Posted 11 июня 2020, 02:14
Published 11 июня 2020, 02:14
Modified 18 октября 2022, 05:15
Updated 18 октября 2022, 05:15
Продолжение, начало читайте здесь.
Пока жители Удмуртии, находясь в режиме самоизоляции, напряженно следят за борьбой с коронавирусом, в правительстве Удмуртии решают совсем другие проблемы. Точнее, создают их: в самом скором времени к «проблеме Камбарки» в регионе может добавиться еще одна такая же, если не большего масштаба, - «проблема мусоросжигательного завода». К планам его строительства на участке по Нылгинскому тракту имеют отношение люди, близкие к главе Удмуртии Александру Бречалову.
Коротко о главном
В феврале 2020 года во время бизнес-миссии в Белоруссию чиновников правительства Удмуртии была достигнута договоренность о строительстве в республике мусороперерабатывающего комплекса силами белорусской компании «Сохра Дайнэмик».
За реализацию проекта взялся «Центр обеспечения экологической безопасности», по просьбе которого министр природных ресурсов Удмуртии Денис Удалов подписал акт выбора участка лесного фонда (24,8 га) в 30 км от Ижевска.
При чем тут папа?
Кто именно стоит за проектом строительства под Ижевском «мусорного» завода, удалось проследить благодаря информационной системе СПАРК-Интерфакс. Согласно открытым данным, конечным бенефициаром этой структуры является Яков Михайлович Чернин – отец коллеги Александра Бречалова по Общественной палате РФ Сергея Яковлевича Чернина.
Фигуры это чрезвычайно интересные. В Общественной палате РФ Сергей Чернин возглавлял комиссию по экологии, параллельно проявляя коммерческий интерес к теме так называемой «мусорной реформы» в регионах. Но поскольку к нему могли появиться неприятные вопросы, то одним из учредителей ряда региональных операторов по обращению с отходами стал не он, а его отец Яков Михайлович Чернин.
Что же касается сына, Сергея Чернина, То его имя связывалось сразу с несколькими «мусорными» скандалами в регионах – Нижегородской и Калининградской областях, в Прибайкалье и на Южном Урале.
Он, кстати, является совладельцем удмуртского регионального оператора – ООО «Спецавтохозяйство», в ней Яков Чернин владеет 26 процентами долей. Но, как выясняется, только этими долями интересы отца и сына Черниных, хорошо знакомых главе Удмуртии Александру Бречалову, не ограничиваются…
Минприроды на посылках
Интересы «Центра обеспечения экологической безопасности», той самой структуры, для которой глава минприроды Удмуртии Денис Удалов подписал акт выбора участка лесного фонда, по доверенности представляет некая Лариса Климова. Она обращалась и к главе МО «Среднепостолькое», и к министру природных ресурсов, именно ее подписи стоят на всех документах.
Она же, Лариса Васильевна Климова, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, является руководителем ООО «КамГео» (Камский центр геотехнологий) – небольшой компании, занимающейся подготовкой проектов, связанных с освоением недр.
А теперь внимание – 100-процентным собственником ООО «КамГео» является автономное учреждение «Управление Минприроды», полностью подконтрольное министерству и, соответственно, министру природных ресурсов Удмуртии Денису Удалову.
Если избавить схему от лишних подробностей, выглядела она, скорее всего, так. Сергей Чернин просит хорошо знакомого ему по Общественной палате РФ Александра Бречалова посодействовать в решении вопроса о выделении земли под новый объект – «мусорный» завод». Останавливаются на участке, примыкающем к действующему Нылгинскому полигону – чтобы не тратить лишние деньги и не заморачиваться с логистикой и инфраструктурой.
Как не помочь старому знакомому-«общественнику»? Вот минприроды Удмуртии, компетентное в таких вопросах, вот министр Денис Удалов, из «варягов». А тот, в свою очередь, выбирает в качестве низового исполнителя свою непосредственную подчиненную Ларису Климову, - она и бегает с бумажками по инстанциям.
Чьи в лесу участки?
Что интересно, участок для строительства «мусорного» завода был выбран знаковый. В свое время на него претендовал удмуртский «олигарх» Виктор Хорошавцев, также собиравшийся строить на нем новый полигон ТБО. Доводы были теми же, что и у нынешних претендентов: готовая инфраструктура, удобная логистика, близость к Ижевску.
Но федеральный центр Виктору Хорошавцеву в выделении участка в 24 га тогда отказал.
То, что не получилось у Хорошавцева, может получиться у Чернина и Бречалова – их лоббистские возможности в Москве куда серьезнее, чем у удмуртского «олигарха».
По информации Udm-Info, процесс согласования по выделению участка леса под строительство завода уже запущен и идет полным ходом. Минприроды Удмуртии, напомним, все согласовало, тем более что в составе комиссии, подписавшей акт, значатся сплошь подчиненные министра Удалова и представители Завьяловского лесничества.
Аналогичным образом, скорее всего, поступили и в Удмуртнедрах, и в МО «Среднепостольское». Не сделать этого они просто не могли, если об этом просят такие люди.
Если предположить, что лоббистские ресурсы Сергея Чернина позволят ему «пробить» в Москве нужное решение и перевести лес под строительство промышленного объекта, окно возможностей для него открывается просто огромное. Как, впрочем, открывается оно и для надзорных органов – той же природоохранной прокуратуры, и для ижевской общественности, которая наверняка встанет на дыбы во время обязательных публичных слушаний.
Ведь по закону перед строительством такого объекта необходимо будет провести публичные слушания. И что-то нам подсказывает, что негативное восприятие строительства мусоросжигающего завода под Ижевском будет сравнимо с эффектом истории в Камбарке.
Бречалов и Чернин хотят контролировать удмуртский мусор
Появление нового полигона, к чистоте создания которого есть объективные вопросы, «под боком» у уже действующего и далеко не использующего свои мощности на все 100 процентов, приведет к конфликту двух хозяйствующих субъектов.
С учетом того, что на стороне Чернина есть ничем не ограниченный административный ресурс, которым управляет Бречалов, можно ожидать в ближайшее время «наезд» различных контрольных и проверяющих органов на деятельность регионального оператора по обороту ТБО.
Классика жанра – проверки по линии природоохранной прокуратуры, Минприроды и других ведомств, скорее всего, начнутся в ближайшее время. Схема будет примерно такая: на основании собранных материалов подвести ситуацию к расторжению контракта с действующим регоператором и завести нового, уже полностью подконтрольного другу Бречалова Чернину. Тогда можно и поднять тариф выше психологически важной отметки в 100 рублей с человека.
Будет ли в этих новых условиях работа с ТБО более эффективной – большой вопрос. Зато Чернин и его покровитель Бречалов смогут поставить под личный контроль важнейшую «мусорную» сферу. Тем более что у Чернина опыт таких «спецопераций» в различных регионах России наработан уже давно.