджетные средства и другие пестуемые #КомандойУдмуртии учреждения. Например, Центр развития бизнеса Удмуртии. Его бюджет в 2018-19 годах составил 310,2 млн руб., а сам Центр должен заниматься инвестиционной деятельностью. Но, как следует из отчета ГКК, этой деятельностью он «фактически не занимался, а под видом ее осуществления, в основном, производились расходы по ремонту арендуемых помещений и содержанию инженерного корпуса в г. Ижевске, не используемого и сдаваемого в аренду».
Центру развития бизнеса, кроме бюджетных денег, достаются и пожертвования, в частности, от АО «ИЭМЗ «Купол». Предприятие выделило 13 млн руб., на которые Центр должен был подготовить финансовую модель развития Ижводоканала и Концепцию коммуникационной стратегии привлечения инвесторов в УР. Про концепцию в отчете ничего не говорится, а вот новой финансовой модели МУП «Ижводоканал» так до сих пор и не дождался. Зато дождались необоснованных премий сотрудники Центра, в том числе его директор, «что повлекло необоснованное начисление премий на сумму более 1,4 млн руб.».
На постоянной основе?
А вот Республиканский бизнес-инкубатор не только выполняет, но и лихо перевыполняет выдаваемое ему государственное задание. Показатели растут, как цыплята-бройлеры на стероидах – 300%. Правда, исключительно потому, что в свое время устанавливали это госзадание, занижая планку: с инкубатора требуют предоставить услуги 20 субъектам малого предпринимательства, а он может – 60.
12,6 млн руб. инкубатор получил из бюджета на оплату расходов по организации тренингов, образовательных программ по повышению квалификации госслужащих и прочих обучающих, игровых и тренинговых мероприятий. Что, как выяснилось, не совсем законно, – все это относится к государственным функциям. Тем не менее, руководство инкубатора чувствовало себя вольготно и обращалось с бюджетными деньгами, допуская нарушения, осуществляя стимулирующие выплаты работникам и, конечно, директору. Нарушений достаточно, их общая сумма составила 50,6 млн руб.
Новая порция отчетов ГКК – это, конечно, не разгромный доклад по итогам проверок в 2019 году, масштаб не тот. И все-таки интересно, стоит ли и ее воспринимать как «обвинение» в адрес главы Удмуртии и правоохранительных органов? Если да, то, может быть, стоит дать публичную оценку и новой порции, а деятельность рабочей группы по раздаче материалам проверок ГКК публичных оценок - постоянной?